Подписаться
Курс ЦБ на 24.01
99,09
103,66

Типографии - 12.11.2007

Местные типографии работают на грани рентабельности. К общему сокращению прибыли привели ценовые войны полиграфистов. В погоне за оборотами печатники долгое время снижали цены, пытаясь переманить к

Местные типографии работают на грани рентабельности. К общему сокращению прибыли привели ценовые войны полиграфистов. В погоне за оборотами печатники долгое время снижали цены, пытаясь переманить крупных клиентов. Сейчас падение стоимости услуг крупных типографий практически остановлено — ниже уже некуда. Отказавшись от конкуренции по ценам, лидеры рынка сосредоточились на обновлении оборудования и на автоматизации ­производства.

эксперты
Михаил Гитченко
директор типографии «Малахит»
Игорь Гребенкин
исполнительный директор Профессиональной Ассоциации печатников «Камелот»
Вячеслав Калимуллин
руководитель отдела продаж листового направления типографии «Фабрика цвета»
Юлия Назипова
директор типографии «Бутерус»
Андрей Попов
директор печатного дома «Формат»

зачем
типографиям тратить $1,5 млн в год на новое оборудование
как
сказалось на рынке подорожание бумаги
почему
крупные заказы уходят за границу

Долгое время основным оружием конкурентной борьбы на рынке полиграфических услуг оставались низкие цены, отмечают эксперты. Крупные типо­графии снижали свои расценки до приемлемого минимума, пытаясь заполучить клиентов, заинтересованных в печати больших тиражей. Снижение стоимости одного экземп­ляра на копейку для них выливается в существенную экономию. «В поисках удачных цен эти заказчики склонны сталкивать полиграфистов лбами, играя на понижение», — поясняет Игорь Гребенкин, исполнительный директор Профессиональной Ассоциации печатников «Камелот». Предоставляя услуги примерно одинакового качества в приблизительно равные сроки, полиграфисты не находили других инструментов борьбы за клиента.

Итогом ценовых войн стало падение рентабельности. Как отмечает Андрей ­Попов, директор печатного дома «Формат», средний уровень рентабельности крупной типографии — около 20%. Средние и мелкие игроки рынка, по словам Юлии ­Назиповой, директора типографии «Бутерус», работают на уровне 15%. «Такие показатели практически не оставляют резерва для развития. Маржу съедает инфляция. Ее декларируемый уровень — около 10%. Фактически он равен 13%, а то и 15%», — резюмирует г-н Попов. Он считает, что лидеры рынка проблему осознали и снижать цены дальше уже не будут.

Относительно небольшие компании продолжают конкурировать ценами. «Я знаю типографию, которая печатает тиражи по цене бумаги», — рассказывает г-жа Назипова.

Их услуги могут быть дешевле, чем у крупных компаний, на 20-30%. Андрей Попов связывает это с разницей в стоимости оборудования, затратах на его амортизацию и обслуживание. Небольшие типо­графии работают на относительно дешевых станках, содержат штат специалистов в разы меньший, чем у крупных организаций. Это увеличивает время производства продукции и ухудшает качество. Такие полиграфисты занимают свою нишу, работая с теми заказчиками, для которых скорость и качество непринципиальны, зато цена продукции играет главную роль. Обычно эти клиенты размещают заказы на печать скромных тиражей — гигантам мест­ного рынка они неинтересны. Поэтому небольшие типографии с крупными не конкурируют.

Печатники перевооружаются

Всего, по данным г-на Попова, в Сверд­ловской области более 180 типографий. Эксперты делят рынок на шесть основных сегментов: журнальные типографии («Лазурь», «Формат»), газетные (Офсетная газетная фабрика Екатеринбург), книжные («Уральский рабочий»), типографии, производящие этикетки («Палитра», «Формат»), упаковки («Фабрика цвета») и рекламные носители («Формат», «Палитра»).

В каждом из сегментов уже определились лидеры, контролирующие до 60% рынка. Всего, отмечают эксперты, крупных игроков в регионе около 15. Они, констатирует г-н Гребенкин, ежемесячно отгружают продукцию на сумму от 10 млн руб. К числу компаний-лидеров специалисты относят «Лазурь», «Фабрику цвета», «Формат», «Уральский рабочий», Офсетную газетную фабрику Екатеринбург, «Артикул» и др.

Остановив снижение цен, такие игроки активно перевооружаются: модернизируют старое оборудование и закупают новое. Игорь Гребенкин: «Крупные компании ежегодно вкладывают в модернизацию и покупку оборудования от $0,5 до $1,5 млн». Эксперты уточняют, что без вложений в технику не выжить, и называют несколько причин, вынуждающих полиграфистов идти на расходы.

