Торговые центры втягивают киносети в гонку на выживание
эксперты Кирилл Иванов заместитель генерального директора сети «Синема Парк» (Москва) Игорь Ильчук генеральный директор сети кинотеатров «Каро Фильм» (Москва) Сергей Лавров редактор отдела статисти
эксперты
Кирилл Иванов
заместитель генерального директора сети «Синема Парк» (Москва)
Игорь Ильчук
генеральный директор сети кинотеатров «Каро Фильм» (Москва)
Сергей Лавров
редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» (Москва)
Ксения Леонтьева
аналитик «Невафильм Research» (Санкт-Петербург)
Александр Прохоров
директор сети кинотеатров «Премьер-зал»
Алексей Сидоров
директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект» (Москва)
Сергей Федяков
директор кинотеатра «Салют»
Какой формат кинотеатра доминирует на рынке
Зачем девелоперам собственные мультиплексы
Сегодняшнее присутствие федеральных кинотеатральных сетей за пределами двух столиц пока незначительно. Самая крупная региональная сеть (14 кинотеатров/44 зала) — у компании «КиноМакс», она вполне сопоставима с новосибирской сетью «Арт Сайнс Синема» (9 кинотеатров/27 залов) или краснодарской «Монитор» (10 кинотеатров/24 зала). У «Каро Фильм», лидера по количеству кинотеатров в России, в регионах размещена лишь четверть всех точек — 7 кинотеатров/36 залов. В первую десятку крупнейших киносетей за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, по версии «Невафильм Research», входят также столичные «Синема Парк», «ИнвестКиноПроект» (ТМ «Киноплекс») и «Роскино», причем у первых двух игроков в регионах всего по три 8-9-зальных мультиплекса. По оценкам «Невафильм Research», все вместе крупнейшие федеральные киносети по количеству залов занимают не более 17% на рынке кинопоказа в России.
Федеральные операторы заявляют о желании значительно увеличить свое присутствие в регионах. Как прогнозируют игроки, активная экспансия развернется в ближайшие три-четыре года и коснется практически всех городов-миллионников.
Самые грандиозные планы у компании «КиноМакс»: до 2010 г. она рассчитывает прирасти примерно 50 современными многозальными кинотеатрами.
Столичная сеть «Синема Парк» намерена открыть в регионах к 2010 г. как минимум 20 мультиплексов. «Те три кинотеатра, которые у нас есть сейчас в регионах — в Тюмени, Челябинске и Набережных Челнах, — только начало, — уверяет Кирилл Иванов, заместитель генерального директора сети. — Уже в этом году мы запустим не менее четырех мультиплексов — два в Уфе, один в Перми и один в Новосибирске. В следующем году — в Волгограде. Дальше будем двигаться еще в 17-18 городов, включая Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. Под вопросом остаются Самара и Краснодар». По расчетам г-на Иванова, емкость рынка одного города-миллионника — три современных мультиплекса с общим количеством залов 24-25 плюс один-два небольших кинотеатра.
Не менее масштабные замыслы у компании «ИнвестКиноПроект», строящей сеть под маркой «Киноплекс»: она собирается вскоре открыть второй кинотеатр в Екатеринбурге (в ТЦ «Карнавал»), а к 2011 г. довести число киноплексов в уральской столице до пяти. «В городах с населением свыше 1 млн человек мы рассматриваем потенциал в четыре-пять кинотеатров нашего формата», — озвучивает планы Алексей Сидоров, директор развития сети ГК «ИнвестКиноПроект». Помимо Екатеринбурга, компания намерена запустить киноплексы в Челябинске, Самаре, Новосибирске. «Под вопросом Ростов-на-Дону и Нижний Новгород — из-за недостатка подходящих проектов ТЦ, а также Красноярск — из-за его удаленности от столицы», — добавляет г-н Сидоров.
