Тимур Уфимцев: «К «Екатеринбург-Арене» невозможно остаться равнодушным»
Как строился стадион Екатеринбурга к Чемпионату мира по футболу-2018, почему он получился уникальным и чего ждать от главной спортивной площадки города игрокам и болельщикам — в интервью на DK.RU.
Стадион «Екатеринбург-Арена» и во время, и после реконструкции не раз становился поводом для дискуссий. Логистику, сборно-разборные трибуны, сохранение исторического наследия обсуждали не только в России, но и за границей. О том, как компании «Синара-Девелопмент», генеральному подрядчику реконструкции стадиона в Екатеринбурге к ЧМ-2018, удалось меньше, чем за 2,5 года построить стадион международного класса, который уже совсем скоро примет матчи мундиаля, DK.RU рассказал генеральный директор «Синара-Девелопмент» Тимур Уфимцев.
Какие трудности возникали при строительстве «Екатеринбург-Арены»?
— Стадион в Екатеринбурге является памятником архитектуры 50-х годов XX века. Основная задача, которая стояла перед строителями, — вписать в исторические стены новую современную арену, соответствующую всем международным требованиям. Необходимость сохранения и восстановления культурно-исторических элементов архитектурного ансамбля стадиона накладывала дополнительные ограничения. Также при организации работ важно было учесть, что спортивный объект расположен в центральной части города, поэтому необходимо было организовать строительство, транспортную логистику и другие процессы таким образом, чтобы они не мешали обычной жизни горожан. На мой взгляд, компания с этим успешно справилась, реализовав проект реконструкции «Екатеринбург-Арены» точно в срок, прописанный в госконтракте.
Большое количество различных мнений было высказано по поводу сборно-разборных трибун обновленного стадиона, как вы прокомментируете это решение?
— Наличие сборно-разборных трибун — распространенная практика для спорткомплексов, которые возводятся для проведения крупных спортивных событий. Главная задача в этом случае — увеличить вместимость стадиона и обеспечить хороший обзор для болельщиков. На мой взгляд, решение с фанатскими трибунами является оптимальным в рамках ограничения пространства чаши стадиона историческими стенами. В соответствии с требованиями FIFA вместимость арены в Екатеринбурге должна составлять 35 тыс. мест. Такое количество зрительских кресел невозможно разместить на основных трибунах. Проектировщики предложили вариант сборно-разборных конструкций, границы которых выходят за основной контур стадиона.
Эти трибуны после матчей чемпионата можно легко демонтировать и собрать на любом спортивном объекте. Причем для демонтажа «Екатеринбург-Арену» даже не придется закрывать. Кроме того, с выносных трибун открывается едва ли не самый эффектный вид на поле. На временные трибуны «Екатеринбург-Арены» как во время строительства, так и после ввода в эксплуатацию поднимались делегации международных и российских журналистов, представители FIFA и болельщики, и я не встречал ни одного недовольного зрителя. Люди, критикующие эти трибуны, скорее всего, там даже не бывали.
Еще одним плюсом этого решения я мог бы назвать ту известность, которую получила «Екатеринбург-Арена» за границей. Когда еще уральский объект будут так активно обсуждать в Австралии, Англии, Бразилии?
Реконструкцию стадиона в Екатеринбурге пришлось проводить в сложных условиях: с одной стороны — жесткие сроки и требования FIFA, с другой — ограничения, которые накладывала историческая ценность объекта. Помог ли вам в этой работе опыт предыдущей реконструкции, которую также проводила «Синара-Девелопмент»?
— Сложно сказать. Нам пришлось создавать совершенно другой объект. Они различаются по логистике, по инженерным решениям и по уровню комфорта. Конечно, это был непростой объект, но мы это знали, когда подписывали договор генподряда: в госконтракте было четко указано, что стадион мы должны реконструировать и сдать до 31 декабря 2017-го. Торг здесь был неуместен. Нам пришлось скорректировать производственную программу и укладываться в сроки. Понимали мы и то, что работать придется с памятником истории и архитектуры. К началу строительства у нас уже был опыт работы с такого рода объектами.
Отдельно стоит сказать об исторических стенах стадиона, их месторасположение не изменено, они обрамляют новую футбольную арену. Были выполнены реставрационные работы поверхности исторических стен восточной и западной трибун общей площадью 4000 кв. м. Они были не просто сохранены, но и вписаны в архитектурный ансамбль спорткомплекса. Более того, многие элементы стадиона были воссозданы, в том числе и те, что были только в чертежах архитекторов 50-х годов. Мы подняли проект того времени, по нему были реконструированы вазоны, барельефы, канделябры, скульптурные композиции, знаменные группы, украшающие портики секторов. Стадиону был возвращен исторический цвет стен — серый с оливковым оттенком. В целом для нас это был скорее вызов, который интересно было принять.
