Инвесторы, область, федерация. Кто и сколько вложил в «Титановую долину» за девять лет
Во что обходится бюджету региона особая экономическая зона и насколько ее наличие улучшает инвестиционный климат — DK.RU решил посчитать чужие деньги перед выделением ОЭЗ очередного транша.
Депутаты Заксобрания Свердловской области на последней неделе ноября обсуждали выделение бюджетных денег для особой экономической зоны «Титановая долина»: потребности площадок оцениваются в 781 млн руб.
Без споров между депутатами не обошлось. Гендиректору ОЭЗ Артемию Кызласову припомнили и 1 млрд руб. на счетах компании, и вышедших из проекта инвесторов, и слишком растянувшиеся сроки строительства. DK.RU собрал вопросы, которые законодатели чаще всего задают представителям «Титановой долины», и нашел на них ответы — в открытых источниках, в кулуарах различных ведомств и в самой ОЭЗ.
Почему так долго?
Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось перекопать википедию, сайт министерства экономического развития РФ, портал свердловского правительства и Областную газету. Главное, что выяснили, — от заявлений о создании ОЭЗ под Верхней Салдой до реального строительства прошло почти семь лет. И отнюдь не по вине управляющей компании.
О создании особой экономической зоны в Свердловской области заговорили еще в конце нулевых. На бумагу разговоры вылились в 2010-м — в декабре свердловское правительство и Минэкономразвития РФ подписали соответствующее соглашение.
Это была четвертая ОЭЗ в России: до «Титановой долины» промышленные особые экономические зоны появились в Татарстане — ОЭЗ «Алабуга», Липецкой области — ОЭЗ «Липецк» и под Самарой — ОЭЗ «Тольятти». Последняя ОЭЗ появилась незадолго до подписания соглашения о создании ОЭЗ под Верхней Салдой Свердловской области. А, к примеру, ОЭЗ «Алабуга» к моменту получения такого статуса в 2005 году уже семь лет благополучно развивалась как свободная экономическая зона. К примеру, в 2003 г. в Алабуге уже размещались 13 крупных резидентов. В том числе совместное предприятие со шведским Volvo, выпускающее комплектующие для КамАЗа, производство тракторов Минского завода, совместное предприятие с DeLonghi, где выпускали обогреватели.
«Алабуге» повезло: подписанное 18 января 2006 г. трехстороннее соглашение между министерством экономического развития и торговли РФ, правительством Республики Татарстан и администрацией Елабужского муниципального района возложило обязательства по финансированию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ на Российскую Федерацию и республику Татарстан. Проще говоря, деньги на всю инфраструктуру «Алабуги» выделяли и федеральный, и республиканский бюджеты.
«Титановая долина» форы в виде федеральных денег на первоначальном этапе не получила. Статус ОЭЗ площадке в Верхней Салде дали с тем условием, что «создание основных объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств регионального бюджета и внебюджетных источников».
Региональный бюджет выделить крупные суммы сразу не мог: в 2011-2014 гг. деньги поступали небольшими траншами. Настолько небольшими, что провести тендеры среди подрядчиков на проектировочные и строительные работы было невозможно.
Источник: ОЭЗ «Титановая долина»
В этот момент федеральные власти вспомнили о важности проекта. Правда, не сами: губернатор Евгений Куйвашев обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой помочь. В декабре 2013 г. премьер-министр одобрил софинансирование работ по созданию инфраструктуры ОЭЗ из федеральной казны.
Теперь мы в этом проекте не одни. За что спасибо лично Дмитрию Медведеву и президенту, которые поддержали это очень важное для нас строительство, — прокомментировал это событие в 2013 г. Евгений Куйвашев.
Однако радоваться было рано: в стране начинался кризис, и, получив одобрение на федеральное финансирование проекта, региональное правительство свои программы свернуло. Деньги из областной казны в ОЭЗ не поступали ни в 2015-м, ни в 2016 г.
