Телевидение версии 2.0: екатеринбургский вариант
эксперты Виталий Клементьев директор по развитию бизнеса компании КАБiNET Павел Нагибин директор компании «НАГ» Надежда Патрина директор по маркетингу компании «Экстрим Информационные Технологии» А
эксперты
Виталий Клементьев
директор по развитию бизнеса компании КАБiNET
Павел Нагибин
директор компании «НАГ»
Надежда Патрина
директор по маркетингу компании «Экстрим Информационные Технологии»
Алексей Пинженин
коммерческий директор компании КАБiNET
Александр Серов
главный инженер телекомпании «Областное телевидение»
Максим Рутынский
технический директор телекомпании «Четвертый канал»
Артем Черанев
директор компании «Инсис»
Какие компании в Екатеринбурге заработают на IP-TV
Когда телевидение проникнет в сотовые телефоны
Российский венчурный фонд ABRT (специализируется на инвестициях в ИТ) недавно за $2 млн купил 45% компании «ТВ-клик», занимающейся интернет-телевидением, которая еще даже не начала работать. Сейчас финансисты рассматривают возможность дальнейшего инвестирования еще $3-5 млн. И это несмотря на то, что в мире до сих пор практически нет внятных бизнес-моделей для новых технологий интернет-телевещания. Тем не менее инвесторов это не останавливает. Они чувствуют, что за новыми формами передачи телесигнала будущее, и готовы вкладывать в проекты еще раньше, чем появляется четкий бизнес-план. Уральские предприниматели не исключение. Счет вложенных в новые проекты сумм уже идет на миллионы долларов. Осталось узнать, как их будут возвращать.
Жители Екатеринбурга смогут получать телесигнал тремя способами: выставить антенну своего телевизора в окно и принимать программы напрямую из эфира; подключиться к кабельному телевидению; поставить спутниковую тарелку. Первый вариант почти никого не устраивает, поскольку добиться качественного приема большого числа каналов в городской среде практически невозможно. «Частотный план в Екатеринбурге перегружен», — сетует МАКСИМ РУТЫНСКИЙ, технический директор телекомпании «Четвертый канал». Спутниковое телевидение тоже не выход. Стоимость оборудования даже по приему бесплатных каналов становится барьером для многих пользователей. Системы типа НТВ+, по сути, нишевые, на широкий охват аудитории не претендуют (у НТВ+, сообщает издание RBCDaily, по всей стране примерно 560 тыс. абонентов, значительная часть которых приходится на Москву, Санкт-Петербург и Краснодарский край). Большинство городских телезрителей выбирают кабельное телевидение. Как констатирует АЛЕКСЕй ПИНЖЕНИН, коммерческий директор компании КАБiNET (входит в компанию «Национальные кабельные сети»), в Екатеринбурге к системам кабельного телевещания подключено около 70% всех квартир. Теоретический максимум достигает 85-90%.
Рынок кабельного телевидения в столице Урала делят между собой два игрока — «Национальные кабельные сети» (НКС, холдинг «Национальные телекоммуникации») и «Евротел» (входит в АФК «Система»). Небольшую долю занимает компания «Ортикор» (10 тыс. абонентов), которую недавно купила «Ренова-Медиа». Никаких дальнейших изменений в ближайшее время участники не прогнозируют. Рынок уже контролируется федеральными компаниями, многие абоненты консервативны и не склонны менять оператора. Изменения могут произойти только с началом технологической гонки, а она лишь готовится к старту.
