«Тот, кто один раз добился успеха, тут же начинает считать себя умнее всех»
«Есть тысячи историй, как важные бизнесмены терпели крах. Есть тысячи историй, как голодранцы у них под носом создавали монстров и их имена становились символами». Почему опыт не гарантирует успеха.
Предприниматель Алексей Крол на своей странице в Facebook рассказал о том, почему самоуверенные профессионалы ошибаются куда чаще новичков.
— Приведу несколько примеров.
1. В Израиле живет Дов Моран, изобретатель флешки. Он продал свою компанию монстру SunDisk почти за $1,6 млрд и после этого стал национальным героем Израиля, потому что до этого таких сделок не было. После этого он вышел с идеей модульного мобильного телефона, вложил в это почти $100 млн своих средств и еще больше чужих денег, потому что инвесторы в него верили. Но в 2008-м выстрелил iPhone, и все рухнуло.
2. Несколько лет назад маленькая, неизвестная компания, которая ничего не понимает в маркетинге, решила повторить успех одного проекта. Это маленькая компания называется SONY, а ее подразделение SONY PICTURES выпустила ремейк успешной картины «Посейдон», потратив на нее чуть меньше, чем собрал Tezos на ICO — $250 млн. Проект ожидал оглушительный успех — он попал в книгу рекордов Гиннеса как самый крупный провал в кино.
3. В начале 70-х один молодой режиссер пытался организовать ICO для съемки фантастической сказки, но ему все отказывали. Компания Fox сжалилась над ним и дала денег, но режиссер выбился из бюджета. Fox остановила финансирование, тогда режиссер и команда оказались от зарплат и попросили долю в прибыли. Fox с радостью согласилась и отдала огромный кусок доли режиссеру, не веря в прибыль. Когда Fox осознала, что с картиной что-то не так — было поздно. Фильм назывался «Звездные Войны», режиссера звали Лукас, а сейчас капитализация франшизы стоит более 14 млрд. долларов. Fox кусает локти.
4. Лет 20 назад в компанию Дисней пришел сценарист и предложил сценарий с условием, что ставить фильм будет он. Дисней жутко перепугалась и перепродала права другой компании за $18 млн, вложив всего $16 млн, причем 90% суммы был гонорар звезды — Брюса Уиллиса. Дисней очень радовался своему коммерческому успеху и прагматичности: удалось заработать $2 млн. Фильм назывался «Шестое чувство»: он собрал в прокате $628 млн. Дисней кусает локти.
Есть тысячи историй, как очень, очень крутые и важные бизнесмены с успехами в прошлом терпели крах. Есть тысячи историй, как голодранцы под носом у снобов из фондов и корпораций создавали монстров, и потом их фамилии: Гейтц, Джобс, Безос, Ма, Брэнсон — становились символами.
У успешных людей таких историй навалом. Это значит, что инновации — трудная штука, а будущего не знает никто.
Аналитики пишут свои отчеты не потому, что знают будущее, а потому, что будущего никто не знает, и когда мы покупаем эту макулатуру, нам становится легче иметь дело с хаосом.
Мы прячемся за свою веру в то, что можем что-то предсказывать, потому что нам так легче. Но, как сказал классик, проблема даже не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен.
Не сговариваясь, я оказался вовлечен в несколько кейсов и проектов с идентичным диагнозом:
1. Крутые основатели с крутым успехом в прошлом.
2. Немерено ресурсов. Мощная команда.
3. Куча пиара.
4. Полный треш и угар с идеей, продуктом и тем, что они делают.
В нескольких случаях финансирование уже остановлено, в некоторых с вероятностью близкой к 100% будет остановлено. Число таких проектов нарастает.
Общий паттерн систематической когнитивной ошибки: если человек один раз добился успеха и заработал денег, он искренне начинает верить, что он самый умный парень в комнате.
Это автоматически приводит к нарушению всех мыслимых подходов и рекомендаций при развитии новой идей и стартапа. Те ошибки, которые просто были бы невозможны для начинающих, в этой ситуации становятся нормой. Кстати, в корпоративном мире еще хуже. Недаром Джобс говорил: оставайся голодным, оставайся сумасшедшим.
Венчурные деньги называют умными деньгами, но я вижу, какое количество денег бесполезно сжигается, и мне кажется, что все-таки венчурные деньги — это глупые деньги. Хотя если венчурные деньги — глупые, то как тогда называть те, что отдают на ICO.