ТОП-4 трендов года на рынке юридических услуг
В рамках ТОП-листа «Крупнейшие юридические компани Екатеринбурга» журнал «Деловой квартал» представляет - главные тренды года в отрасли.
Тренды года
1. В 2010 г.
рынок юридических услуг увеличился примерно на 25‑30% по сравнению с 2009-м, вернувшись
на докризисный уровень развития. Эксперты объясняют это повышением спроса на
услуги как со стороны физических лиц, так и со стороны корпоративных клиентов.
При этом компании все чаще начали совмещать юридическую деятельность с другими
видами услуг, такими как аудит, бухгалтерское и налоговое консультирование,
оценочная деятельность. Доля таких услуг в доходах крупнейших компаний в 2010 г.
составила около 6%, тогда как в 2009-м этот показатель был на уровне 2‑3%.
2. Юридические
компании уходят в нишевую специализацию. По мнению участников рынка,
сегментирование услуг позволяет компаниям занять сферу с низким уровнем
конкуренции. На сегодняшний день перспективными для Уральского региона эксперты
называют корпоративные услуги в сфере IT, интеллектуального права и
внешнеэкономической деятельности. Рост доходов от предоставления юридических
услуг в этих сферах в 2010 г. составил от 15 до 30% по сравнению с 2009-м.
Также активно развивается и юридический консалтинг, который уже сейчас занимает
около половины объема услуг на рынке региона.
3. В
Екатеринбурге развивается новое направление — медиация, суть которого заключается
в обращении спорящих сторон к профессиональному посреднику, который выявляет
интересы сторон и ведет их к соглашению без судебного разбирательства. Развитие
данного направления поддерживается вступлением с 1 января 2011 г. в силу
ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)». В Екатеринбурге это направление активно развивают «НБ‑Консалтинг»,
ГК «ЛЕВЪ & ЛЕВЪ‑АУДИТ» и др. Эксперты утверждают, что развитие этого вида
юридической практики поможет снизить нагрузку на суды. Стоит отметить, что в
мировой практике внесудебный способ регулирования правовых отношений существует
со второй половины XX в.
4. Юридические
компании активно развивают маркетинговую поддержку своей деятельности с целью
демонстрации профессионализма потенциальным потребителям услуг. Поддержка
такого рода включает в себя разработку бренда, переход к более четкому
позиционированию, управлению заказами и др. Особое внимание уделяется участию в
публичных мероприятиях (семинарах, круглых столах и т. д.). Так, 21 января
2011 г. состоялась конференция Свердловского регионального отделения
Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», а 12
апреля в Екатеринбурге прошел семинар для уральских предпринимателей
«Применение английского права в России: возможности и преимущества для
акционеров».