Первый шаг в этом направлении предприняла компания «Национальные кабельные сети — ЕвроАзия» (екатеринбургское подразделение НКС), запустившая под брендом «Твое ТВ» цифровое кабельное вещание. До сих пор кабельщики, как и эфирное телевидение, передавали аналоговый сигнал. Теперь настало время переходить на цифровое вещание . Это позволяет резко увеличить число каналов, из которых пользователь может выбрать несколько пакетов. Теоретически по кабелю можно транслировать до 500 каналов в цифровом формате, а не 50-60 в аналоговом, как делают сейчас. Цифровое телевидение может персонифицировать подписчика и предоставлять ему именно те тематические каналы, которые он хочет смотреть. Клиентоориентированность услуги растет, что позволяет уверенно конкурировать с действующим, но уже устаревающим аналоговым телевидением. В конечном счете расклад сил между игроками кабельного телевидения будет зависеть именно от скорости внедрения цифрового вещания. И им надо торопиться, поскольку к переходу на «цифру» готовится и эфирное телевидение (его активно подгоняет государство, которое намерено завершить этот процесс к 2011 г.). Внедрение «цифры» в эфир сделает его прямым конкурентом нынешнего кабельного телевидения. Г-н Рутынский: «Уровень проникновения кабельного телевидения высок, но в некоторых домах нет качественного эфирного приема и до сих пор не подведен кабель. Именно для таких домов эфирная «цифра» окажется решением всех проблем». По сути, у кабельщиков нет иного выхода, кроме как развивать цифровые услуги, иначе их зажмут другие технологии предоставления телесигнала, например IP-TV . Задача крупных операторов — правильно спланировать инвестиции, чтобы, с одной стороны, не собирать все шишки при тестировании новых технологий и, с другой стороны, не опоздать с запуском новых услуг.
Разговоры о необходимости внедрения телевидения по интернет-протоколу среди провайдеров ведутся уже не первый год. IP-TV — это следующий уровень развития телевидения вообще: наличие обратной связи (через компьютер или приставку к телевизору) позволяет ему стать по-настоящему интерактивным, т. е. пользователь может сам влиять на телепрограмму или вообще формировать свою собственную. С IP-телевидением неразрывно связаны такие услуги, как виртуальный видеомагнитофон, тайм-шифтинг (возможность поставить телепередачу на «паузу»), видео по запросу (продажа фильмов по сети передачи данных) и т. д. IP-телевидение вполне способно заменить дома DVD-плеер с функцией записи.
Однако для большинства интернет-операторов все размышления о телевидении так и остались в ранге мечтаний: внедрять подобные системы дорого, а зарабатывать на них непросто. Тем более что на массовый рынок претендовать сложно, поскольку есть входной барьер в виде стоимости абонентского оборудования примерно в $150. В условиях когда пользователь привык получать телесигнал практически бесплатно, рассчитывать взять с него деньги — это почти утопия.
Вопросов к IP-TV до сих пор больше, чем ответов. ПАВЕЛ НАГИБИН, директор компании «НАГ»1: «На рынке пока нет даже понимания, что считать настоящим IP-телевидением. С одной стороны, есть компания Corbina в Москве, потратившая на это $12 млн, с другой — пионер Вася, который купил спутниковую плату для своего компьютера и транслирует сигнал в локальную сеть. Что из этого считать реальным IP-TV, никто толком не знает». Что, впрочем, не мешает екатеринбургским компаниям продолжать ставить дорогостоящие эксперименты в этой области. «Несмотря на относительную новизну IP-TV, ряд зарубежных компаний уже демонстрируют успешное внедрение и коммерческую эксплуатацию этой услуги. Однако в России услуга IP-TV пока не подтвердила безусловный коммерческий успех проекта. Пока это нишевая услуга», — отмечает ВИТАЛИЙ КЛЕМЕНТЬЕВ, директор по развитию бизнеса компании КАБiNET.
АРТЕМ ЧЕРАНЕВ, директор компании «Инсис» (первая запустила в городе IP-TV в коммерческую эксплуатацию), так объясняет активность операторов по запуску услуги с размытыми перспективами: «Провайдерам необходимо насыщать свои сети максимальным количеством новых продуктов. Преследуются две цели: повысить среднюю выручку с абонента за счет новых услуг и удержать клиентов за счет большего количества сервисов».