Расскажите об особенностях строительства футбольного поля, ведь оно является главным объектом на любом стадионе.
— Футбольное поле с натуральным газоном — это не просто зеленая трава, это целая инженерная система, функционирующая практически круглый год. В основание, состоящее из нескольких слоев, включающих подсыпку из торфа, щебня, песка, проложены системы полива, дренажа и обогрева. Эти системы обеспечивают жизнедеятельность футбольного газона в условиях уральского климата. При создании игрового поля мы ориентировались на мировой опыт, натуральный газон укреплен искусственной травой, из пяти травинок одна — искусственная. Таким образом, поле становится более устойчивым. Поле прекрасно перезимовало, и отзывы футболистов после тестовых матчей были только положительные.
А ты окупи «слона»
Многие эксперты и чиновники говорили о необходимости построить новый стадион к ЧМ-2018, по всем требованиям FIFA, а Центральный оставить в покое. Но от строительства с нуля отказались: держать на балансе два стадиона — слишком накладно.
Возможно ли сделать «Екатеринбург-Арену» самоокупаемой или это очень сложно?
— Самая большая проблема таких объектов в том, что они часто становятся «белыми слонами» (английская идиома, означающая имущество, затраты на содержание которого не компенсируются полученной от него пользой — ред.). И я почти с уверенностью могу сказать, что для некоторых стадионов, построенных к чемпионату, необходимо будет вырабатывать стратегические программы, чтобы они не легли тяжким бременем на бюджеты регионов. Надо понимать, что они проектируются по требованиям FIFA (изложены в World Cup Stadium Requirements Handbook). Например, при строительстве стадиона к чемпионату мира во внутренних помещениях (а на «Екатеринбург-Арене» они занимают площадь 57 тыс. кв. м) нельзя было запроектировать фитнес-центр или бассейн, хотя такое решение напрашивается само собой.
То есть окупаемой «Екатеринбург-Арену» сделать невозможно?
— Выйти на работу «в ноль» можно, хотя и это очень сложная задача, ее решение будет зависеть как от игры футбольного клуба «Урал», так и от работы службы эксплуатации. При проектировании всех стадионов, возводимых по заказу Министерства спорта РФ, предусмотрен так называемый режим «Наследия». И, на мой взгляд, Екатеринбург распорядился этой возможностью самым оптимальным образом. Заложенная при строительстве опция переноса двенадцати тысяч зрительских кресел сборно-разборных трибун может обеспечить обновление трех-четырех небольших стадионов в городах Свердловской области. «Синара-Девелопмент» как генподрядчик постаралась заложить некоторые решения, которые впоследствии будут полезны горожанам — например, добавили беговую дорожку, благоустроили территорию вокруг стадиона, чтобы после игр чемпионата ее можно было трансформировать в городской спортивно-рекреационный парк. Предусмотрели место под скейт-парк и другие активности. Уверен, это будет полезно для эффективной эксплуатации объекта.
Спорткомплекс сегодня — это грандиозное сооружение высотой более 45 метров, комфортно вписанное в ландшафт города и ставшее его неотъемлемой частью. Наружный фасад стадиона — мультимедийный, на перфорированных панелях фасада смонтировано более 6000 светодиодных ламп. Подсветка фасада выполняет декоративную и эстетическую функции, позволяя использовать различные цветовые эффекты и режимы освещения, а также воспроизводить на фасаде текстовые сообщения: счет матча, название спорткомплекса и многое другое
Можно ли будет проводить на стадионе концерты, праздники?
— Да. На стадионе есть возможность устанавливать твердое покрытие, на котором без ущерба для газона можно будет размещать сцену. Организован высококачественный звук, а световое оборудование может работать в разных режимах. Оно позволяет использовать элементы световых шоу: освещать то одну, то другую части поля, проецировать на него геометрические фигуры. Здесь можно будет проводить и концерты звезд мировой величины, и зрелищные борцовские бои, и празднование «Дня города» и другие масштабные мероприятия на достойном уровне. И это тоже, кстати, может способствовать эффективной эксплуатации спорткомплекса.
Конец света — не повод прерывать трансляцию
Тимур Уфимцев признается: «Екатеринбург-Арена» — это один из самых значимых объектов его карьеры и бесценный опыт как для него самого, так и для Группы Синара в целом.
