Такое кино: что происходит сегодня на «Мосфильме»
Карен Шахназаров, глава киноконцерна «Мосфильм», весной обратился к Совету Федерации с призывом создать государственный центр киностудии – воссоздать систему Госкино СССР.
По мнению заслуженного кинодеятеля, только это способно сделать российский кинематограф рентабельным. В пример Шахназаров приводит государственный «Мосфильм», который, по его словам, не получает денег из бюджета и работает как рыночное предприятие. В том, как устроена самая известная кинофабрика страны, разбирался РБК.
В общих чертах Шахназаров обрисовал положение дел на студии следующим образом. Всего в штате 721 человек, за 2015 год «Мосфильм» заплатил 620 млн руб. налогов. В производстве сейчас около 90 проектов. Как пояснили в пресс-службе концерна, сотрудники заняты разными делами: кто-то просто сидит в офисе и работает над сценарием, кто-то записывает музыку к фильму, кто-то монтирует. В целом доходов хватает, хотя государство и не дает концерну ни рубля.
Шахназаров руководит «Мосфильмом» уже почти 20 лет. До него директором был режиссер и продюсер Владимир Досталь: он руководил «Мосфильмом» с 1987 по 1998 год и оставил в наследство Шахназарову непростое хозяйство.
Как вспоминает Карен Георгиевич, в то время на студии работали подпольные цеха по розливу водки, а павильоны были разрушены. Досталь предлагал акционировать киностудию и продать часть акций олигарху Владимиру Гусинскому, главе холдинга «Медиа-Мост». Среди членов правления «Мосфильма» идея акционирования не была популярной: Карен Шахназаров, Вадим Абдрашитов, Владимир Меньшов и Владимир Наумов категорически выступали против продажи студии.
Досталь настаивал на продаже, a когда сделка не состоялась, покинул в 1998 году «Мосфильм» и перешел на работу продюсером в «Медиа-Мост». По информации Forbes, в 1997 году Гусинский был готов заплатить за 49% акций кинокомпании около $166 млн.
«Я не знаю, кто и что говорит о Гусинском. С вами общаться на эту тему я не буду», — заявил Владимир Досталь корреспонденту РБК.
В итоге в 1998 году был заключен договор между киноконцерном и комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации правительства Москвы. По нему студии полагалась целевая помощь в размере 106 млн руб. — на съемки фильмов и реконструкцию материально-технической базы. Но на самом деле из этой суммы «Мосфильму» выделили только 30 млн рублей, тогда руководителем уже был Шахназаров, которого выбрали тайным голосованием.
«Мы были уверены, что победит режиссер Георгий Данелия, но победил Карен. Он был активным, на тот момент молодым. У него были свои идеи и планы», — вспоминает один из участников голосования.
В 2001 году распоряжением правительства за киноконцерном «Мосфильм» был закреплен статус ФГУПа, которое Шахназаров и возглавил. Он начал реконструировать помещения и обновлять технику. В разговоре с Forbes он признавался, что на техническую модернизацию ушло порядка $40 млн. Это обновление стало возможным в том числе благодаря девелоперскому проекту, который инициировал Шахназаров: в апреле 2002 года правительство Москвы одобрило предложение ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» о проектировании и строительстве жилого дома с нежилыми помещениями на земельном участке на улице Пырьева, предоставленном «Мосфильму» в аренду на 49 лет. Финансировала строительство компания «Инрестрой», выделившая Мосфильму $1,5 млн и 30 квартир для сотрудников, говорит Шахназаров. Выделенные деньги, по его словам, целиком ушли на новую технику.
Владимир Меньшов, режиссер самой популярной картины, снятой на «Мосфильме», «Москва слезам не верит», вспоминает:
«В советское время «Мосфильм» был таким ульем, который постоянно гудел. Каждая комната была занята съемочной группой: одновременно снимались картины, заканчивалось производство, начиналось производство — порядка 100 фильмов одновременно в работе»
Земля кормит
«Карен во всех интервью утверждает, что не берет ни рубля бюджетных средств. Но ему это и не нужно: у него есть отличный кусок земли в 34 га, который «Мосфильм» до сих пор кормит. Так что спокойно можно открывать навороченные звуковые студии и сдавать площади в аренду», — утверждает собеседник РБК, близкий к руководству киноконцерна «Мосфильм».
