«Телевизор будущего». Как «Яндекс» строит из «Дзена» конкурента Instagram и Youtube
«Хотим построить компанию, которая будет стоить несколько миллиардов долларов. Мы замахнулись на что-то очень крупное». «Яндекс» хочет создать медиаимперию из своей рекомендательной платформы.
Совет директоров «Яндекса» признал успешным эксперимент с медиасервисом «Яндекс.Дзен» и решил выделить его в отдельное направление. За год ежедневная аудитория «Дзена» выросла вдвое – до 13 млн пользователей. Как рассказали в интервью The Bell гендиректор «Яндекс.Дзена» Дмитрий Иванов и исполнительный директор Виктор Ламбурт, «Яндекс» поверил в перспективы «Дзена» как бизнеса. В этом году выручка сервиса может составить 4 млрд руб. — оценка рассчитана исходя из показателя за май этого года. Вся выручка «Яндекса» за 2017 г. составляет 94 млрд руб.
По их словам, в Китае платформы, похожие на «Дзен» быстро развиваются, и поэтому они рассчитывают на существенный рост в течение следующих пяти лет. Бизнес «Дзена» по масштабу может сравняться с поисковым бизнесом, считает г-н Ламбурт. Сейчас весь «Яндекс» оценивается в $11,4 млрд.
Мы хотим построить компанию, которая будет стоить несколько миллиардов долларов. Мы не сомневаемся, что перспективы этого рынка и наши технологии позволяют это сделать, — говорит г-н Иванов.
Сколько людей сознательно пользуются «Дзеном», в «Яндексе» ответить затруднились. Его аудитория примерно пополам делится на мобильную и десктопную. Люди привыкают к платформе, она под них подстраивается и начинает лучше их понимать, говорит г-н Ламбурт. Руководство сервиса считает, что глава Apple Тим Кук ошибается, когда считает, что главные новости должны отбираться людьми, и верят в человеко-машинный комплекс.
Мы замахнулись на что-то очень крупное, мы строим своего рода «телевизор будущего». Он основан на технологиях искусственного интеллекта, которые очень скоро будут полностью определять медиапотребление. Даже поток телевещания в домашнем телевизоре через 10-20 лет будет работать на тех же алгоритмах, которые мы сейчас разрабатываем в «Дзене», — рассказал Дмитрий Иванов.
Для «Яндекса» платформа «Дзен» — это возможность увеличить мобильную аудиторию и выйти на рынок social media, который всегда был чужим для компании. Сейчас его занимают «ВКонтакте», Instagram, Facebook и другие. Из «Дзена» строят социальную медиаплатформу. Его миссия — «помогать людям интересно проводить время и делать это так, чтобы они об этом не жалели».
Пока экономика «Дзена» основана на автоматизированной рекламе и может питать лишь информационный фастфуд, признает Дмитрий Иванов. В то же время руководители сервиса видят большое будущее в нативной рекламе, которая поможет медиабизнесу, ориентированному на качество и репутацию.
Мы думаем, что в ближайшие годы будет очень много инструментов, технологий и практик в области нативной рекламы. Мы в большой степени видим «Дзен» как платформу для нативной рекламы и хотим быть в числе лидеров на этом рынке, — рассказывает Дмитрий Иванов.
В ближайшие годы в «Дзене», Instagram, Telegram, на Youtube будут созданы десятки тысяч новых медиа, и «Яндекс» хочет стимулировать этот рынок деньгами. К примеру, в Китае есть продюсерские центры по созданию и монетизации новых медиа (Multi Channel Networks) — их рынок показывает миллиардные доходы и бешено растет. Это ждет и Россию, уверен гендиректор «Дзена».