ТИПОГРАФИИ - 17.11.2006
Екатеринбургским типографиям не хватает квалифицированных специалистов. А таможенная политика государства устроена так, что крупные заказы на производство полиграфической продукции уходят за рубеж.
Екатеринбургским типографиям не хватает квалифицированных специалистов. А таможенная политика государства устроена так, что крупные заказы на производство полиграфической продукции уходят за рубеж. В условиях жесткой конкуренции игроки вынуждены снижать цены до предельного минимума.
ЭКСПЕРТЫ
Михаил Гитченко - директор типографии «Малахит»
Игорь Гребенкин - директор профессиональной ассоциации печатников «Камелот»
Дмитрий Ермаков - коммерческий директор типографии «Принтэксперт»
Юлия Назипова - директор типографии «Бутерус»
Алексей Рублев - директор представительства типографии «Лазурь»
Наталья Серебрянская - руководитель отдела продаж газетно-журнального направления типографии «Фабрика цвета»
Павел Тамков - директор типографии «Полиграфист»
Андрей Тягунов - заведующий кафедрой полиграфии и веб-дизайна УГТУ-УПИ
***********************************************************************************************************************************************
Почему уровень рентабельности типографий не превышает 15%?
Как таможенная политика влияет на полиграфическую отрасль?
Кому и зачем нужна ассоциация печатников Полиграфический рынок развивается медленно?
************************************************************************************************************************************************
Типографии работают на грани рентабельности
Рентабельность бизнеса на полиграфическом рынке, уверены эксперты, зависит от того, в каком из этих сегментов работает компания. Самая низкая рентабельность, как отмечают игроки, — в сегменте упаковки, самая высокая — в рекламном. АЛЕКСЕЙ РУБЛЕВ, директор представительства типографии «Лазурь»: «Все определяется оборотами типографии, насколько крупные заказы поступают от клиентов. Чем выше обороты, чем выше тиражи и тем ниже рентабельность производства». Клиент, размещающий заказы на печать больших тиражей, часто старается любыми способами снизить цены, считает МИХАИЛ ГИТЧЕНКО, директор типографии «Малахит», что в итоге отражается на прибыли печатников: «Крупный заказчик бьется за каждую копейку. Его позицию можно понять, если учесть объемы заказов. Каждая выбитая им копеечка стоимости одного экземпляра продукции, если ее умножить на общее число экземпляров, выливается в сотни тысяч сэкономленных рублей».
В целом на рынке, сообщила ЮЛИЯ НАЗИПОВА, директор типографии «Бутерус», рентабельность не превышает 15%. Такой относительно невысокий уровень эксперты объясняют особенностями ценообразования и конкуренции. По мнению Алексея Рублева, пять-шесть крупных игроков контролируют 60-70% рынка. Оставшуюся часть пирога делят мелкие компании, значительная часть которых — типографии, обладающие минимальным набором полиграфической техники и предлагающие крайне узкий спектр услуг.
Екатеринбургские печатники конкурируют между собой в основном ценами. При этом, говорят эксперты, разрыв стоимости одной и той же продукции в разных типографиях может достигать 30%. Во многом это связано с качеством оборудования и объемами средств, которые полиграфические предприятия вынуждены тратить на его амортизацию. Более дешевая техника существенно увеличивает время производства продукции и к тому же ухудшает ее качество. Но, по словам Юлии Назиповой, типографии, использующие такое оборудование, занимают свою нишу, работая с заказчиками, для которых скорость и качество непринципиальны, зато цена продукции играет главную роль.
Как рассказал ПАВЕЛ ТАМКОВ, директор типографии «Полиграфист», некоторые печатники сознательно не включают в себестоимость продукции расходы на амортизацию оборудования, снижая цены: «Чтобы сохранить специалистов и не уйти с рынка, часть типографий демпингуют. Это вынужденная мера, но и она проблем не решает. Тех средств, которые типографии получают за счет сбивания цен и увеличения объемов производства, хватает только на текущие расходы. На развитие бизнеса денег не остается».
Уровень конкуренции на полиграфическом рынке Екатеринбурга эксперты оценивают как высокий, но некритический. Пик борьбы, по их словам, приходится на летние месяцы, когда количество заказов сокращается.
Государство выталкивает потенциальных клиентов типографий за границу
На развитие полиграфических услуг влияют процессы, происходящие на смежных рынках, полагают эксперты. Михаил Гитченко: «Усиление конкуренции на других рынках ведет к тому, что компании вынуждены вкладываться в рекламу, в печатные СМИ, в усовершенствование упаковки. И мы их потребности удовлетворяем, увеличивая таким образом собственные обороты».