В «Каро Фильм» признают, что рынки кинопоказа в Екатеринбурге и Челябинске уже достаточно развиты, а в Новосибирске и Самаре и вовсе близки к насыщению. Однако в компании считают, что при удачном выборе местоположения будущего кинотеатра можно успешно зайти даже в насыщенные города. Для сети «Каро Фильм», по словам генерального директора Игоря Ильчука, наиболее привлекательны Новосибирск, Нижний Новгород и Ростов-на-Дону (каждый из них в состоянии принять от трех до семи кинотеатров). В 2007-2008 гг., помимо пяти кинотеатров в Москве и двух в Санкт-Петербурге, компания рассчитывает создать по одному кинотеатру в Уфе, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Самаре и подмосковном Орехове-Зуеве.
Стремление киносетей расширяться за пределами Москвы и Санкт-Петербурга понятно. Столичные рынки уже насыщены, регионы же начали подтягиваться по уровню доходов. Радужную картину светлого кинотеатрального будущего дорисовывают международные аналитики. По прогнозам компании PricewaterhouseCoopers, входящей в четверку крупнейших в мире аудиторско-консультационных агентств, к 2011 г. кассовые сборы в российских кинотеатрах вырастут более чем вдвое и достигнут $941 млн, а посещаемость увеличится на 55% — до 155 млн человек в год. Такой внушительный рост в PricewaterhouseCoopers связывают с повышением доходов населения и развитием киносетей в регионах.
«Отечественный кинорынок будет стабильно расти, ведь сейчас степень его насыщения всего 20-25%, — утверждает г-н Ильчук. — В России около 1400 кинозалов, т. е. на 100 тыс. человек приходится всего 0,96 зала — это маленькая цифра. Для сравнения: в Италии на 100 тыс. человек — около пяти, в Германии и Великобритании — приблизительно шесть залов. Потенциал нашей страны в ближайшие годы — 4-5 тыс. экранов, и мы хотим активно участвовать в их открытии». Российские эксперты дают прямо противоположные прогнозы. Согласно данным специализированного журнала «Кинобизнес сегодня», кассовые сборы на кинорынке страны действительно растут (в 2006 г. — на 30%, к концу 2007 г. — на 23%), а вот посещаемость стагнирует. По словам Сергея Лаврова, редактора отдела статистики этого издания, число зрителей по итогам 2006 г. увеличилось всего лишь на 10% и по сравнению с 2003 г. рост посещаемости замедлился в шесть раз. «К концу 2007 г. количество зрителей прибавится на 7-8%, а в следующем году не будет уже никакого роста», — прогнозирует он.
Кассовые сборы, как утверждают аналитики, пока увеличиваются в основном за счет цены билета. К концу текущего года средняя стоимость посещения киносеанса вырастет на 13% и достигнет 135 руб. Однако этот ресурс не безграничен. По мнению г-на Лаврова, максимум, до которого может повышаться средняя цена, — 150 руб. «Уже сейчас многих не устраивает нынешняя стоимость билетов. Реальность такова, что зрители моментально реагируют на рост цен и перестают ходить в кино. Благосостояние людей в регионах увеличивается медленно, да и уровень пиратства в нашей стране слишком высок», — поясняет он.
Мнение Сергея Лаврова разделяет Ксения Леонтьева, аналитик компании «Невафильм Research». Она ссылается на данные Росстата, согласно которым россияне около трети доходов тратят на продукты, в то время как европейцы отводят на питание лишь 12-15% своего бюджета. Именно разницей в структуре расходов г-жа Леонтьева объясняет, почему нельзя измерять емкость отечественного кинотеатрального рынка по западным стандартам. «В европейских городах на 100 тыс. жителей приходится в среднем восемь современных кинозалов. В России же эталоном насыщенности можно считать показатель в 3-3,5 кинозала на 100 тыс. жителей, к которому близки Москва и Санкт-Петербург», — замечает она.