Несмотря на сложности с финансированием, «Титановая долина» потихоньку строилась. По сути, проект первой очереди, стройгородок, внешнюю и внутреннюю инфраструктуру сделали за три года — с 2014 по 2017-й. Первые резиденты могли выйти на площадку уже в 2015 г., к 2017-му инфраструктуру подготовили максимально.
В 2018 г. «Титановая долина» расширила территорию за счет второй площадки «Уктус», а на производственный уровень вышли резиденты из первой волны: в Верхней Салде — АО «Урал Боинг Мануфэктуринг», ООО «Зибус», ООО «Инструментальное производство Миникат», на Уктусе — Уральский завод гражданской авиации.
Источник: ОЭЗ «Титановая долина»
Почему так дорого?
781 млн руб., из-за которых произошла дискуссия в Заксобрании, — не такая уж большая сумма для «Титановой долины», если оценивать все затраты на ОЭЗ. С момента подписания соглашения о создании до нынешнего момента на работу ОЭЗ было выделено 12 млрд 340 млн руб.
Большая часть этих средств — деньги инвесторов-резидентов: около 7,75 млрд руб. Наименьшая пришла из федерального бюджета — 1 млрд руб. Регион вложил в развитие ОЭЗ 3 594, 44 млн руб.
Источник: ОЭЗ «Титановая долина»
Можно сравнить с той же «Алабугой», которую так любят приводить в пример уральцам: мол, в Татарстане могут, а вы что ж? Когда «Титановая долина» только начиналась, ее бюджет составлял 151 млн руб. Вливания в «Алабугу» с 1998 по 2010 гг. превысили 15,3 млрд руб.
В итоге к своим девяти годам «Титановая долина» подошла с неплохими результатами — это молодая площадка с привлекательной инфраструктурой. Как отметил по итогам рейтинга Минэкономразвития России и Ассоциации развития кластеров и технопарков России 2019 г. директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко, у ОЭЗ «Титановая долина» достаточно выгодная позиция:
При подведении результатов рейтинга 2019 г. были выявлены такие сильные стороны ОЭЗ ППТ «Титановая долина», как благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности, высокая привлекательность земельных участков особой экономической зоны, при этом отличающихся на рынке Свердловской области и выгодной ценой. Неслучайно сегодня Титановая долина входит в тройку наиболее привлекательных ОЭЗ промышленно-производственного типа по земельным ресурсам.
Источник: АЦ «Эксперт»
В числе резидентов ОЭЗ сегодня 14 компаний. Четыре крупных резидента ведут полноценную производственную деятельность на двух площадках ОЭЗ. Суммарно они инвестируют в производство более 22 млрд руб. Треть этих денег уже работает в ОЭЗ.
Депутаты, которые в начале ноября в очередной раз посетили «Титановую долину» с экскурсией, наконец-то остались довольно увиденным.
Мы уже четыре раза были в «Титановой долине» — трижды в Верхней Салде и один раз во второй очереди на Уктусе. В этот раз нам впервые показали реально работающие предприятия и готовую площадку, которая действительно может принимать резидентов абсолютно любого уровня. До последнего времени многие, в том числе и потенциальные резиденты, настороженно относились к этому проекту, но теперь, когда она практически полностью готова, когда есть примеры успешно работающих на ней компаний, ситуация должна измениться, — высказал мнение председатель комитета Законодательного Собрания по промышленной, инновационной политике и предпринимательству Альберт Абзалов.
Почему вы их теряете?
На первоначальном этапе, когда проект ОЭЗ активно обсуждали и продвигали депутаты, общественники и СМИ, о потенциальном размещении производства здесь заявили более 25 компаний. С течением времени у многих интерес иссяк. Эксперты объясняли это несколькими причинами. Те, кто ушел в 2014-2015 гг., не стали рисковать и открывать производство в самый разгар кризиса — тем более что большинство инвесторов изначально планировали ставить в цеха импортное оборудование. Колебания курса и санкции свели на нет интерес инвесторов к «Титановой долине».
Еще одной причиной эксперты называют затянувшиеся сроки строительства: инвесторы не готовы были ждать инфраструктуру.