Объем рынка периодики Алексей Рублев определил в 70-110 млн руб. в месяц. И этот показатель, по словам г-на Рублева, с каждым годом растет примерно на 10%. В высокорентабельном сегменте рекламной продукции, как оценивает Юлия Назипова, рынок ежегодно увеличивается на 30%. Алексей Рублев: «Общий рост объема рынка нельзя назвать впечатляющим. Зато он стабилен. Постоянно появляются новые компании, заинтересованные в печати рекламной продукции, новые издания с неплохими тиражами. Я думаю, ближайшие пять-восемь лет эта динамика сохранится».
Законодательная система также определяет развитие полиграфического рынка. Причем, по словам аналитиков, это влияние скорее негативное.
Эксперты уверены: таможенная политика государства приводит к тому, что крупным клиентам типографий выгоднее размещать заказы за границей. Отсутствие пошлин на ввоз в Россию полиграфической продукции усиливает конкурентные преимущества иностранных предприятий перед местными игроками рынка. «Множество российских изданий печатается в Финляндии. Там, как это ни парадоксально, дешевле. Теперь еще, после того как примерно полгода назад украинские власти практически до нуля снизили пошлины и налоги для печатников, в список наших конкурентов вошли типографии этой страны», — отметил Михаил Гитченко.
Географическое положение Екатеринбурга не самым благоприятным образом сказывается на конкурентоспособности местных типографий, добавляет НАТАЛЬЯ СЕРЕБРЯНСКАЯ, руководитель отдела продаж газетно-журнального направления типографии «Фабрика цвета»: «На стоимость готовой продукции влияет удаленность региона от границы со странами — поставщиками бумаги и оборудования. Соответственно к проблеме НДС добавляется еще одна — затраты на транспортировку расходных материалов. Поэтому даже с московскими типографиями нам сложно соперничать по ценам».
Но некоторые подвижки в этом вопросе, говорит Дмитрий Ермаков, все-таки есть. К примеру, в прошлом году законодатель отменил пошлину на ввоз полиграфического оборудования, которая составляла около 5%. Правда, как считает г-н Ермаков, принципиально на развитии рынка это не отразилось: «В общем сумма получается немаленькая. 700-800 тыс. евро стоит печатная машина для солидной типографии, т. е. экономия составляет 35-40 тыс. евро. Но ситуацию подобными мерами изменить нельзя. НДС остался. Если же посчитать фору, которую имеют те же украинские полиграфисты перед нашими, то она составляет не менее 30% от себестоимости готовой продукции: дешевая рабочая сила, отсутствие НДС и таможенной пошлины на ввоз оборудования».
Помимо несовершенной системы таможенного законодательства, рассуждает Юлия Назипова, на рынке негативно отразилось и отсутствие ГОСТов в сфере полиграфической деятельности. Поскольку на законодательном уровне не приняты стандарты, складывается ситуация, когда каждая отдельная типография формулирует свои собственные критерии оценки качества продукции. Юлия Назипова: «Иногда бывает так: заказчик приносит в две типографии один и тот же файл. А в итоге получает два принципиально отличных друг от друга тиража. Заказчик в шоке. Он не понимает, почему в одном случае продукция лучше, в другом хуже. Обе типографии ему скажут: «Все в пределах нормы». И обе будут правы, поскольку универсальных критериев нет».
С этой позицией принципиально не согласен Михаил Гитченко, который считает, что ГОСТы в полиграфическом бизнесе по большому счету никому не нужны: «Есть понтоны. Это международная система измерения. Понтоны — это, по сути, образцы цветов. Заказчик может четко определить, какие оттенки должны присутствовать в готовом продукте, исходя из этих образцов. Если типография отступает от требований заказчика по понтонам, то это определяется элементарно — за счет сравнения итогового цвета и образца. Если заказчик четко прописывает свои требования по понтонам, то оспаривать брак бессмысленно. И уверять клиента в том, что все сделано по стандарту, просто глупо».
Общепринятые мировые стандарты не снимают проблем в случае возникновения конфликта с заказчиками. Юлия Назипова: «Есть европейские стандарты, но они не действуют в России, хотя на Западе отлично работают. Соблюдение этих стандартов обеспечивает хорошее качество продукции. Но если возникает спорная ситуация с заказчиками, то в суде бывает очень сложно доказать, что мы действуем в рамках общепринятых норм, поскольку этих стандартов на законодательном уровне не существует! Ни СНиПов, ни ГОСТов — ничего!»
Типографиям не хватает печатников, способных работать на современном оборудовании
По словам Алексея Рублева, отсутствие ГОСТов не так критично по сравнению с дефицитом квалифицированных специалистов на рынке труда. Кадров печатникам всегда не хватало. Но, как считает ИГОРЬ ГРЕБЕНКИН, директор профессиональной ассоциации печатников «Камелот», сегодня меняется структура спроса на специалистов: «Если три года назад на рынке труда было мало печатников, то теперь эта проблема уже не такая остроактуальная. Зато сейчас не хватает именно высококвалифицированных печатников, способных работать на современном оборудовании».