Формально хозяином территории в престижном районе столицы «Мосфильм» не является: 34 га земли закреплены за ним на праве долгосрочной аренды, также за концерном на праве хозяйственного ведения закреплено свыше 100 объектов недвижимого имущества.
Год назад использование госимущества «Мосфильмом» инспектировала Счетная палата. В отчете, опубликованном в сентябре 2015 года, аудиторы указывают: в период с 2012 по 2014 год было заключено всего 12 договоров аренды с участием Росимущества. Объем средств, полученных киноконцерном по договорам, составил около 80 млн руб. На аренду приходится 5% от годового дохода «Мосфильма». На данный момент на студии 9 арендаторов.
«Мосфильм» практически не снимает фильмов собственного производства, кроме самого Карена. Киноконцерн в основном работает на оказание услуг», — сетует гендиректор продюсерской кинотелевизионной компании «РИТМ» Юрий Кушнерев.
С ним спорит депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» и режиссер Станислав Говорухин: входящая в состав «Мосфильма» киностудия «Вертикаль», которой он руководит, в 2015 году запустила в производство фильм «Домик на юге» режиссера Веры Сторожевой. Согласно договору с ООО «Киностудия «Вертикаль», указывают аудиторы, «Мосфильм» выделил на картину около 71 млн руб.
«На «Мосфильме» мы снимаем все время», — добавил Говорухин.
В отчете аудиторов перечислены фильмы, снятые структурами концерна за счет «Мосфильма» с 2012 по 2015 год: четыре фильма из пяти снимало ООО «Киностудия «Курьер»; в пятом фильме, «Дорога на Берлин», Карен Шахназаров выступил в качестве одного из сценаристов и продюсеров. Помимо этого, в 2012 году Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), в попечительский совет которого входит глава киноконцерна «Мосфильм» Шахназаров, «выделил 30 млн руб. на прокат фильма режиссера Шахназарова «Белый тигр», сообщил РБК представитель фонда. Эта сумма была предоставлена на возвратной основе.
Шахназаров же на вопрос, почему основную часть кинокартин на студии снимала «Киностудия «Курьер», отвечает просто: я профессиональный режиссер, почему я не имею права снимать фильмы?
В 2013 году Карен Шахназаров в разговоре с президентом Путиным посетовал: «Мосфильму» необходимо развиваться дальше, однако средств на это не хватает. Тогда режиссер предложил отдать часть земли ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» под строительство коммерческой недвижимости, взамен на «Мосфильме» должны были построить нужные киноконцерну помещения.
В июле 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление «О привлечении инвестиций для развития федерального государственного унитарного предприятия «Мосфильм». Согласно документу «Мосфильм» и ООО «Альтера Парк» заключали инвестиционный договор, в рамках которого «Альтера Парк» получала участок под строительство недвижимости, а «Мосфильм» — новые павильоны и киноконцертный зал.
По договору предусматривается снос 31 здания, которые находятся на территории «Мосфильма». Инвестором проекта стало ООО «Альтера Парк» — 100-процентная «дочка» люксембургского фонда Altera Investment Fund, сообщил исполнительный член совета директоров фонда, бывший заместитель руководителя аппарата правительства Кирилл Андросов. Шахназаров утверждает, что инвестора проекта искали «наверху» и сам он к Андросову за помощью не обращался. Андросов подтвердил, что заинтересовался проектом самостоятельно. Шахназаров не отрицает свое давнее знакомство с Андросовым — оба входят в совет директоров «Первого канала».
Стройка на «Мосфильме» начнется в 2017 году, пока же инвестиционное соглашение не заключено, «поскольку носит сложную правовую природу в силу многообразия интересов и ограничений сторон». На данный момент, сообщил глава департамента строительства Москвы Марат Хуснуллин, участок под строительство на «Мосфильме» утвержден в Генплане, а представителям инвестора выдан градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
Согласно плану, общая площадь объекта под строительство — 133 600 кв. м, из них свыше 50 тыс. кв. м приходятся на жилой комплекс, порядка 40 тыс. кв. м выделено на офисный комплекс, и 40 тыс. кв. м — на автостоянку. Новые съемочные помещения и киноконцертный зал с тремя залами для нужд киноконцерна разместятся на площади в 28 тыс. кв. м.