В компании «Планета» к IP-телевидению решили подойти с другой стороны и рассматривать его не как допуслугу к продаже интернет-трафика, а как самостоятельный бизнес-проект. Ключевым фактором успеха должна стать интерактивность. Компания даже позиционирует новый сервис не как IP-TV, а как iTV (интерактивное телевидение). НАДЕЖДА ПАТРИНА, директор по маркетингу компании «Экстрим Информационные Технологии» (системный интегратор проекта внедрения IP-TV на сетях «Планеты): «Мы рассчитываем занять средний ценовой сегмент рынка платного телевидения — наши услуги будут дороже, чем у кабельных операторов, но дешевле спутникового ТВ. В ближайшее время массового спроса на новый продукт не будет в силу того, что продукт действительно новый, в том числе и для жителей Екатеринбурга. Услугу планируем оказывать как нашим интернет-абонентам, так и новым пользователям». «Планета» уже разработала примерную линейку тарифов. Просмотр одного фильма в рамках услуги «видео по запросу» будет стоить около 50 руб., абонентская плата — от 180 до 400 руб. в месяц. Эксперты отмечают, что в такой подаче IP-TV конкурирует не только с эфирным и кабельным телевидением, но и с магазинами по продаже видео. В чью пользу сложится противостояние — пока неясно.
Кроме интернет-операторов за рынок IP-TV собирается повоевать и такой телекоммуникационный гигант, как «Уралсвязьинформ» (УСИ). Правда, компания делает акцент не столько на самом телевидении, сколько на предоставлении Triple Play (доступ к телевидению, телефонии и Интернету через один провод). «Уралсвязьинформ» ориентируется на московский проект «Стрим-ТВ» (проект АФК «Система» — IP-телевидение через сети ADSL, как и у «Уралсвязьинформа»), который хоть и не догнал по популярности «Стрим-Интернет», но показывает высокие темпы развития. За год число абонентов выросло до 90 тыс. Кроме УСИ на те же лавры претендует и компания «Национальные мультисервисные сети», созданная и зарегистрированная в Перми в 2005 г. бывшим гендиректором «Уралсвязьинформа» Владимиром Рыбакиным. Организация заявила о намерении активно заниматься IP-телевидением в Екатеринбурге и в других крупнейших городах Урала. Сейчас компания строит сети, по которым будет предоставлять телесигнал, Интернет и телефонию. Этот проект пока уникален только общеуральским размахом. Не оставляет планов по развитию услуг IP-телевидения и крупнейший интернет-провайдер КАБiNET. «Мы работаем над проектом IP-TV, но еще только в опытной зоне, чтобы точно знать, куда двигаться дальше», — резюмирует г-н Клементьев.
Развитие услуг IP-TV множит не только преданных поклонников технологии, но и скептиков. Г-н Нагибин: «Окупаемости проектов IP-телевидения еще не видно, и, на мой взгляд, технология не выживет, потому что она идеологически ущербна. Конкурентом IP-TV выступает не кабельное или эфирное телевидение, а скачивание файлов из локальной сети и Интернета. Этот простой путь идеологически более привычен и дешев. Сейчас его искусственно тормозят только проблемы с легальностью контента. Десять лет назад с музыкой были те же проблемы, но ее научились легально продавать, например, iTunes (крупнейший в мире онлайн-магазин музыкальных файлов. — Прим. ред.)».
Несмотря на невнятные бизнес-модели, телевидение по интернет-протоколу привлекает все больше фирм. Если проект окажется удачным, ничто не помешает и другим интернет-операторам продвигать интерактивное телевидение в массы. Тем более, по замечанию Максима Рутынского, любой аналоговый кабельный оператор мечтает стать оператором IP-телевидения, чтобы предоставлять не одну услугу, а весь спектр: ТВ + Интернет + телефония + видео по запросу. Так что конкуренция в этом сегменте намечается жесткая.