Юлия Назипова утверждает, что в большинстве случаев полиграфисты учат кадры на практике — внутри компании. Чтобы вырастить профессионального печатника, потребуется не менее двух лет. «Да, в Москве есть «Принт Медиа Академия», в которой готовят практически всех специалистов полиграфической отрасли. Но это стоит бешеных денег!» — вздыхает г-жа Назипова. Другой вариант — брать в штат выпускников специализированных вузов (ближайший из них находится в Омске). Павел Тамков: «Приглашаем студентов из Омска на дипломную практику, размещаем объявления в омских СМИ о вакансиях. Создаем все условия для нормальной работы. У нашей типографии есть собственное общежитие для приглашенных работников».
До недавнего времени в Екатеринбурге не было высшего учебного заведения, выпускавшего технических специалистов в области полиграфического производства. В 2003 г. на радиофаке УГТУ-УПИ открылась кафедра полиграфии и веб-дизайна. Сейчас, по словам АНДРЕЯ ТЯГУНОВА, заведующего кафедрой, по специальности «технология полиграфического производства» учится около 80 студентов. У кафедры есть своя типография полного цикла, снабженная современным полиграфическим оборудованием. Как отметил г-н Тягунов, студентов учат преподаватели с богатым опытом работы в полиграфическом бизнесе. Однако в ближайшее время кафедра не сможет существенно пополнить штаты типографий своими выпускниками. В этом году у студентов закончилась первая производственная практика. Ближайший выпуск — через два года. До того момента полиграфистам придется по-прежнему растить кадры внутри компаний. «К тому же неизвестно еще, каких специалистов они выпустят», — скептически комментирует Юлия Назипова.
Не дожидаясь, пока кафедра предоставит работодателям своих первых выпускников, проблему обучения специалистов, считает г-жа Назипова, местные типографии способны решать при помощи кооперации: «Совместно мы можем централизованно проводить обучение на уровне курсов повышения квалификации в рамках того же УПИ. Приглашать специалистов сюда за общий счет — это дешевле, чем по отдельности отправлять своих сотрудников на стажировку в Москву».
Типографии надеются поднять рентабельность, объединившись в ассоциацию
Стремление к объединению, поясняет Игорь Гребенкин, — объективная потребность для многих игроков рынка. Но топ-менеджерам типографий мешает высокий уровень недоверия. «Ассоциация печатников «Камелот» была создана два года назад. Ее основные задачи — участие в подготовке и проведении Уральского полиграфического форума, сбор и обработка информации. Тогда работа шла пассивно: рынок был не готов к совместному решению проблем. Сегодня процессы объединения идут легче. Активно участвуют в обсуждениях уже 13 предприятий», — говорит г-н Гребенкин.
Большинство опрошенных «ДК» участников полиграфического рынка все же уверены в полезности существования отраслевого объединения печатников. Оно может упростить процесс поиска сотрудников для екатеринбургских типографий — убежден Павел Тамков: «Можно создать базу данных специалистов отрасли, с ее помощью находить квалифицированных работников будет намного проще».
Как считает Юлия Назипова, создание ассоциации — позитивное явление, оно может повлиять на увеличение рентабельности бизнеса в полиграфической отрасли: «Действуя совместно, уральские полиграфисты увеличат объемы закупок оборудования и расходных материалов, снизив и затраты на их приобретение, и себестоимость конечной продукции».
По словам Игоря Гребенкина, работать в качестве полноценного центра кооперации игроков полиграфического рынка Екатеринбурга и Свердловской области «Камелот» начал с 1 сентября 2006 г. Впрочем, у некоторых экспертов иная точка зрения на результаты союза. Наталья Серебрянская: «Ключевая компетенция подобных объединений — решение общих для всех игроков рынка проблем. Но вот от «Камелота» пока не поступало никаких внятных предложений, и поэтому я не понимаю, как нам может помочь такая ассоциация». Не видит пользы от «Камелота» и Михаил Гитченко: «Ассоциация печатников «Камелот» полностью дискредитировала себя бездействием. В течение последних двух лет проходили форумы, много говорили, а результата нет. Нет лоббирования интересов полиграфистов. Нет работы по неплательщикам».
В начале этой недели под патронажем некоммерческого партнерства «Союз работодателей предприятий полиграфической промышленности Свердловской области PRINTURAL» было образовано новое объединение полиграфистов — Союз работодателей полиграфической промышленности Урала, избран президент — генеральный директор ОАО «Челябинский дом печати» Борис Зубов и координационный совет организации. Туда вошли более 35 крупнейших полиграфических комплексов и типографий Челябинской, Тюменской, Курганской, Пермской и Свердловской областей.