Нынешний проект практически полностью повторяет концепцию, предложенную «Мосфильму» девелоперской компанией ЗАО «Форум Пропертиз». В 2003 году на территории киностудии должны были построить павильоны, а взамен инвесторы получали площадь под коммерческую застройку.
«По неизвестным причинам работы по разработке проекта строительства объектов для киноконцерна «Мосфильм» ЗАО «Форум Пропертиз» были остановлены и проект не был реализован», — рассказал представитель «Мосфильма».
Крупнейшая киностудия страны
«Мосфильм» строили по принципу студии, подобной Голливуду, — рассказывает бывший президент кинокомпании «Амедиа» Александр Акопов. — Эйзенштейн и Александров съездили в Штаты и решили построить что-то похожее, забыв о том, что Москва совсем немножко другая».
Единственное, что намекает на сходство киноконцерна с Голливудом, — аккуратно стриженные лужайки и гольф-кары. По дорожкам организованно ходят туристы, разглядывая памятник неизвестной девушке с хлопушкой и монументальные павильоны из белого кирпича. В них постоянно снимают телешоу и сериалы «Куприн», «Новогодний огонек», авторскую программу Владимира Соловьева, «Танцы со звездами», «Ледниковый период», «Без страховки» и новое шоу пародиста Максима Галкина* — «МаксимМаксим».
По словам трех источников издания в руководстве российских продакшен-компаний, закупочная стоимость эпизода сериала на федеральных телеканалах обходится в 8–10 млн руб., а часового телешоу — порядка 6 млн руб. Аренда одной смены съемочного павильона в московских студиях в среднем составляет порядка 100 тыс. руб.
Идея Голливуда как студии, не только продающей услуги, но и продюсирующей фильмы, для России сейчас неактуальна, объясняет глава компании «Метрафилмс» продюсер Артем Васильев. По мнению Васильева, «Мосфильм» превратился в бюро услуг.
«В советское время студия получала от государства деньги, на эти деньги силами студии и на студии производилось кино, которое пользовалось бешеной популярностью и приносило огромную прибыль, — говорит продюсер. — Сейчас, если фильм соберет миллион зрителей, это будет большое достижение, если три — то это полное счастье. А тогда 30–40 млн человек считались абсолютной нормой. В СССР прибылью от кино дотировали производство каких-то других отраслей, «Мосфильм» был Голливудом, а потом кино кончилось. Сейчас ты просто покупаешь у студии услуги и арендуешь оборудование».
Карен Шахназаров мечтает о новом Госкино, но не хочет его возглавлять. Он считает, что и так поднял из руин крупнейшую кинофабрику страны.
С 2012 по 2014 год на производственной базе «Мосфильма» было снято 535 картин и телепередач, подсчитали аудиторы; лишь пять из них были созданы самим «Мосфильмом», а доля от их проката составила чуть более 1% доходов концерна от проката своих картин — большую часть таких доходов обеспечили фильмы, снятые до 2000 года. Шахназарова же подобные упреки выводят из себя: он уже объяснял и Счетной палате, и журналистам, что киноконцерн работает как кинофабрика, которая не столько создает собственные проекты, сколько обслуживает сторонние. Этот капиталистический путь, по мнению гендиректора, выбрал не он сам — его выбрала страна. Именно этот путь привел к тому, что «Мосфильм» работает так, как работает любая студия в мире, например Warner Brothers.
Финансовые показатели «Мосфильм» не раскрывает. Согласно последним данным, указанным в базе данных «СПАРК-Интерфакс», выручка концерна в 2014 году составила около 990 млн руб., чистая прибыль — свыше 487 млн руб.
«Деятельность той или иной киностудии не ограничивается только производством собственных фильмов. «Мосфильм», предоставляя услуги по производству фильмов сторонним организациям, является полноправным участником их создания. Оказание производственных услуг соответствует уставной деятельности предприятия и направлено на увеличение прибыли предприятия», — сообщил представитель Министерства культуры.
Мнения
«Давно все студии перестали снимать что-либо, — убежден режиссер и член правления Владимир Меньшов. — Людей нет в коридорах. Ничего не происходит… Производственный корпус «Мосфильма» пуст. Я каждый раз иду к своему кабинету по пустому этажу».