Превышение этого уровня чревато негативными последствиями, о чем свидетельствует пример Казани, где к 1000-летию города построили сразу несколько многозальных кинотеатров. В результате показатель насыщенности в столице Татарстана достиг 4,04 зала на 100 тыс. жителей, что обернулось снижением общей посещаемости и, как следствие, сокращением кассовых сборов в целом. «Построили кинотеатров больше, чем было необходимо, зрители «разбрелись» по залам. Чтобы поддержать рентабельность, киносети повысили цены на билеты, и люди стали реже ходить в кино», — объясняет г-н Лавров.
Некоторые города-миллионники вплотную приблизились к оптимальному показателю насыщенности кинотеатрами. По данным «Невафильм Research», в Екатеринбурге на 100 тыс. жителей уже сейчас приходится 2,6 зала, в Челябинске — 2,47, в Новосибирске — 2,15, в Самаре — 2,1. Таким образом, в этих городах достаточно одного-двух мультиплексов, чтобы получить оптимальный показатель. В Ростове-на-Дону, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске степень насыщенности еще не столь высока — менее двух залов на 100 тыс. жителей, но и в этом случае есть место только для трех-четырех мультиплексов.
Многие киносети понимают, что потенциал городов-миллионников сильно ограничен. В этом не признаются только девелоперы строящихся торгово-развлекательных центров — утверждают все операторы. «Девелоперы провоцируют перенасыщение рынка кинопроката, — констатирует Кирилл Иванов. — Например, в Омске на ближайшие три года заявлено около 16 объектов, из них минимум восемь намерены открыть у себя мультиплекс. Девелоперы воспринимают кинотеатр как автоматический эталон качества ТРЦ. И неважно, если рядом уже есть мультиплекс. Их это мало заботит».
Мультиплекс в ТРЦ — самый распространенный сегодня формат кинотеатра. Во-первых, в отдельно стоящие кинозалы заманить зрителя становится все сложнее, замечает Игорь Ильчук. Куда проще сделать это, если, помимо просмотра фильмов, предложить посетителю другие развлечения. Во-вторых, кинозалы, расположенные в ТРЦ, намного быстрее окупаются. «На строительство такого кинотеатра уходит меньше временных затрат, и обходится оно дешевле», — объясняет г-н Ильчук. Кирилл Иванов добавляет, что для покупки земли под кинотеатр и для строительства киносетям пришлось бы создавать собственные девелоперские структуры: «Намного проще и дешевле дождаться, когда придет крупный инвестор, построит ТРЦ правильного формата, и встать туда».
Поэтому неудивительно, что девелоперы подталкивают развитие кинотеатрального рынка. «Они просто навязывают открытие кинотеатров, не думая о последствиях, — замечает Ксения Леонтьева. — В результате уже сейчас нередко не могут найти себе оператора». В Петербурге, по ее словам, есть несколько примеров, когда девелоперы, не сумев привлечь на свои площади ни один из сетевых кинотеатров, вынуждены были создать собственных операторов кинопоказа. Так было с ТЦ «Июнь»: не нашлось киносети, пожелавшей встать в торговый центр, рядом с которым (и в гораздо более удачном месте) уже работает кинотеатр «Кронверк Синема». «Группа компаний «Регион», строящая по России сеть ТЦ под названием «Июнь», встречалась с киносетями, в том числе и с нами, — рассказал г-н Иванов. — Предложение было такое: они создают 50 объектов, им нужно 50 кинотеатров. Мы ответили, что не собираемся открывать 50 кинотеатров, а только 24, и только в самых лучших местах. Судя по тому что «Регион» решил открывать кинотеатры сам, такой ответ дали все киносети, которым поступало предложение».
Как признают аналитики, не считаться с прогнозами о скором насыщении рынков в городах-миллионниках и девелоперов, и кинотеатральные сети заставляет общая для них надежда — открыться в самом удачном месте и раньше других, попасть со своими проектами в то заветное число мультиплексов, которое рынок еще воспримет.
