Trade-in позволит дилерам заработать, но позже
эксперты Григорий Балакин исполнительный директор «УралФрансАвто» Анатолий Медведев директор департамента продаж автомобилей ООО «Автоленд Холдинг» Андрей Сюткин руководитель отдела продаж подержан
эксперты
Григорий Балакин
исполнительный директор «УралФрансАвто»
Анатолий Медведев
директор департамента продаж автомобилей ООО «Автоленд Холдинг»
Андрей Сюткин
руководитель отдела продаж подержанных автомобилей брендов Jaguar и Land Rover автоцентра «Краснолесье»
Дмитрий Усачев
исполнительный директор автоцентра «Асмото Славия»
Максим Харламов
генеральный директор автоцентра Trade-in
Какую комиссию берут салоны за продажу комиссионных машин?
Почему разброс цен на авто с пробегом достигает десятков процентов?
Что сейчас препятствует продажам подержанных машин?
Часть екатеринбургских автоцентров оперативно отреагировали на рыночные изменения последних месяцев. Например, «Автоленд Холдинг», который занимается продажами машин с пробегом уже несколько лет, и площадки подержанных иномарок присутствуют в каждом салоне компании, два месяца назад выделил для них специальное помещение на 250 мест в своем автоцентре в пер. Базовый, рассказал Анатолий Медведев, директор департамента продаж автомобилей ООО «Автоленд Холдинг».
В марте компания «Оками» начала работу на новой открытой площадке, расположенной на Сибирском тракте, куда сейчас принимает на реализацию любые автомобильные марки (она рассчитана более чем на 120 машин — уточнили в компании).
А «УралФрансАвто», всегда выставлявший автомобили с пробегом рядом со своим салоном на пр. Космонавтов, выделил в начале мая вторую площадку на ул. Металлургов. «Изначально та территория предназначалась для строительства еще одного нашего автоцентра, но сейчас планы изменились, и мы открыли там площадку для торговли подержанными автомобилями на 80-100 мест», — рассказал Григорий Балакин, исполнительный директор «УралФрансАвто».
Ранее рынок в основном обманывал ожидания экспертов. Вопреки прогнозам о росте на десятки процентов, которые аналитики давали местному рынку, исходя из опыта развитых стран, продажи по системе trade-in в реальности прирастали максимум на 1-2% в год.
Сдерживали их сразу несколько факторов. Высокий спрос на новые авто (очереди на популярные модели растягивались на многие месяцы) приводил к тому, что мотивации заниматься развитием продаж подержанных машин у автоцентров почти не было. Тем более что потребителей, заинтересованных в приобретении автомобиля с пробегом, приходилось «делить» с сегментом импортируемых подержанных иномарок (например, японских праворульных). А законодательные трудности (при работе с trade-in начислялся двойной НДС) оставляли сравнительно невысокую рентабельность продаж. В итоге на практике получалось, что отделы trade-in создавали больше для статуса — показать, что и это направление у компании есть.
Теперь, когда спад на первичном рынке оказался ниже самых пессимистичных прогнозов (по данным Ассоциации европейского бизнеса, в апреле его снижение в России уже составило 53%), сегмент должен иметь все шансы на скорое развитие. Если в прошлом году рынок подержанных автомобилей обгонял первичный в 1,7 раза (в 2008 г. на вторичном рынке в целом по стране было перепродано порядка 4,75 млн легковых автомобилей и где-то 2,8 млн новых), то в 2009-2010 гг. на один новый автомобиль будет продаваться уже по два-три подержанных — считают в аналитическом агентстве «Автостат».
Эксперты строят эти прогнозы на том, что в России уже сформировался парк иномарок (порядка 12 млн шт.), достаточный для роста сделок по их перепродаже, к тому же настроения покупателей отчетливо изменились. «Приобретая новую машину, потребитель платил в основном за престиж — на ней никто не ездил», — уточнили в отделе trade-in автоцентра «Автобан-Запад». А сейчас этот фактор уходит на второй план, уступая место экономии: выезжая за пределы салона, автомобиль сразу же теряет 10-15% своей стоимости, несмотря на то что его качества остались неизменными. К тому же конкурентов у автоцентров с 2009 г. уменьшилось — в результате резкого повышения таможенных пошлин ввоз подержанных автомобилей из-за рубежа стал необоснованно дорогим. И препятствия с начислением НДС уже устранены на законодательном уровне.
Да и сами автоцентры стали по-настоящему заинтересованы в том, чтобы зарабатывать на продаже комиссионных авто и стимулировать продажи новых посредством trade-in. Средняя комиссия по городу составляет 4-6% — эксперты считают это теперь неплохим заработком.
Но ожидаемого всплеска может опять не произойти.
Если смотреть на статистику, то доля продаж подержанных автомобилей уже приблизилась к прогнозируемой аналитиками «Автостата». «До кризиса доля trade-in в общем объеме продаж по Екатеринбургу составляла 5-7%, теперь доходит до 30%», — рассказал Андрей Сюткин, руководитель отдела продаж подержанных автомобилей брендов Jaguar и Land Rover автоцентра «Краснолесье».
Но не всегда эти цифры отражают реальный рост продаж на вторичном рынке. Подержанных машин в автосалонах официальных дилеров действительно стало больше. Как считает Дмитрий Усачев, исполнительный директор «Асмото Славия», рынок подстегнуло то, что перед Новым годом импортеры делали много спецпредложений и предоставляли большие скидки на новые машины. «Люди охотно этим пользовались и сдавали свои автомобили в зачет», — поясняет г-н Усачев. В том числе тогда автоцентры и набрали подержанных машин больше, чем обычно.