«Альтернатив «Мосфильму» нет, — убежден режиссер Попогребский. — Нам для съемок нужно было построить МИД 60-х годов, в котором работает отдел внешнеполитической рекламы, — все красиво, все пижоны, у них такой интересный чердачок, и они периодически вылезают на крышу покурить. То есть нам нужны были огромные масштабы, удобное расположение и чистый звук. Мы нашли на «Мосфильме» и то, и другое, и третье».
При этом организация съемок на «Мосфильме» до сих пор устроена так, как в советские времена. Попогребский описывает ее устройство лаконично:
«Ты приходишь, и люди, как будто из мультфильма «Фильм! Фильм! Фильм!», задают тебе вопросы: «Так, дети будут?» — «Будут». — «Нужны справки, прививки». Или: «Животные будут?» — «Нет». — «А птица в клетке? Птица будет?» И дальше: «Огонь будет? Если да, нужные пожарные». Мы огонь не планировали, но у нас была сцена, романтический ужин. Я предложил для интима маленькую свечку зажечь. И ровно в этот момент обход, бежит главный пожарный с криком: «Если свечка на площадке зажжена, на съемке обязательно должен дежурить наш пожарный».
«Шахназаров застрял в реальности 30-летней давности. Блин, да там идешь по коридору, и из каждой второй комнаты крики: «Да зачем мне ваш компьютер, я 30 лет в кино!» И весь «Мосфильм» так устроен: это огромная территория, но она занята прудом, автомойкой, еще чем-то. А они могли бы построить декорацию «Улица Москвы», она бы у них была заполнена на 20 лет вперед, потому что в Москве на улице нельзя снимать перестрелки, взрывы», — рассуждает один из продюсеров, снимающих на «Мосфильме».
Помимо недостатка натурных площадок собеседник жалуется на «советскую кормежку» в местных кафе, отсутствие кофе навынос, «наждачную туалетную бумагу» в санузлах и «советский дух» на киностудии.
В том виде, в котором «Мосфильм» находится сейчас, он существует только благодаря тому, что мне удалось сохранить за 11 лет моей работы, горячится бывший директор «Мосфильма» Владимир Досталь. По его словам, основу благосостояния «Мосфильма» по-прежнему составляет знаменитый «золотой фонд» киностудии — киноконцерн является обладателем исключительного права на 1381 произведение.
«Эти фильмы я с кровью отбивал», — вспоминает Досталь.
«Золотое» кино
«Золотой фонд» с завидной периодичностью показывают на телеканалах. Стоимость одной минуты хронометража составляет от 1500 до 15 тыс. руб., расценки утверждены приказом «Мосфильма» от 18 декабря 2014 года №341, лицензионные договоры на использование кинокартин «Мосфильм» заключал с «Первым каналом», ВГТРК «Россия 1», НТВ, СТС, ТВ3, РЕН-ТВ, «ТВ Центр», а также с региональными телеканалами, каналами стран СНГ и зарубежными компаниями из Японии, Германии, Швейцарии, Франции, Китая и др. Среди фильмов, купленных по договорам, большая часть снята до 2000 года. В прокат берут «Андрея Рублева», «Иваново детство», «Солярис», «Сталкер», «Зеркало» Андрея Тарковского, «Войну и мир» Сергея Бондарчука, «Летят журавли» Михаила Калатозова и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова.
По словам самого Шахназарова, в конце 1990-х годов прибыль от «золотого фонда» составляла свыше 90% годового дохода «Мосфильма». Сейчас, поясняет Шахназаров, деньги, полученные от проката киноклассики, составляют порядка 30% дохода киноконцерна, остальные 65% приходятся на производственную деятельность. Оставшиеся 5% приносят экскурсии и официальная аренда.
Что дальше?
«Создать структуру, подобную Министерству кинематографии, — да, это было бы самое разумное. Если говорить о духовном воспитании, то это было бы самым перспективным. Сегодня мы сталкиваемся с чудовищными ошибками в кино, с примитивными сюжетами. Этого не могло быть, когда существовало Госкино», — поддерживает Шахназарова Станислав Говорухин.
Идея создания нового министерства вызывает симпатии и у Вадима Абдрашитова:
«Конечно, структура, подобная Госкино, должна быть создана, и она, в частности, должна обеспечивать прокатом наши фильмы».
Пока предложение Шахназарова остается без ответа. В Минкульте уточнили, что сегодняшний день внесение изменений в существующую систему распределения средств на кинематографию на повестке дня не стоит.
По материалам РБК
* - выполняет функции иностранного агента