Таксопарки Екатеринбурга роняют цены
Екатеринбургский рынок такси ждут большие перемены. Местные операторы «Автомиг» и «Три десятки» создали компании, которые будут работать в нижнем ценовом сегменте и противостоять федеральным игрокам.
Выход местных операторов рынка такси в новые сегменты эксперты рынка предсказывали еще в декабре 2014 г. В частности, Ирина Гаренских, заместитель директор ДС «Автомиг», прогнозировала, что новых федеральных игроков в Екатеринбурге не появится – на конкурентом рынке клиентов можно привлечь только низкими ценами или дополнительным сервисом.
«Более вероятно, что рынок будут развивать действующие игроки, выводя новые бренды: для их создания и развития у них сегодня достаточно ресурсов, опыта, знания местных реалий, – сказала она. – Но и эти бренды должны быть особенными».
Пять месяцев спустя выяснилось, что г-жа Гаренских имела в виду свою компанию. 10 мая «Автомиг» вывел на рынок новый бренд «Двойки» (телефонный номер диспетчера состоит из одних двоек). В мае «Двойки» собирается раздавать в развлекательных заведениях и ресторанах Екатеринбурга дисконтные карты со скидкой 22%, которые можно также заказать в Интернете и через соцсети.
Почти одновременно учредитель «Трех десяток» создал службу заказа «Три лимона». Такси позиционируется как дешевое – сайт компании сообщает: «Мы честно предлагаем, пожалуй, самую низкую цену перевозчиков в городе на поездки в такси».
По мнению участников рынка, эти действия объясняются наступлением федеральных диспетчерских служб «Максим» и «Везет», ценовую политику которых местные игроки характеризуют как жесткий демпинг. По данным 2ГИС, сейчас в Екатеринбурге действует около 117 служб такси. Примерно половина из них – службы заказа автомобилей без собственного парка машин, сотрудничающие с индивидуальными предпринимателями (водителями). Еще 38% рынка приходится на таксомоторные компании, где есть и свой, и арендованный транспорт. Остальные 15% – полноценные таксомоторные компании с автопарком и штатом водителей. Соответственно, себестоимость их услуг выше, чем у диспетчерских служб
«Таксопарки, содержащие собственный парк машин, не могут бесконечно опускать ценовую планку, как это делают так называемые информационные сервисы, привлекающие частных перевозчиков, – говорит Михаил Бабин, президент ГК «Технология ресурсов» (в ее состав входит «Такси-город»). – В цивилизованных странах такой бизнес невозможен. Это все равно, что купить самолет и пытаться конкурировать с авиакомпаниями. Но екатеринбургские игроки, особенно работающие в эконом-сегменте (как, например, «Три десятки»), тоже могут создать новые компании и возить пассажиров на арендованных машинах. Тогда их издержки будут сопоставимыми с федеральными операторами «Максим» и «Везет».
Это означает, поясняет г-н Бабин, что рынок такси будет и дальше скатываться в демпинг. По его словам, конкуренция уже настолько велика, что последние три года операторы такси, заинтересованные в загрузке автопарка, обслуживают аэропорт «Кольцово» себе в убыток.
По общему мнению, появление федеральных и международных интеграторов ситуацию усугубит. В апреле в Екатеринбурге уже запустился сервис онлайн-заказа машин «Яндекс. Такси», сотрудничающий с крупными таксопарками. Сейчас он работает в классе «комфорт» с компаниями TopTaxi, SkyTaxi, Такси Город и «Такси Авантайм». В мае его примеру намерен последовать американский агрегатор заказов Uber, который привлекает и водителей с автотранспортом. Прежде компания использовала только автомобили премиум-сегмента, но с осени прошлого года начала оказывать услуги на массовом рынке. Как посредники, онлайн-приложения получают комиссию – 5-20% от суммы заказа, что вызывает недовольство водителей таксомоторов. В феврале 2015 г. московские таксисты, не желавшие делиться заработком с онлайн-сервисами «Яндекс.Такси», Uber и Gettaxi, устраивали забастовку, в которой участвовало более 4 тыс. чел. По сообщению газеты «Коммерсант», мэрия Москвы признала их претензии необоснованными.
Первый год «Яндекс.Такси» будет работать в Екатеринбурге без комиссии. Однако участники екатеринбургского рынка полагают, что в будущем конфликтов агрегаторов с таксистами не избежать.