Делая ставку на местоположение кинотеатра, от которого, по словам Кирилла Иванова, на 50-60% зависит успех проекта, киносети предъявляют соответствующие требования к ТЦ. «Торговый центр должен стоять в местах, где уже сформировался пешеходный и автомобильный трафик, — отмечает Алексей Сидоров. — Загородные ТЦ для нас неинтересны, поскольку в них кинотеатры не могут создавать самостоятельный поток посетителей — люди не поедут туда смотреть кино».
Чтобы уменьшить свою зависимость от девелоперов, некоторые сети параллельно мультиплексам развивают в ТЦ формат крупных досугово-развлекательных центров, где основной силой притяжения оказывается уже не шопинг, а сам кинотеатр, вокруг которого выстраиваются боулинг, детская игровая зона и фуд-корт.
По этому пути пошла компания «КиноМакс», рассчитывающая к 2011 г. запустить по России около шести таких специализированных центров, первый из которых появится в конце нынешнего года в Челябинске. Борис Асриев, президент компании, озвучивая эти планы «РБК Daily», заметил, что на Западе концепция строительства кинотеатров в ТЦ устарела почти десять лет назад и там необходимости привлекать людей в кинозалы шопингом уже нет.
Аналогичной стратегии придерживается и «ИнвестКиноПроект», имеющий в своем портфеле также четыре ресторанных бренда (кофейня «Кофенэро», суши-ресторан «Мисаго», фаст-фуд «Блин Сметаныч» и пиццерия «Лос Пиратос»). Первый пробный проект кинодосугового центра компания осуществила в Екатеринбурге на площадке ТЦ «Карнавал», запустив рядом с «Киноплексом» собственный боулинг-центр «Болливуд» и пару точек на фуд-корте. «Такая диверсификация дает нашим посетителям больше возможностей для проведения досуга, а компании позволяет компенсировать издержки от кинопроката, где сборы от месяца к месяцу могут серьезно отличаться», — поясняет Алексей Сидоров.
Однако эксперты считают, что формат досугово-развлекательного комплекса, предложенный «КиноМаксом» и «ИнвестКиноПроектом», не нов. «В ТРЦ они существуют в таком же формате, только под управлением разных операторов. Здесь все объединяется под одним крылом — вот и вся разница», — замечает Ксения Леонтьева.
Аналитики констатируют, что рынок кинопроката развивается пока количественно, а не качественно. По словам Ксении Леонтьевой, несмотря на рост числа залов, в городах-миллионниках на киноэкранах идет не более 20 фильмов в неделю, в то время как в Москве этот показатель около 50 фильмов. «Даже в Казани, где сейчас самый высокий уровень насыщенности кинозалами, ассортимент афиш не стал разнообразнее — все те же 20 фильмов, как и везде», — отмечает она.
Этому есть свое объяснение. Пока основным фактором в выборе кинотеатра остается его месторасположение и общий комфорт, ему нет нужды заботиться о репертуарной политике. Эксперты признают, что киносети борются не за собственного зрителя, а за зрителя вообще. «Построив очередной кинотеатр в городе, где уже есть твои конкуренты, рассчитывать на то, что у тебя появится стопроцентно своя аудитория, — слишком смело. Просто ты заберешь у кого-то часть его аудитории», — уверен Кирилл Иванов.
Поэтому репертуарное планирование, признает г-жа Леонтьева, во многих кинотеатрах ведется на примитивном уровне. «Я знаю случаи, когда один человек составляет репертуарные планы сразу для нескольких независимых кинотеатров», — говорит она.
И пока идет первичное насыщение рынка стандартными форматами, ситуация не изменится, убеждены участники рынка и аналитики. Но города-миллионники близки к тому порогу, когда количество начнет перерастать в качество. Вторая волна развития рынка, прогнозируют эксперты, будет связана со специализацией и поиском кинотеатрами своего лица.