Во-первых, к перевооружению полиграфистов подталкивают заказчики. Андрей Попов: «Клиент уже не верит фантастическим рассказам о том, что тираж не пришел вовремя, поскольку печатник запнулся и вылил ведро краски именно на стопку его продукции. Нужно новое технологичное оборудование, которое будет гарантировать надежную постоянную работу на высоком уровне». Практически во всех сегментах запросы заказчиков становятся сложнее, отмечают аналитики. Вячеслав Калимуллин, руководитель отдела продаж листового направления типографии «Фабрика цвета»: «В 2006 г. мы установили машину для автоматического вклеивания прозрачных окошек на картонную упаковку. Наши клиенты, которых подстегивает конкуренция на их рынках, все активнее заказывают именно такую упаковку, чтобы показать товар лицом. Раньше в Екатеринбурге подобные окошечки вклеивали вручную. Мы автоматизировали процесс, сократив время от запуска заказа до отгрузки продукции». Заказывая рекламную продукцию, клиенты все чаще просят использовать при печати календарей, буклетов и даже визиток такие элементы, как тиснение серебром или глянец, — уточняет Юлия Назипова. Екатеринбургские телегиды («Телесемь», «Телемир») переходят с газетного формата на журнальный, требуя от типографий изменения формата на меньший (с А2 на А3, с А3 на А4) и полноцветной печати.

В газетно-журнальном сегменте сложилась общая тенденция сокращения «длинных» и увеличения «коротких» тиражей, также требующая модернизации оборудования, — в один голос заявляют г-н Попов и г-н Гребенкин. По их словам, на рынке печатной прессы падает спрос на массовые общественно-политические издания (отличающиеся солидными тиражами), более востребованными становятся нишевые газеты и журналы (со скромными тиражами). Этот тренд Игорь Гребенкин называет глобальным и долгосрочным, приводя в пример общероссийские общественно-политические газеты: «Газета «Аргументы и Факты» за год потеряла в среднемесячном тираже 180 тыс. экземпляров, «Комсомолка» — 60 тыс.». Новое оборудование дает полиграфистам возможность существенно сократить время и трудозатраты на приладку, что позволяет быстрее печатать «короткие» тиражи, увеличивая обороты и, как следствие, прибыль.

Иностранные типографии отнимают около 40% заказов

Вторая причина технического перевооружения местных типографий — острая необходимость сокращения себестоимости продукции, которая возможна за счет автоматизации производства и увеличения его мощности. Свердловские полиграфисты отмечают все обостряющуюся борьбу с московскими и иностранными компаниями за крупного клиента.

На рынке сложилась парадоксальная ситуация: крупным местным заказчикам дешевле печататься в столице или за рубежом. «Увеличив тираж до 4 тыс. экземпляров, многие екатеринбургские издания ищут возможность разместить заказ за пределами региона», — поясняет г-н Гребенкин. В Москве рынок развивается быстрее, отмечает он. Современное автоматизированное оборудование дает возможность столичным типографиям переманивать заказчиков ценами и качеством.

Иностранные полиграфисты готовы предложить клиентам низкие расценки не только из-за использования современного оборудования, но и «благодаря» таможенной политике РФ. Поступающая в Россию полиграфическая техника и бумага облагаются таможенными сборами, в то время как ввозить готовую печатную продукцию можно без пошлин. С учетом того, что полиграфисты вынуждены закупать бумагу за пределами страны (в России ее практически не производят), таможенная «наценка» не позволяет им соперничать по стоимости с финскими или украин­скими типографиями (их эксперты называют основными конкурентами местных компаний), закупающими бумагу без пошлин и ввозящими свою продукцию в нашу страну по льготным таможенным тарифам. Емкость уральского полиграфического рынка Андрей Попов оценивает в $10 млн. До 40% этих денег утекает за границу, констатирует он.

В этом году ситуация обострилась, отмечают аналитики. Поставщики бумаги в сентябре подняли цены на 6-10%. По словам г-на Калимуллина, стоимость единицы продукции в сегменте упаковки в итоге выросла на 3-4 коп. Масштабы этого незначительного на первый взгляд повышения он описывает, подсчитывая общую сумму переплаты со стороны заказчика: «4 копейки умножаем на 500 тыс. (средний тираж в сегменте упаковки), получаем 20 тыс. руб.». Рост цен может усугубить отток денег за рубеж, где существенных повышений стоимости продукции в этом году не было, добавляют эксперты.

Закупая новое оборудование, местные типографии в лучшем случае сохранят свои позиции по отношению к иностранцам, считает г-н Попов, но не увеличат долю рынка. Решить проблему можно только на законодательном уровне, ослабив бремя таможенных пошлин и введя плату за ввоз полиграфической продукции из-за границы. Но серьезных подвижек в этом вопросе нет. Андрей Попов: «К примеру, в ноябре прошлого года г-н Лужков написал письмо г-ну Фрадкову, в котором просил обратить внимание на притеснение отечественного полиграфиста. Фрадков, в свою очередь, поручил министрам Кудрину и Грефу изучить проблему и принять меры. Проблему изучили. Отсутствие мер обосновали. Результат налицо: улучшений нет. И на мой взгляд, не будет, пока Россия не вступит в ВТО».

Полиграфистам не хватает квалифицированных кадров

Новое оборудование позволяет полиграфистам автоматизировать производство. Работа печатника с внедрением новейшей техники становится «чище» и несколько проще, что помогает сократить общее число штатных единиц, занятых на производстве, отмечают эксперты. Для типографий это особенно важно. Не первый год игроки рынка указывают на все усиливающийся дефицит производст­венных кадров.