Желанию приобрести новый автомобиль, сдав свой в зачет его стоимости, способствовали и проблемы с выдачей ПТС (когда клиентам приходится месяцами ждать полностью оплаченный автомобиль — см. «ДК» № 14 от 20 апреля 2009 г.). Ведь при покупке по схеме trade-in ожидание не так болезненно. «Автосалон проводит оценку автомобиля, который будет сдан, определяет размер доплаты, клиент вносит сумму доплаты в полном объеме. И только когда новый автомобиль и все документы на него готовы, старый автомобиль забирают и новый выдают клиенту», — рассказал г-н Медведев.
Но продаются сданные подержанные машины вовсе не теми темпами, на которые хотели бы рассчитывать руководители дилерских центров. Ни один банк сейчас не кредитует покупку автомобиля с пробегом — констатирует г-н Балакин. А это сразу отсекает как минимум 50% потенциальных клиентов (в докризисный год посредством кредитования продавался каждый второй автомобиль).
Те, кто готовы заплатить всю сумму, сбиты с толку сумбурным ценообразованием на вторичном авторынке. Теоретически подержанные машины сейчас должны стать конкурентоспособными, так как все они закупались по старым прайсам (стоимость новых выросла за последние полгода на 25-30%). Но фактически и на них цены оказываются завышенными. «Мы постоянно ведем мониторинг цен в городе и порой видим, как автомобиль с пробегом 60 тыс. км стоит столько же, сколько новый в аналогичной комплектации, хотя должен стоить в среднем на 35% меньше», — уточняют в отделе trade-in автоцентра «Автобан-Запад».
Дело в том, что автовладельцы, сдающие машины по trade-in или на комиссию, хотят получить как можно больше выгоды и, видя рост стоимости на рынке, устанавливают как можно более высокие цены и на свои авто. Этот фактор больше всего тормозит развитие trade-in, к тому же потенциальные потребители ориентируются даже не на средние показатели, а на демпинговые предложения (когда люди, остро нуждающиеся в наличных средствах, отдают автомобиль на реализацию по стоимости ниже рыночной).
Автоцентры пытаются регулировать ценообразование и жестко ставят условия, при которых согласны взять машину на реализацию. Иначе у многих из них быстро возникнет затоваривание: хранение автомобилей связано с определенными затратами. «Есть салоны, в которых плата за нахождение машины на площадке взимается в размере 60 руб. в сутки — как на обычной стоянке, у нас хранение автомобилей бесплатное», — уточнил Анатолий Медведев. Но дилеры признают, что общую проблему это не решит — в ближайшее время разброс цен в сегменте trade-in сохранится неоправданно большим.
«Таким образом, пока на рынке есть демпинговые предложения по подержанным машинам, а у автоцентров — запасы новых авто по старым ценам, покупательские предпочтения останутся на их стороне», — уверен Дмитрий Усачев.
Появление новых площадок и активное продвижение услуг trade-in сейчас в большинстве случаев — лишь задел на будущее. А та часть компаний, у которых не было отдельного направления trade-in, пока не торопятся его создавать. Например, у «Асмото Славия» даже есть площадка, которая предназначена для машин с пробегом, но ее тем не менее не заполняют. «Посмотрим, как изменится рынок в ближайшие месяцы», — поясняет г-н Усачев.
Все-таки для запуска этого направления помимо площадки нужны и средства на продвижение, и новый подготовленный персонал. «А он, кстати, по-прежнему в дефиците — квалифицированных специалистов, которые понимают всю цепочку юридических действий схемы trade-in и имеют опыт работы с покупателями, в Екатеринбурге не более 20. Их нигде специально не учат, а этот рынок в городе еще молодой», — рассказал г-н Сюткин.
Периодом ожидания сейчас активно пользуются посредники, которые зарабатывают тем, что берут продажи на аутсорсинг. Достигнув договоренности с дилером, они сами производят оценку и предпродажную подготовку подержанного автомобиля, занимаются его продажей, а дилеру отчисляют оговоренную стоимость.
В частности, в Екатеринбурге работают два крупных автоцентра, специализирующихся только на продаже машин с пробегом, — «Эни Моторс» и Trade-in. Как сообщил Максим Харламов, генеральный директор Trade-in, наценка посредника составляет 2-3%, что достаточно для хорошего заработка при высоком объеме продаж. А они должны увеличиться — в автоцентре считают, что настоящий рост впереди. Ориентируясь на изменения конъюнктуры, Trade-in в апреле этого года открыл вторую площадку на 40 машин (в прошлом году работал на одной — на 15 автомобилей).
Теоретически компании-посредники сейчас закрывают нишу, которой не пользуются дилеры. Но учитывая, что многим участникам рынка это направление будет неинтересным, посредники не исчезнут. Возможно, количество таких площадок даже увеличится.
цифры
на 25-30% |
подорожали новые автомобили в кризис |
50% |
покупателей теряет trade-in из-за падения автокредитования |
10-15% |
теряет в стоимости автомобиль, выезжая из салона |
4-6% |
средняя комиссия при продаже авто через салон |
12 млн шт. |
сейчас составляет российский парк иномарок |
Источник: данные компаний.