Торговые сети Екатеринбурга обойдутся без пермской «Семьи»
Руководство пермской мультиформатной торговой сети «Семья» нацелено на выход в Екатеринбург и Санкт-Петербург. Мнения екатеринбургских ритейлеров на этот счет неоднозначны.
В Перми розничная сеть «Семья» довольно популярна. Отзывы о ней в Интернете по большей части положительные — клиенты отмечают богатый выбор, дегустации в магазинах и т. д. Участвует в подобных обсуждениях и бенефициар «Семьи», экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов. На своей странице в Facebook он анонсирует поставки деликатесов и продукцию под ее торговой маркой «Малосемейка».
Первый магазин «Семья» был открыт в 2002 г. На сегодня, по информации компании, сеть насчитывает свыше 40 точек в Перми и городах Пермского края. Эти точки представлены в самых разных форматах: есть и супермаркеты, и универсамы, и гипермаркеты, и даже три дискаунтера. Тем не менее, сеть в основном ставит на широкий ассортимент и не самые низкие цены. Недавно стало известно, что «Семья» меняет планы региональной экспансии. По словам директора сети Елены Гилязовой, вместо выхода в Башкирию и Удмуртию, заявленных ранее, рассматривается возможность открыть магазины в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Уральские ритейлеры считают, что пермской сети будет непросто на конкурентном рынке Екатеринбурга. Риэлторы отмечают, что в Екатеринбурге не так много свободных площадей, подходящих для открытия крупных магазинов. Лев Ковпак, вице-президент сети «Кировский», уверен, что поддержать привычный для «Семьи» уровень цен будет трудно: «Количество торговых точек в Екатеринбурге несопоставимо с их количеством в Перми. Продукты у нас в принципе дешевле. Кроме того, логистика для новичка, ввиду изначально небольшого числа магазинов, будет сказочно дорогой. С другой стороны, удивить кого-то продуктами собственного производства тоже не получится. Как и охватить премиальный сегмент: у нас в городе много магазинов подобного рода: «Елисей», «Звездный» и другие».
Некоторые участники рынка все же допускают возможность успеха пермской торговой сети в Екатеринбурге, но лишь при определенных условиях. «Семье» придется сложно, — считает Марина Гордеева, заместитель генерального директора по закупу ТС «Звездный». — Наш рынок перенасыщен, хотя все зависит от формата и локализации точек. Из преимуществ пермской сети можно выделить направление прямого импорта. Хотя импортируемые товары, насколько мне известно, не лучшего качества». Генеральный директор ТС «Елисей» Александр Оглоблин согласен: удивлять покупателей становится все сложнее. «Что касается «Семьи», я слышал, что компания хорошая, — комментирует он. — Тем не менее, я считаю, что в Екатеринбурге у нее есть будущее, только если она поглотит какую-либо из существующих сетей».
Между тем представители федеральных розничных сетей, ориентируясь на европейские стандарты, полагают, что до перенасыщения екатеринбургского рынка еще далеко и у всех игроков есть шанс занять свою нишу. «В Европе на миллион жителей приходится четырнадцать гипермаркетов площадью более 2,5 тыс. кв. м, — говорит руководитель по внешним коммуникациям ГК «О’кей» Артем Глущенко, — в России в среднем — по четыре гипермаркета. Если учесть, что население Екатеринбурга превышает 1,4 млн человек, то, определенно, возможности для развития есть, и о полной обеспеченности города торговыми площадями говорить рано». Г н Глущенко отмечает, что появление на рынке нового ритейлера — всегда плюс для потребителей. При этом он признается, что ТС «О’Кей» в Перми не представлена, поэтому с пермскими сетями не знакома.
По словам экспертов, это не первая попытка «Семьи» выйти в Свердловскую область. Подобная информация появляется в течение последних семи-восьми лет, но никаких явных действий руководство пермской сети пока не предпринимало. Отметим также, что относительно недавно среди наиболее привлекательных регионов для развития УК «Семьи» выделяла Удмуртию и Башкирию. Что стало причиной изменения стратегии в пользу Екатеринбурга и когда ожидать открытие первой точки «Семьи», представители розничной сети пока не уточняют.
Автор: Ирина Шибаева