Средний стаж работы технического специалиста в полиграфической отрасли — не менее семи лет, считает г-жа Назипова. Притока новых кадров практически нет. В этих условиях многие типографии активно переманивают сотрудников у конкурентов, рассказывает Юлия Назипова: «Я знаю, что моим работникам подобные предложения делали неоднократно. Слава богу, текучки кадров у нас пока нет. Но если специалист уйдет, я не знаю, где искать ему замену».

В Екатеринбурге полиграфистов обучают в художественном училище № 42. В 2003 г. в городе начали готовить кадры для типографий на уровне высшего образования — на радиофаке УГТУ-УПИ открылась кафедра полиграфии и веб-дизайна.

Но, вручая дипломы выпускникам, учебные заведения кадровый голод существенно не снижают. «Образовательные учреждения ежегодно выпускают на сверд­ловский рынок труда 100-150 специалистов полиграфической отрасли. Это капля в море. Каждый год требуется 3-4 тыс. таких сотрудников», — поясняет Игорь Гребенкин. По его словам, проблема не в том, что на Урале мало профильных учебных заведений. Полиграфисты готовы учить специалистов самостоятельно, добавляет г-н Гребенкин: «Фактически любой желающий может получить профессию печатника прямо на производстве. Человека без опыта примет на работу и будет учить практически любая типография. Было бы желание. А его нет».

Как повышать престижность профессии, полиграфисты не знают. Поэтому для многих автоматизация производства остается основным способом снижения рисков, связанных с кадровым голодом.

Цифровые технологии могут потеснить офсет в рекламном сегменте

Вместе с новым офсетным оборудованием, которое устанавливают крупные типографии, на рынке Екатеринбурга увеличивается парк цифровой полиграфической техники. От офсетных такие машины отличаются технологией. «Цифровые машины печатают не жидкой краской, как в офсете, а сухим тонером, как любой копировально-множительный аппарат — принтер или копир», — поясняет Михаил Гитченко, директор типографии «Малахит».

Цифровые типографии работают в сегменте малых и средних тиражей — здесь стоимость их услуг дешевле офсета. Долгое время, по оценкам экспертов, клиенты размещали у полиграфистов, работающих на цифре, заказы, не превышающие 300-500 экземпляров. Крупные тиражи клиенту было выгоднее печатать по традиционной технологии. Но производительность цифровых аппаратов выросла, отмечает г-жа Назипова. В прошлом году сразу две местные типографии установили высокопроизводительные цифровые машины — «Малахит» и «Новые рекламные технологии». Техника этих компаний позволяет им конкурировать с офсетом уже на уровне 1 тыс. экземпляров, утверждает г-н Гитченко.

Всего две высокопроизводительные машины не могут привести к оттоку клиентов у других игроков рынка, поскольку общая производительность слишком мала, — так описывают ситуацию эксперты. Г-н Попов добавляет, что пока цифра может конкурировать с офсетом только в сегменте рекламно-буклетной продукции (календари, плакаты, визитки и т. п.), где тиражи невелики.

Однако Юлия Назипова прогнозирует дальнейшее увеличение количества цифровой техники в городе: «Все тиражи до 1 тыс. экземпляров в сегменте рекламы рано или поздно у офсета отнимет цифра». По качеству цифровая технология уступает офсетной, поясняет г-жа Назипова, но на малых тиражах у нее есть основное конкурентное преимущество — цена. Себестоимость продукции, созданной на цифровой технике, позволяет типо­графии закладывать в ее итоговую цену рентабельность до 100%. Потому спрос на такую печать в городе, вероятно, будет только усиливаться, прогнозирует Юлия Назипова.

Игорь Гребенкин скептически оценивает перспективы цифровой печати на Урале — относительная простота работы по этой технологии привлекает на рынок непрофессионалов: «Количество цифровых типографий в области уже не поддается счету. И далеко не все из них могут выпускать продукцию даже минимально приемлемого качества в адекватные сроки». В итоге ухудшается отношение клиента к технологии в целом, формируется устойчивое мнение о том, что цифра — это дешево, но некачественно, делится наблюдениями г-н Гребенкин. По его мнению, крупных клиентов цифровые типографии с такой репутацией привлечь не смогут, а на мелких заказах много не заработают — массовость и непрофессионализм «цифрового» рынка толкает игроков на ценовые войны, которые в свое время снизили общую рентабельность офсетных типографий.

 

Самое читаемое
  • Как таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублейКак таможня внезапно изменила код товара и доначислила импортеру 120 млн рублей
  • Новые амбиции уральских застройщиков: что ждет Екатеринбург в 2025 году?Новые амбиции уральских застройщиков: что ждет Екатеринбург в 2025 году?
  • Основатель «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесуОснователь «Жизньмарта» продал дом, чтобы расплатиться с партнером по бизнесу
  • Промышленные предприятия России погружаются в пессимизмПромышленные предприятия России погружаются в пессимизм
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.