Торгцентры растеряли 70% посетителей. Как они решают вопросы с арендаторами?
Оставшийся трафик торговым центрам обеспечивает прежде всего продуктовый ритейл, который пока не почувствовал снижения выручки. ТЦ и арендаторы стараются прийти к компромиссу в условиях простоя.
30 марта, в начале нерабочей недели, объявленной президентом, индекс посещаемости торговых центров в Москве сократился на рекордные 70,9% относительно того же дня 2019 г., сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Watcom Group.
Небольшой поток посетителей в ТЦ остается за счет работающих продуктовых магазинов, аптек, салонов связи, точек по продаже предметов первой необходимости, зоотоваров и детских товаров. По решению властей в Москве, как и во многих других регионах, с 28 марта закрыты остальные магазины, кафе и рестораны — работающие заведения продают «еду на вынос».
Путин: кризис из-за коронавируса будет сильнее, чем в 2008 г. Экономику РФ ждет рецессия
Управляющий партнер компании «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов оценил падение трафика в ТЦ после закрытия развлекательных зон и непродовольственных магазинов на 50–60%: «Одновременно изменились и цели посещения покупателей: они приходят в основном за товарами долгосрочного хранения». Продуктовые ритейлеры при этом смогли сохранить обороты, так как люди покупают много продуктов впрок, добавляет управляющий партнер RedStone Индира Шафикова.
Вам запретили вести бизнес из-за эпидемии. Законен ли запрет и можно ли его игнорировать?
Кроме того, взаимоотношения торговых центров и их арендаторов, приостановивших платежи, не улажены до конца, указывает глава департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина. Вторые столкнулись с падением выручки и пытаются договориться об отмене или отсрочке платежей, а у первых возникли проблемы с эксплуатацией полузакрытых объектов и кредитными обязательствами. Впрочем, по условиям большинства договоров стоимость аренды привязана к обороту торговой точки, поэтому во многих случаях вопрос решился сам собой.