«Теперь берут откаты по-новому и с чистой совестью. Забудьте про пухлые конверты!»
Эксперт по безопасности и профессиональный полиграфолог Олег Щербатых специально для DK.RU рассказал о новой тенденции в сфере взяток и откатов. Главное — ловить людей стало куда сложнее.
Олег Щербатых, президент «Уральской ассоциации полиграфологов»:
— «Денежки в конверте» уходят из обихода мздоимцев. Сейчас люди стали более изобретательно подходить к получению незаконного вознаграждения, появились новые достаточно изощрённые схемы ухода от ответственности. К примеру, проводят опрос: при оценке рисков коррупции воровства раньше достаточно было спрашивать про получение денег. Сейчас все стало намного сложнее: люди стали «дарить подарки».
Подарками бывают алкоголь, продукты питания, сертификаты, аппаратура, техника, товары для дома, конфеты, кофе, одежда, и т. д. А если контрагентов 30 или 100, то все что-то несут, везут, как на работу, так и домой. Неблагонадёжный сотрудник подумает, зачем что-то выдумывать еще, если и так — жизнь удалась.
Налицо банальный «откат», но сотрудник его так не воспринимает, он себя считает человеком честным.
Откаты и взятки не берет, но подаркам — всегда рад. Сотрудник обычно так и говорит: «это не откат, не взятка, не комиссионные, это подарок за хорошую работу, за продуктивные отношения» и т.д.
Часто собственники и руководители закрывают на это глаза, а зря. Конечно, например, любой девушке будет приятно, если ей подарят цветы на праздник, и на самом деле в этом ни чего зазорного нет. А вот, скажем, наличие сертификата на энную сумму от магазина бытовой техники или ювелирной компании уже можно рассматривать как откаты?
Беда в том, что сотрудники привыкают к такому положению, и дальше, при заключении сделок с новыми контрагентами — могут создать такие условия, которые вынуждают контрагента «добровольно» давать подарки. А контрагенту, за это можно в знак благодарности —подкорректировать цену на товар, или получить более выгодные условия по расчётам.
Моя практика богата примерами. Один из менеджеров, регулярно получающий дорогие подарки, начала более лояльно относиться к компании-контрагенту, закупки товаров от этой компании проходили уже на более «лояльных условиях» по проценту брака, по отсрочке платежа, по цене. При проверке выяснилось, сотрудник от контрагента после каждой поставки приносил ей сертификаты на сумму от 10 тыс. – 30 тыс. руб.
Поначалу она купила себе домой то что хотела, потом стала заказывать поставщику определённые виды сертификатов, на то, чего ей не хватало. Потом эти сертификаты стала продавать. При этом считая, что ничего «страшного» в этом нет, ведь она не берет деньги.
Человек привыкает к дополнительным благам, на которые не надо тратить деньги и старается изыскать возможность их получить, снова и снова.
Некоторые поставщики более хитро относятся к работе с менеджерами компании, ведь менеджера можно пригласить на специализированные семинары и конференции для презентации нового вида продукции. Оплатить перелет и проживание заграницей, всячески стараясь сделать его пребывание на мероприятии выгодным для дальнейшего сотрудничества, также можно вручить опытный образец для личного пользования менеджера. Однако перед таким культурным мероприятием ваш менеджер заранее оформляет с фирмой-организатором контракт на покупку уникального программного обеспечения или оборудования, но по завышенной цене.
Человек слаб: получив что-то на «халяву», оценив новые впечатления, он уже не видит недостатков в товаре, уже считает эту цену приемлемой, а условия работы с данным контрагентом шикарными.
Часто в роли подарков оказываются встречные услуги. Так, например, начальник транспортного цеха завода, после того как выбрал компанию-подрядчика для оказания ремонтных работ, «неожиданно» начинает обслуживать в этой организации свой автомобиль и машины ближайших родственников. И нет никакой гарантии, что подрядчик не включит данные услуги в свой ценник для вашей компании.
Или ещё более интересна сфера строительства и ремонта. Например, менеджер торговой сети выбрал для ремонта нескольких магазинов подрядную организацию, причём именно ту, которая проводила ремонт в его квартире. Ведь он был на 100% уверен в качестве проводимого ремонта, он лично видел, как работники положили плитку в его ванной, как быстро и качественно натянули потолки, поменяли сантехнику и стоимость работы его очень устроила, ведь он заплатил ниже рыночной цены. Почему бы эту компанию и не привлечь к работе? Нужно быть очень осторожным, когда ваши сотрудники смешивают личное с общественным. Между ними может и не быть коррупционной составляющей, менеджер может и не получать от подрядчика деньги, но он в знак благодарности пролоббирует именно эту фирму, а какой она ценник выставит за свои услуги и как качественно сделает ремонт, нельзя загадывать.
В моей практике были случаи, что в качестве подарков сотрудникам выступали и автомобили, и земельные участки, а также квартиры. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы вам подарили трехкомнатную квартиру в центре Екатеринбурга в элитном доме?
Кто-то скажет, что здесь есть риск переступить черту и вторгнуться в личную жизнь сотрудников, но я столько раз видел эти разочарованные лица, что просто не могу миндальничать: копните глубже, и очень вероятно, что ваш закупщик берет что-то для себя там же, где и для фирмы. А вот тогда держитесь…