Пока интернет-операторы готовятся к противостоянию с кабельщиками, телекомпания «Областное телевидение» (ОТВ) намеревается вообще перевернуть представление о приеме телесигнала в России. Прошлой зимой испанский производитель оборудования SIDSA объявил о запуске в тестовую эксплуатацию первой в нашей стране сети мобильного телевидения стандарта DVB-H, она должна появиться в Екатеринбурге на базе ОТВ. «Была эпоха, когда телефоны стояли на столе и унести их было нельзя, затем появились мобильники. Сейчас то же происходит с телевидением — его можно будет смотреть где угодно, а не только рядом с телевизором», — объясняет Александр Серов, главный инженер телекомпании «Областное телевидение». ОТВ работает над запуском этого проекта уже четыре года, основная часть сил и средств ушла на получение частотного ресурса. Сейчас завершается оформление документов на все сооружения связи, и, по словам г-на Серова, в 2008 г. мобильное телевидение будет запущено в коммерческую эксплуатацию. Тогда стандарт DVB-H позволит транслировать несколько десятков каналов для приема их устройствами (возможно, на базе мобильных телефонов или смартфонов) с экраном диагональю до 12 см. Обратная связь абонента с провайдером будет осуществляться по GSM-каналу. Это дает, например, возможность голосовать прямо в эфире, вести чат, просматривать программу и т. д.
Однако проблемы у мобильного телевидения все те же, что и у IP-TV: нет сложившейся бизнес-модели (в Западной Европе основной заработок приносит платный доступ к услуге), сервис неизвестен пользователям, да и терминалов для приема сигнала у населения практически нет. Эльдар Муртазин, аналитик Mobile Research Group, добавляет, что дополнительной преградой станет отсутствие фирм, способных создать специализированный контент для мобильного ТВ. Хотя, считает Александр Серов, при желании в DVB-H можно конвертировать любой спутниковый канал.
По мнению Оксаны Панкратовой, партнера ComNews Research, мобильное ТВ, конечно, инновационная услуга, однако говорить о мировом признании пока преждевременно. «От абонента требуют смены телефона, а преимущества платного ТВ для него еще не очевидны. Есть, конечно, фанаты всего инновационного, но их доля на рынке — 2-3%», — отмечает г-жа Панкратова. Доступные терминалы и множество нишевых услуг — вот атрибуты массового рынка. Следовательно, первоочередная задача, которая стоит перед операторами, — набрать критическую массу пользователей мобильного ТВ.
Цифровое телевидение — телевидение, где в отличие от аналогового сигнал передается за счет модуляций радиоволн, картинка идет в цифровом формате, что позволяет передавать в одном частотном диапазоне существенно больше каналов, но повышает требования к устойчивости сигнала. Телесигнал в цифровом формате можно транслировать и через эфир, и по кабелю.
IP-телевидение — технология передачи телесигнала через интернет-каналы (ADSL, Ethernet). Кроме передачи качественной картинки, обладает возможностью интерактива с пользователем.
статистика
IP-ТV дает больше сервисов
Сравнение возможностей IP, кабельного и спутникового ТВ
Услуга | IP | Кабельное | Спутниковое |
Электронный гид Интеграция с Интернетом для лучшего поиска | + | + | |
Нишевый контент Нишевые ТВ-программы на разные интересы: спорт, музыка, хобби, локальный контент | + | + | |
Интерактивность Игры, коммерция, съемка из нескольких точек | + | + | + |
Коммуникации АОН, голосовая и электронная почта и др. | + | + | |
Усовершенствование возможностей ТВ Множественные картинки (сервис PIP — picture in picture), быстрое переключение каналов |
+ | ||
Видео по запросу Широкий выбор программ по запросу, в т. ч. и в формате HDTV | + | + | |
Поддержка каналов HDTV Эффективное использование пропускной способности канала для поддержки новых HDTV-программ | + | + |
Источник: журнал Intelligent Enterprise.