Топ-3 способов мотивации. Как бизнес Екатеринбурга борется за кадры, не повышая зарплаты
«Денег на повышение зарплат нет, но персонал нужен». В Екатеринбурге ощутимо вырос интерес бизнеса к программам незарплатной мотивации. Что из подобных программ уже попробовали и что сработало?
В Екатеринбурге в первой половине 2017 года ощутимо выросла востребованность программ так называемой незарплатной мотивации. Об этом свидетельствует опрос-исследование Центра изучения рынка труда, проведенное в мае-июне 2017 года среди более чем 100 компаний среднего и крупного бизнеса.
Более 72% работодателей отметили, что за последний год активно вкладывали ресурсы в различные программы незарплатной мотивации. Для сравнения летом 2016 года таковых было менее 55%. Очевидно, что выросла заинтересованность, но далеко не всегда этот запрос подкрепляется достаточным опытом и пониманием, что из инструментов нематериальной мотивации реально работает.
Кроме того, серьезной проблемой является то, что в компаниях часто путают незарплатные факторы, которые работают на привлечение персонала, и те, которые востребованы среди уже действующих сотрудников.
«Нематериальная мотивация — одна из сложных тем, ею озадачены HR-отделы большинства компаний. Кто-то создает уникальные условия труда — необычные офисы, комнаты отдыха, спортзалы в офисе. Другие — предлагают широкую программу социальной поддержки: детские сады, медицина и т.д. Это интересные приемы, но работающие больше на имидж компании в глазах соискателей, нежели формирующие лояльность ценного работника компании. Эти блага доступны для каждого сотрудника, а потому — ценность их для персонала будет снижаться. Работает логика: зачем вкладываться больше, если доступ к этим бонусом у всех одинаковый, нужно работать как все. Получаем обратный эффект — у талантливого сотрудника нет мотивации», — отмечает Юлия Иванова, HR-директор компании «Атлас Девелопмент».
Какие именно программы и проекты за последние год-полтора доказали свою успешность?
Прежде всего, опрошенные работодатели выделяют три ключевых, которые показали свою востребованность у опытных (стаж более 5 лет) работников за последний год:
- Соревновательные проекты и конкурсы. Сотрудники различных подразделений или сотрудники внутри одного отдела конкурируют в решении рабочих или внерабочих (например, спортивных) задач. Это самый «пёстрый» вариант: сюда входят и тематические конкурсы, привязанные к тем или иным событиям в жизни компании, и так называемые производственные соревнования (в стиле «конкурс на лучшего сотрудника»).
- Дополнительное обучение. Наиболее финансово затратный, но очень серьезный фактор роста мотивации у уже действующих сотрудников. Причем зачастую важным является именно возможность выбрать как полезное для компании, так и полезное лично для сотрудника обучение.
- Гибкий график и возможность получить ресурс свободного времени. Возможность шире управлять рабочим временем как мотивирующий фактор признан наименее затратным и очень эффективным для сотрудников с опытом более 5 лет в компании, особенно тех, кого считают кадровым резервом.
Конечно, спектр мотиваторов куда шире, отмечают эксперты, но более известные инструменты (например, оплата ДМС или питание и ГСМ) постепенно стали привычными для сотрудников. В результате страдает общая результативность — такие вещи не мотивируют.
«Вопрос не в том, чтобы, например, не оплачивать сотрудникам связь или ГСМ, эти элементы тоже важны. Вопрос в том, какие инструменты сохраняют серьезный мотивирующий эффект. Что людям еще кажется ощутимым, что бодрит и заставляет двигаться вперед. А такие факторы все труднее отсыкать», — комментирует Наталья Сохарева, директор по персоналу компании «Зооленд».
Кроме того, чтобы использовать обучение, свободный график и соревновательность, вторым фактором успеха работодатели называют как раз регулярное обновление программ незарплатной мотивации. В среднем, что различные незарплатные мотиваторы работали успешно, раз в 2-2,5 года их нужно обновлять или дополнять.
Однако чем выше уровень (профессионализм) сотрудников, на которых рассчитан мотиватор, тем подобные обновления можно делать реже. Потому что сотрудников все больше мотивирует содержание работы и какие-то уже понятные для них индивидуальные вещи в работе на компанию.
«В «Атлас Девелопмент» мы стараемся выявить вопросы, решение которых будет интересно самому сотруднику и поддержать его начинание. Например, компания готова отправить на курсы по обучению фотографии менеджера по рекламе, если видим, что ему это интересно, и он пытается делать шаги в этом направлении. В конечном итоге мы получаем профессионала с нужными для его работы навыками, к тому же лояльного к компании. Человек увлечен своей работой, и она приносит ему удовлетворение», — приводит пример Юлия Иванова.
По информации портала SuperJob, чем больше компания, тем большую ставку она делают на социальный пакет и имидж/репутацию компании. В небольших компаниях (до 100 человек) больше внимания уделяется спокойной психологической атмосфере, поддержанию хорошей обстановки в коллективе.
Так, в Екатеринбурге среди компаний с численностью от 100 до 500 человек отлично (и намного дольше) работают корпоративные мероприятия и соревнования как инструмент мотивации. А вот если брать численность от 500 человек, то для таких организаций на первый план выходит образовательный фактор.
Опрошенные DK.RU работодатели отмечают, что растущая актуальность проектов незарпатной мотивации связана вовсе не с тем, что у бизнеса вдруг стало больше средств, чтобы тратить их на персонал. Дело как раз в том, что подобные проекты нужны для того, чтобы компенсировать невозможность увеличить, собственно, заработную плату.
«С одной стороны, экономическая ситуация и настрой у предпринимателей таковы, что реально повышать зарплаты нет ни возможности, ни желания. Но при этом конкуренция за персонал реально возросла за последние год-полтора. Причем особенно остро стоит вопрос удержания хороших специалистов. Именно на решение этой задачи и направлены большинство программ, и отсюда такой рост интереса к ним», — полагает Ольга Берестова, HR-консультант.
Добавим, что 2017 год стал одним из самых пиковых за последние пять лет в Екатеринбурге, когда проекты незарплатной мотивации стали появляться в тех или иных компаниях впервые. По данным все того же опроса этот показатель равен 17%, больше — 22% он был только в первый год наблюдения — в 2012 г.