Торговая сеть «Монетка» объявила войну шоплифтерам
Детективы, работающие под видом покупателей, появились в магазинах екатеринбургской торговой сети «Монетка». Их задача – вычислять воров и собирать о них информацию.
Ритейлеры Екатеринбурга уверяют: кражи в рознице растут в геометрической прогрессии – продукты и вещи из магазинов выносят малообеспеченные люди, профессиональные воры и шоплифтеры, ворующие из спортивного интереса. Федеральная налоговая служба, на которую ссылается газета «Известия», уверяет, что в прошлом году из магазинов Свердловской области пропало товара на 78,8 млн руб. Больше уральцев воруют только в Москве (508 млн руб. – 55% всех общероссийских краж) и в Краснодарском крае (украдено на 139,9 млн руб.). По словам Александра Оглоблина, гендиректора и владельца сети «Елисей», убытки ритейлеров от внешних и внутренних хищений могут достигать 2-3% от оборота.
«Мы отмечаем рост воровства в связи с тем, что цены в рознице выросли, а зарплаты остались прежними, – говорит он. – Число людей, совершающих кражи резко увеличилось по сравнению с благополучными годами. Это примета экономического кризиса. Поскольку закон не позволяет ритейлерам списывать потери от краж на убытки, торговые сети, работающие на самообслуживании, обычно закладывают в стоимость товара процент на «забывчивость» покупателей и сотрудников магазинов».
Западная статистика уверяет, что покупатели наносят магазинам только 20% ущерба, остальное приходится на воровство персонала и административные потери (ошибки в оформлении документов и сбои при работе с поставщиками). По России таких данных нет, а примерять показатели иностранных ритейлеров эксперты не советуют. Константин Сергеев, руководитель департамента предотвращения потерь ТС «Монетка», полагает, впрочем, что убытки от воровства не превышают 0,6% оборота - при миллиардной выручке сумма получается внушительная.
«Значительную часть краж злоумышленники совершают либо при попустительстве сотрудников магазина, либо в сговоре с ними, – поясняет он. – Выявлять случаи воровства в «Монетке» нам помогают детективы, работающие под видом покупателей. Благодаря их усилиям мы боремся и с профессиональными ворами, и с шоплифтерами, для которых кражи – своеобразный вид спорта. Детектив наблюдает за их действиями, устанавливает факт кражи и при необходимости сопровождает нарушителей за пределы торговой точки, чтобы выяснить, в одиночку они действуют или в составе преступной группы».
По словам г-на Сергеева, возглавляющего исполком НП «Союз руководителей служб безопасности Урала», участники партнерства информируют правоохранительные органы о площадках в социальных сетях, где шоплифтеры делятся опытом и рассказывают о своих кражах. Информационная система «Стоп-шоплифтер», которую представители торговых сетей создали общими усилиями, позволяет собирать сведения о нарушителях, попавших в поле зрения видеокамер.
«Если товар исчез с полки магазина, но не был продан, можно посмотреть записи с видеокамер за определенный промежуток времени и вычислить людей, совершивших кражу, – говорит Константин Сергеев. — У Союза налажены контакты с полицией Екатеринбурга. Все фотографии и видеоизображения воров, которыми мы располагаем, позволяют идентифицировать их через базу распознания лиц. Этот метод себя оправдывает, поскольку хищениями занимаются в основном одни и те же люди».
По словам г-на Сергеева, система «Стоп-шоплифтер» работает в Екатеринбурге около двух месяцев. В дальнейшем опыт служб безопасности уральских торговых сетей планируют распространить и на другие регионы.