Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Торговые центры вгоняют небольшие магазинчики в финансовую кабалу»

«Торговые центры вгоняют небольшие магазинчики в финансовую кабалу»
Иллюстрация: личный архив Ивана Колотовкина

«ТРЦ — это формат прошлого. Пять лет назад я не верил в то, что ТРЦ будут бесполезными площадками. Сейчас верю. Они не умеют работать с медиа, организовывать рекламные кампании и привлекать трафик».

Иван Колотовкин, экс-владелец сети магазинов сладостей:

— Пять лет мы вели бизнес, имея небольшую сеть магазинов. Несколько месяцев назад нам пришлось уйти из розничной торговли. Почему мы приняли такое решение?

Три наших магазинчика базировались в разных торговых центрах. Мы продавали зарубежный мармелад и разные зарубежные сладости. Мы ушли из торговли, так как все менялось на наших глазах, и менялось в худшую сторону. Этот текст для тех, кто хочет открыть свой магазин, вдруг помогут некоторые факты. 

Сначала мы выкупили магазин в ТРЦ «ФанФан», точка была на грани закрытия: товара мало, клиентов тоже не так много. Для меня как человека, который всю жизнь работает в другой сфере, это было новым увлечением. Всего за три месяца мы вышли в плюс. Т.е. расходы уже волновали нас меньше, появились свободные деньги.

Социальные сети и СМИ нам сильно помогали. Мы придумывали разные информационные поводы. В итоге за пять лет было так много бесплатной и нативной рекламы, что мы наработали целую клиентскую базу. Было даже несколько зарубежных телеканалов, которые проводили съемки в нашем магазине, и это было круто.

Параллельно доллар и евро прыгал. Это была реальная жопа. Так как курс прыгает, прыгают и оптовые цены на сладости из Европы и США. Поставщики перестраховываются, цены завышаются, но это не становится большой проблемой. Потому что люди были готовы тратить деньги на необычные сладости.

В тот момент мы сглупили. Нам нужно было задуматься о франшизе. Но так как я параллельно работал в медиа, а магазинчик был неким дополнительным заработком, мы на это забили. Хотя за несколько лет мы дали очень много консультаций тем, кто начинал свое дело с конфетами по всей стране.

>>> Читайте также на DK.RU: «Нас ждут пустые моллы». Алексей Мальцев — о закате эпохи торговых центров

Продажи шли хорошо, появились лишние деньги, тогда мы решили открыть магазин в ТРЦ «Карнавал» на третьем этаже, где расположен фудкорт. В тот момент мы впервые узнали, что такое платить аренду в у.е. и внимательно каждый месяц следили за курсом доллара.

Работа с продавцами — это отдельная и веселая тема. Найти нормального сотрудника сложно, следить за работой продавца нужно постоянно. Был продавец, которая украла деньги и сбежала навсегда, были те, которые воровали прямо под камерами, были те, кто не мог усидеть на месте и постоянно бегал болтать, а еще были те, которые опаздывали, болели и создавали проблемы. Обычные будни. Но были и отличные продавцы, отличные люди.

Спустя некоторое время у нас появились проблемы с надзорными органами. Много рассказывать не буду, но был реальный казус, за который меня оштрафовали на 10 тыс. руб.

Налоговый инспектор потребовала товарный чек, на чеке было написано сокращенно имя и отчество от руки (в печати, которая на чеке, имя и отчество написаны полностью). Штрафанули именно за сокращение имени. А про печать сказали, что она «не является носителем информации». Мы подали в суд, но проиграли, так как Почта России не смогла вовремя доставить извещение из суда.

Потом  мы открыли новый магазин в ТРК «Глобус». Что могу сказать, ТРК «Глобус», «ФанФан» и «Карнавал» все еще живут в прошлом. Они не умеют работать с медиа, организовывать рекламные кампании.

Мы видели, как ТРЦ теряют нормальных покупателей, понимали, что большая часть наших клиентов приходит в магазин только благодаря нашей целенаправленной работе в социальных сетях. Но это были наши клиенты, а не те, которых приводит ТРЦ.

