ТАТАльный апгрейд завода
Автомоторный завод занимался изготовлением и установкой кузовов на шасси грузовых автомобилей ЗИЛ. Но в прошлом году у него появился новый собственник — «СК-Пром» (входит в группу «Северная казна»)
Автомоторный завод занимался изготовлением и установкой кузовов на шасси грузовых автомобилей ЗИЛ. Но в прошлом году у него появился новый собственник — «СК-Пром» (входит в группу «Северная казна»), и компания не смогла договориться с АМО ЗИЛ о сохранении действующего производства. В результате завод вынужден был приступить к разработке собственной модели грузовика из комплектующих различных автозаводов. Так, кабина для него будет изготавливаться на МАЗе, а ходовая — на Камском автозаводе. Одновременно велись поиски стратегического инвестора. По словам генерального директора «АМУРа» Павла Чернавина, уральских промышленников интересовала свободная ниша на авторынке — оказалось, что на нем почти нет низкорамных машин грузоподъемностью 2-4 т.
Прошлой осенью предприятие вышло на индийскую компанию ТАТА. Оказалось, что ТАТА, имеющая опыт сотрудничества со странами СНГ, тоже ищет партнера в России. По словам руководителя международного отделения TATA MOTORS Пиджи Шанкара, на нашу страну индийцы смотрят с большой надеждой. «По нашим оценкам, в мире есть только три страны, в которых автопром имеет большие перспективы — это Индия, Китай и Россия», — заявил глава регионального отделения компании TATA MOTORS Амрит Курвилла.
По мнению исполнительного директора «АМУРа» Анатолия Опарина, индийские автомобили по своим качествам превосходят «бычки» и «газели». Главное их преимущество — дизельные двигатели с ресурсом на
1 млн км. В течение этого года TATA MOTORS поставит на Урал 400 комплектов для сборки грузовиков TATA-407 и TATA-613. Эти модели, как и еще несколько, базируются на разработках Mersedes, с которым ТАТА уже давно сотрудничает. Выпуск первых грузовиков — своеобразная разведка боем. Если машины хорошо примут, «АМУР» будет производить в год примерно 5 тыс. автомобилей. Мощности позволяют при необходимости нарастить выпуск до 25 тыс.
Г-н Опарин не исключил, что в дальнейшем на Урале начнется сборка и легковых автомобилей TATA. «Мы решили начать с грузовиков, потому что их проще собирать, да и компания «СК-Пром» имеет большой опыт в производстве именно грузиков. Но наши специалисты будут контролировать весь процесс», — добавил Пиджи Шанкар. По мнению Павла Чернавина, пришло время сломать стереотипы — Индии не только страна слонов и чая. Сейчас это государство переживает экономический подъем, и сотрудничать с ней становится все выгоднее. ТАТА занимает шестое место в мире по производству грузовиков и располагает полным циклом — от добычи руды до выпуска готового авто. Это крупнейшая частная корпорация в Индии со 140-летней историей и оборотом более $11 млрд, что составляет почти 3% от ВВП страны. Договор с «АМУРом» можно считать продолжением мировой экспансии индийского автопроизводителя. В начале года TATA приобрела компанию Daewoo Commercial Vehicle, которая выпускает 20 тыс. автомобилей в год. За первые три месяца этого года компании удалось только в Великобритании реализовать более 3 тыс. машин.
Радужные планы уральских машиностроителей разделяют не все. Дело в том, что в этом же сегменте представлены автомобили южнокорейского концерна KIA, который уже успел наладить сеть сервисных центров. «Существуют реальные трудности в продвижении продукции и увеличении объема продаж. Это связано с возросшей конкуренцией и огромным количеством предложений от мировых автогигантов. Войти на этот рынок могут только крупные предприятия с устоявшейся структурой обслуживания», — заявил в интервью «ДК» представитель АМО ЗИЛ по Свердловской области Алексей Борщик. Кроме того, он отметил, что сейчас «АМУР» может наладить только отверточную сборку индийских грузовиков, которая по многим показателям уступает конвейерной.
Даниил Силантьев
silantev@apress.ru