«Некоторые залы начинают выходить в специализированные ниши и конкурировать за своего личного зрителя, но это скорее исключение, чем правило», — замечает Ксения Леонтьева. По ее словам, в будущем появятся форматы кинотеатров второго экрана и артхаусного кино, которые вне столиц не развиваются из-за своей более низкой рентабельности.
Пополнят арсенал инструментов в конкурентной борьбе за зрителя и цифровые развлечения (спортивные трансляции и концерты онлайн в 3D), их активное развитие ожидается в ближайшие несколько лет. «Через два года произойдет цифровая революция в кино, — прогнозирует г-н Иванов. — Выиграют те, у кого больше денег, так как переоборудование одного зала под «цифру» стоит от 130 тыс. евро — в три раза больше аналогового кино. Вполне вероятен такой сценарий, когда прокатчиков поставят перед фактом, что больше не будет кино на 35 мм».
В то же время кинотеатры, как предсказывают эксперты, начнут активнее продвигать свои собственные бренды. Первым фактом, свидетельствующим об этой тенденции, стала имиджевая рекламная кампания «Каро Фильм», стартовавшая в середине июня 2007 г. под лозунгом «Жизнь — это кино. Кино — это КАРО».
«Они фактически использовали метод Coca-Cola — простой запоминающийся слоган, который быстро заседает в голове, — говорит г-жа Леонтьева. — Они первые, кто это делает. И они становятся узнаваемыми. А вслед за продвижением индивидуального имиджа начнется и индивидуальная репертуарная политика».
Если прирост зрителей не замедлится, всем кинотеатрам хватит места под солнцем
Александр Прохоров
директор сети кинотеатров «Премьер-зал»1:
— Оттока зрителей из-за перенасыщения рынка мы в Екатеринбурге пока не ощущаем. Наоборот, растет как посещаемость, так и сборы. Те мультиплексы, которые сейчас работают в столице Урала, похоже, расширили общую аудиторию кинотеатров. Не то чтобы они освоили целину — просто количество зрителей в целом выросло, поэтому произошло перераспределение: часть наших посетителей ушла в мультиплексы, но в то же время к нам пришли новые зрители.
Конечно, мы достаточно настороженно ожидаем ближайшего открытия двух многозальников: второго «Киноплекса» в ТЦ «Карнавал» и «КиноМакса» в ТЦ «Мегаполис». Хотя прогнозы, что мультиплексы будут демпинговать, не оправдались, и наши цены оказались демократичнее, чем у них. Думаю, мы с мультиплексами будем работать в разных ценовых сегментах и сможем избежать прямой конкуренции. Тем более что местоположение кинотеатра — основной фактор при выборе: наши площадки на Юго-Западе (премьер-зал «Юго-Западный») и на Уралмаше (кинотеатр «Знамя») для жителей этих районов останутся основными, а появления мультиплексов по соседству мы пока не ожидаем.
Мы вложили много сил в развитие формата «малозальный кинотеатр у дома», поэтому нам не остается ничего другого, как продолжать его совершенствовать. Во-первых, мы рассчитываем в будущем выделить общепит в самостоятельный сегмент, чтобы посещаемость наших баров и кафе не зависела от посещаемости кинозалов, а меню не ограничивалось традиционными для кинотеатра попкорном и пивом.
Во-вторых, мы увеличим интенсивность продвижения своих площадок за счет разнообразных спецпредложений и «нащупывания» и «облизывания» собственной аудитории. В принципе уже сейчас мы этим активно занимаемся, тратя на самопродвижение (событийный маркетинг, кросс-промоушен) почти весь наш рекламный бюджет — а это 3-4% от выручки.
На мой взгляд, при тех планах, которые озвучивают федеральные киносети, перенасыщение рынка возможно. Тогда вероятны два сценария: либо в ходе естественного отбора более слабые кинотеатры умрут, либо после непродолжительного дисбаланса численность людей, готовых посещать кинотеатры, постепенно дорастет до необходимого уровня, а все игроки при условии интенсивной работы получат свою часть аудитории и сохранят свое место под солнцем. Судя по нынешней динамике прироста зрителей, такой вариант развития событий вполне возможен.