В основном в ТРЦ все шли только в продуктовый магазин. Нас это бесило, так как мы платили очень большую аренду, в том числе надеясь, что ТРЦ будет привлекать людей, новых потенциальных покупателей, которых мы можем обработать. Но этого не происходило.

Проблема аренды

Спустя несколько лет работы мы поняли, в чем особенность аренды площади в ТРЦ. В договорах говорится, что ежегодно аренда может повышаться на 10%. И ее реально повышают. Когда я понимал, что через 4-6 лет мы будем платить 100 тыс. руб. за 7 кв. м, я впадал в ступор.

Была очень крутая фишка с одним районным ТРЦ. Мы думали туда встать на место конкурента (конкурент съезжал). Спросили, почему предыдущий магазин съезжает, а нам говорят: «Потому что они стоят уже пять лет, было повышение аренды, и теперь им нужно платить 100 тыс. руб.». А нам на это место предлагали встать за 45 тыс. руб.

В чем логика? Торговые центры постоянно пытаются найти тех, кто будет просто платить больше денег за аренду. Иногда находят, иногда нет. В итоге там выстраиваются настоящие пирамиды. Тем, кто стоит долго, постоянно повышают аренду, а с тех, кто только встает, берут меньше, но со временем повышают и повышают стоимость.

В итоге получается так: ты сначала платишь 40 тыс. руб., спустя время — 100 тыс. руб. Новые встают — снова 40 тысяч, а старым все повышают, и с помощью этого закрывают финансовые дыры. В итоге старые уходят, новые превращаются в старых. Беспрерывный процесс. Это жизнь островков. При этом параллельно покупательская способность падает, ТРЦ теряют свою популярность среди населения. Когда-то мыльный пузырь лопнет.

Потом еще ввели обязательные онлайн-кассы. Мы купили и офигели. Я тогда был очень зол на чиновников. Мы сначала купили ЭВОТОР, который постоянно «висел», потом перешли на МТС-кассы. Тоже проблемные. Кассы ввели, но разработать нормальное программное обеспечение не додумались. Жалобы были бесполезны, нам в контакт-центрах говорили: «Программисты занимаются вашим вопросом». И так по пять-шесть месяцев.

Почему же мы ушли из бизнеса?

Сначала нам сказали в ТРЦ «Глобус», что хотят поднять аренду. Я их послал и съехал. Так делали многие, но мы держались долго. Потом мы закрылись в ТРЦ «Карнавал». У них тупо на третьем этаже не было народа. Как и в «Глобусе» на первом, поэтому там так часто менялись магазины. В этом году меня вызвали в администрацию ТРЦ «ФанФан» и сказали, что нужно: а) менять оборудование; б) платить за аренду в два раза больше или съезжать. Я послал и их.

И вот что же происходит с островками в ТРЦ? Они закрываются. Причин несколько. Во-первых, все проще продавать через интернет. Очень много людей сегодня просто не хотят идти в торговый центр.

Во-вторых, за пять лет государство придумало много нововведений, подняв расходную часть магазинам в несколько раз.

Третье: ТРЦ вгоняют бизнес в финансовую кабалу. Вы платите все больше и больше, пока не решаетесь наконец-то съезжать. И вот когда я понял, что с этими расходами и этими фишками с арендой магазины будут приносить по 20-30 тыс. руб. прибыли в месяц, мы ушли.

Я не скажу, что розница — это плохо и туда не стоит идти. Стоит! Но нужно что-то менять. Менять в ТРЦ и меняться самой системе, созданной чиновниками. ТРЦ – это формат прошлого. Пять лет назад я не верил в то, что ТРЦ будут бесполезными площадками. Сейчас верю, так как администрации этих комплексов, рекламные отделы меняться не хотят. И я вот думаю, а что бы было, если бы нас не трогали чиновники и администрации торговых комплексов?.

Если бы администрация ТРЦ на самом деле занималась привлечением покупателей не через «ночи распродаж» и странную наружку, мы бы расширились и платили больше аренды, мы бы начали производить свою продукцию, мы бы помогали местным производителям сладостей, мы бы пошли в другие города. Возможно. А возможно, получилось бы как сейчас.

>>> Читайте также на DK.RU: Не спешите хоронить торговые центры! — Дмитрий Сарапульцев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.