ТОП-5 сомнительных товаров и услуг, приносящих миллионные прибыли
Ученые вновь и вновь доказывают, что многие продукты и услуги не работают. Однако продажа оных продолжает приносить миллионы долларов. Пять примеров маркетингового обмана.
Ученые вновь доказали, что гомеопатия не работает. Были проанализированы 176 случаев лечения, и в результате оказалось, что в каждом из них имел место эффект плацебо. Однако индустрия гомеопатии продолжает процветать: по итогам 2015 года продажи гомеопатических средств достигли $115 млрд. И это не единственный пример многомиллиардной индустрии, продвигающей продукты с недоказанной эффективностью. Издание «Секрет фирмы» рассказывает, какие еще сферы имеют огромные прибыли, несмотря на скептическое отношение ученых.
1. Лекарства
«Эффективность около 90% препаратов, которые продаются в мире, не доказана по современным стандартам, из них 70% не обладают хоть сколько-то значимой эффективностью», — утверждает профессор Московской медицинской академии имени Сеченова, академик РАМН Павел Воробьев.
При этом эксперт оценивает долю совершенно бесполезных лекарств на российском рынке в 30%. Однако лекарства, чья эффективность вызывает сомнения, не перестают продаваться.
Пример – известный препарат «Эссенциале», предназначенный для профилактики и лечения заболеваний печени. Он стал лидером продаж в декабре 2015 года, при этом Формулярный комитет РАМН назвал его эффективность недоказанной. В случае алкоголизма он совершенно бесполезен. Проведенные в 2003 году клинические испытания показали, что эффект от приема основного действующего вещества — эссенциальных фосфолипидов — сравним с эффектом плацебо.
Еще одно сомнительное средство – «Арбидол», этот препарат отказались регистрировать в Американском управлении по контролю качества лекарств и продуктов. По словам Воробьева, доказательств его эффективности не существует. Тем не менее «Арбидол» занимает второе место по популярности среди противовирусных препаратов (в 2015 году продажи «Арбидола» упали на 22%, но производитель «Отисифарм» объясняет это отсутствием сезона респираторных вирусных заболеваний и возрастающей конкуренцией).
Врачи и потребители привыкают к определенным препаратам, особенно если те постоянно рекламируют. Именно поэтому фармацевтические компании тратят огромные деньги на продвижение товаров, надеясь возместить затраты на их разработку. Сумма убытков фармкомпаний при выводе из продаж всех неэффективных препаратов исчислялась бы сотнями миллиардов. Отметим, объем российского фармрынка в 2015 году составил 1,3 трлн рублей
2. Диеты
Диеты – это заработок для многих, от личных частных консультантов до огромных корпораций. Так, выручка компании Weight Watchers, помогающей приобретать продукты и инструменты для похудания, в 2015 году составила $1,16 млрд. Эта компания предлагает собственную уникальную программу.
Население постоянно тратит деньги, пытаясь похудеть, садясь то на одну, то на другую диету. При этом еще в 2007 году американские исследователи доказали, что различия в эффективности между разными видами диет незначительны. Рецепты новых диет при этом появляются каждый год, причем люди продолжают тратить деньги и время даже на те диеты, которые точно не работают.
Так, британская диетическая ассоциация в 2011 году назвала диету Дюкана абсолютно ненаучной и нездоровой. По мнению специалистов, она несбалансирована и может привести к самым разнообразным проблемам со здоровьем. Исследователи признают, что на ней можно быстро потерять вес, но не видят доказательств продолжительного эффекта от диеты: французский журнал Le Journal des Femmes Sante выяснил, что большинство последователей диеты вернули потерянный вес в течение нескольких лет.
3. Органическая еда
Отличный маркетинговый ход – это надписи «Эко», «Без пестицидов», «Без искусственных добавок» на упаковках продуктов питания. В 2015 году объем рынка органической еды составил $72 млн, а в течение следующих пяти лет он должен расти на 16% ежегодно. Однако доказательств того, что органические продукты полезнее для здоровья, пока нет. Специалисты Стэнфордского университета проанализировали более 200 исследований в этой области и пришли к выводу, что в состоянии здоровья тех, кто питается органическими продуктами и обычными, нет весомых различий.
Однако армия поклонников натурального питания только растет, люди утверждают, что такая еда вкуснее обычной. Британские исследователи из Abertay University опровергли это утверждение, они предложили людям попробовать идентичные продукты, заявив, что часть из них — органические. Участники эксперимента признались, что органические продукты показались им вкуснее. Автор исследования доктор Бойка Братанова в итоге заявила, что это потрясающая новость для производителей органических продуктов, мода на которые растет вне зависимости от научных исследований.
4. Акупунктура
Иглоукалывание, акупунктурный массаж – один из самых популярных видов альтернативной медицины. При этом новые исследования, доказывающие неэффективность процедуры, появляются каждый год. Оценить заработки клиник и отдельных специалистов на акупунктуре сложно, но это миллионы долларов в год (объем мирового рынка альтернативной медицины превышает $30 млрд).
Спада интереса на акупунктуру специалисты не прогнозируют: сейчас есть даже книги, которые учат, как зарабатывать на иглоукалывании.
5. Солнцезащитные средства
Экологическая организация Environmental Working Group (EWG) провела исследования американских солнцезащитных средств и пришла к выводам, что 80% из них совсем не эффективны и даже вредны.
«Многие продукты не обеспечивают достаточной защиты от UVA-лучей. Некоторые содержат опасные химикаты, такие как оксибензон или ретинил пальмитат», — говорит старший научный сотрудник EWG Дэйв Эндрюс.
Эксперт уточняет: оксибензон может повредить гормональную систему, а ретинил пальмитат — вызвать различные повреждения вплоть до рака.
В черном списке – известные бренды:
Banana Boat, Coppertone, CVS, Neutrogena. Падение продаж их производителям, однако, не грозит, так как все они уже попадали в список ранее и до сих пор остаются лидерами рынка, как американского, так и мирового. В EWG уверены, что стандарты Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов слишком низкие, поэтому неэффективные продукты поступают в продажу. Потребители же не прислушиваются к результатам альтернативных исследований, a просто покупают привычный продукт, реклама которого им запомнилась.