Что касается грядущей «цифроризации», я считаю, что этот процесс будет постепенным, во всяком случае в регионах. Тот, кто получит «цифру», сможет вести более гибкую репертуарную политику за счет прямых спортивных и концертных трансляций. Заядлые болельщики Екатеринбурга жалуются, что во время крупных спортивных мероприятий в спортбарах города довольно сложно найти место. Так что при определенном промоушене такого вида отдыха кинотеатры за счет цифрового контента смогут привлечь новую аудиторию.
Выживет тот, кто хорошо знает свою аудиторию
Сергей Федяков
директор кинотеатра «Салют»:
— О том, что кинотеатральный рынок в Екатеринбурге уже достаточно насыщен, говорят результаты проката последних блокбастеров. С «Пиратами Карибского моря-3» мы рассчитывали работать месяц полным экраном, но нам хватило всего двух недель. Не то чтобы интерес к этому фильму так быстро иссяк — просто все, кто хотел посмотреть его, смогли сделать это в других кинотеатрах. Точно так же быстрее, чем мы ожидали, всего за полторы недели, сдулся «Шрэк Третий», а «Человек-паук» и вовсе за неделю. Срок жизни фильма на большом экране стал короче — это стимулирует любителей кино чаще посещать кинотеатр, иначе не успеешь посмотреть лучшие картины.
В Екатеринбурге работает около 30 залов. Появиться еще 30 мешают технические моменты, вроде урегулирования вопроса с землей, или мелкие просчеты строителей. Но как только эти проблемы исчезнут, крупнейшие федеральные киносети зайдут в город. «Киноплекс» скоро появится в ТЦ «Карнавал», на ЖБИ сейчас строится кинотеатр DVI, «Синема Парк» начинает возводить мультиплекс на углу Малышева — Московская, «КиноМакс» откроет свои десять залов в ТЦ «Мегаполис» возле автовокзала. Я не исключаю, что многие мультиплексы строятся в Екатеринбурге не из соображений рентабельности, а с целью создания федеральной сети для продажи международным компаниям. Однако если открытие всех этих объектов будет происходить постепенно, думаю, резкого перенасыщения рынка не произойдет. Те, кто встанет в еще свободных микрорайонах, например на ВИЗе или Уралмаше, получат шанс забрать свою аудиторию.
«Салют» сможет составить конкуренцию федеральным сетям. Основное наше преимущество — мы расположены в самом центре, причем на пересечении достаточно мощных пешеходных и транспортных потоков. Но мы не хотим замыкаться на одном объекте, так как скоро здесь иссякнут внутренние резервы. Мы рассчитываем построить собственную маленькую сеть в пределах Екатеринбурга. В нее войдут три кинотеатра, причем каждый из них будет индивидуальным.
В будущем выживет тот, кто хорошо знает свою аудиторию. Мы первые в городе начали уходить в сегментацию, стали работать с артхаусом и фестивальным кино, ориентироваться на конкретного зрителя — студентов, т. е. образованную интеллигентную публику, разбирающуюся в кино, с достатком средний — ниже среднего. Из-за нашей «малозальности» мы тщательно выбираем репертуар, умеем отказываться от проходных фильмов, а не брать все подряд, как это делают многие мультиплексы. В результате мы, наверное, единственные в Екатеринбурге, у кого сформировалась устойчивая аудитория. Около 60% наших зрителей ходят к нам постоянно.
1 Сеть «Премьер-зал» не только включает три кинотеатра в Екатеринбурге и два в Свердловской области (в Каменске-Уральском и Лесном), но и оказывает услуги по репертуарному планированию еще 30 кинотеатрам УрФО, в том числе екатеринбургскому ККТ «Космос».