— Дело даже не в объемах строительства, а в многофакторности процесса. «Екатеринбург-Арена» относится к объектам уникального строительства. Мы работали с историческим памятником и при этом создавали объект международного уровня, несли (и продолжаем нести) огромную ответственность за качество возведенного спорткомплекса, выстраивали отношения с органами, отвечающими за безопасность объекта, с подрядчиками, проводили тендеры. Все эти процессы шли параллельно, быстрыми темпами, и под контролем различных организаций. Наши юристы специально подсчитали: за время строительства свои вопросы, запросы нам прислали 47 организаций. Привести полсотни человек к компромиссу — и то непросто, а тут — организации, где нашим объектом занимается не один человек и у каждого специалиста есть свое мнение! Но в результате «Екатеринбург-Арена» была сдана в эксплуатацию первой из российских стадионов, возводимых по заказу Министерства спорта РФ к предстоящему чемпионату мира по футболу. Я слышал разные оценки «Екатеринбург-Арены», но совершенно точно стадион никого не оставляет равнодушным.
Какие меры безопасности предусмотрены на стадионе?
— Уровень безопасности на стадионе — беспрецедентный. Уже когда велись строительные работы, вышло отдельное постановление правительства № 485, которое довольно существенно скорректировало проект и увеличило затраты на системы безопасности. Выполнение этих требований обошлось в 800 млн руб. На стадионе установлено около 1,5 тыс. камер, «слепых пятен» там нет. Внедрена система распознавания лиц, когда человек проходит через FAN ID, изображение его лица автоматически проверяется по нескольким базам данных. Также система может выборочно проверять лица зрителей прямо на стадионе во время матча. Естественно, на спортивном объекте установлены системы, предупреждающие все виды опасности — биологической, радиационной и т.д. Часть систем монтировали организации, лицензированные ФСБ.
На «Екатеринбург-Арене» уже прошли тестовые матчи. Насколько удобной показала себя на практике система логистики стадиона?
— Показатели неплохие. Во время перерыва желающие болельщики без очередей перемещаются в подтрибунные пространства, где для них организованы точки питания, санитарные комнаты. После матчей, было замерено, все зрители покидают стадион примерно за 15 минут. Так как «Екатеринбург-Арена» находится в центре города, очень удобно организована транспортная логистика. Тестовые матчи проводились в том числе для того, чтобы до чемпионата выявить готовность персонала к работе на стадионе. Я лично был на всех трех матчах, наблюдал, как зрители покидают трибуны, и могу сказать, что навигация и логистика стадиона были рассчитаны верно.
В одном из телевизионных репортажей с «Екатеринбург-Арены» сказали, что крыша стадиона уникальная. Такое архитектурное решение непривычно для Урала...
— Действительно, крыша стадиона имеет вогнутую форму. В России такие архитектурные решения только начинают внедряться, а на Урале оно применено впервые: у нас привыкли, что крыша должна быть двускатной, чтобы с нее скатывался снег. Внешнее кольцо крыши установлено на восьми мощных пилонах. Внутреннее кольцо скреплено с внешним специальными фермами и как будто партит в воздухе. За счет чего, с одной стороны, обеспечивается надежность и устойчивость конструкции, а с другой — в полтора раза снижается количество металлоконструкций, необходимых для ее изготовления. Для водоотведения используется интересная система, она представляет собой цепочку сообщающихся сосудов разного сечения, в которой создается эффект турбулентности. Собранная в лоток водосборника вода всасывается под острым углом вверх и выбрасывается в ливневую канализацию за пределы здания. Причем весь процесс происходит без насосов благодаря законам физики. Также на стадионе установлена система мониторинга кровли и пилонов: специальное оборудование следит в режиме онлайн за состоянием крыши.
Во время строительства стадиона неоднократно подчеркивалось, что большая часть используемых строительных материалов — российского производства. Какие составляющие все-таки пришлось покупать за границей?
— Действительно, 90% материалов, которые использовались при строительстве, — российского производства. Из этой доли до 90% произведено на Урале. И это не бетон и металлоконструкции, но и высокотехнологичные изделия — к примеру, лифты. За границей было закуплено большинство слаботочных систем — табло, системы освещения, звука. FIFA предъявляет высокие требования к качеству передачи звука и изображения. Все оборудование — от кабелей до системы бесперебойного снабжения электричеством — строго регламентировано. Трансляция футбольных матчей будет гарантирована даже в случае форс-мажора: она ведется на автономном электроснабжении, которое обеспечивают дизель-генераторы, установленные на стадионе. Электричества может не быть во всем городе, но мир игру в Екатеринбурге увидит.
Фото: пресс-служба «Синара-Девелопмент»