Всего из первоначального пула резидентов вышли четыре компании. Они так и не приступили к деятельности на площадке — ни строительной, ни производственной.
Пятым резидентом, который покинет ОЭЗ, станет деревообрабатывающая компания «СТОД-Урал». Инвестор, договор с которым торжественно подписали на ИННОПРОМ-2017, планировал вложить в верхнесалдинскую площадку чуть больше 10 млрд руб. Но к концу 2019 г. компания заявила о своем желании выйти из проекта. Среди озвученных причин — несоблюдение договоренностей со стороны регионального правительства по обеспечению производства инфраструктурой. Речь идет в частности о железнодорожных путях, которые должны были подвести к площадке уже в этом году.
Однако в ОЭЗ говорят, что соглашение с резидентом не содержит ни одного пункта, где бы «упоминалось о потребности в железной дороги и соответствующей логистике».
Строительство железнодорожной инфраструктуры в рамках концессионного соглашения — а именно такое мы подписали с РЖД текущей осенью — новый механизм для страны в целом, длительный и непростой. Действующие и будущие резиденты, которым она необходима, это понимают, сроки с ними согласованы и не вызывают вопросов. Сегодня концессионный проект строительства железной дороги в «Титановой долине» в процессе реализации. Поэтому нет поводов рассматривать ее нынешнее отсутствие как причину выхода из проекта «СТОД-Урал», — прокомментировали ситуацию в управляющей компании «Титановой долины».
Планируется, что договор со «СТОД-Урал» будет расторгнут уже в этом году по соглашению сторон.
«Титановая долина» говорит и еще об одной компании, которая в следующем году лишится статуса резидента ОЭЗ — «Ас-Пром». Причем министерство инвестиционного развития, куратор «Титановой долины», само спровоцировало выход «Ас-Пром» из проекта. Причина та же, что в случае с четырьмя упомянутыми выше инвесторами — компания так и не приступила к какой-либо деятельности.
Где очередь?
На последнем заседании, которое законодатели провели в ОЭЗ, Альберт Абзалов заявил:
Работающие резиденты занимают около 10% территории, поэтому сейчас администрации «Титановой долины» надо сосредоточиться на привлечении новых инвесторов.
Управляющая компания это понимает. Одним из инвесторов станет ОАО «РЖД»: по словам главы, свердловского мининвеста Виктории Казаковой, перевозчик готов вложить в ОЭЗ 1,8 млрд руб.
Источник: ОЭЗ «Титановая долина»
На днях в правительстве Свердловской области экспертный совет одобрил проекты четырех инвесторов, среди которых один из заявленных на площадку «Салда» — с планируемым объемом инвестиций более 14 млрд руб. и с потребностями в ж/д-инфраструктуре. Управляющая компания пока не готова раскрыть имя и даже вид деятельности будущего инвестора — сделают это после подписания соглашения. К слову, когда документ появится, он станет хорошим аргументом в пользу управляющей компании ОЭЗ, которая повторяет, что причины выхода «СТОД-Урал» из проекта «лежат за границами региона и ОЭЗ».
В «Титановой долине» говорят о том, что второй пул резидентов постепенно набирается. Помимо «тайного инвестора» экспертный совет одобрил заявку от АО «Верхнесалдинский металлургический завод» с проектом производства железа прямого восстановления по инновационной технологии, ООО «Ойл Энерджи Экспорт» (производство внутрискважинного оборудования) и ООО «Завод конвейерного оборудования «Горняк» (выпуск станков и оборудования для металлургии и горных предприятий).
Уже в текущем декабре в правительстве Свердловской области пройдет второй экспертный совет, на котором рассмотрят проекты еще двух компаний. Если их одобрят и если все компании подпишут соглашения, в уральской ОЭЗ появятся шесть новых резидентов. Инфраструктура объекта сегодня вполне готова принять еще несколько крупных производств. А это — налоги в бюджет региона и новые рабочие места. Пока, по словам Виктории Казаковой, «Титановая долина» обеспечила создание 470 рабочих мест. В будущем цифра повысится.