Трамваи поедут по SMS
Суть нового бизнеса торгового дома «Ореол-ЗиК» состоит в сборе GPS-информации о местонахождении трамваев, ее обработке и предоставлении через SMS. Идея подобного сервиса пришла Дмитрию Третельницко
Суть нового бизнеса торгового дома «Ореол-ЗиК» состоит в сборе GPS-информации о местонахождении трамваев, ее обработке и предоставлении через SMS. Идея подобного сервиса пришла Дмитрию Третельницкому, директору «Ореол-ЗиК», еще два года назад. Рынок продажи и обслуживания отечественных погрузчиков стагнирует под давлением китайских и европейских производителей. «Поэтому мы заинтересованы в поиске нового бизнеса для диверсификации», — объясняет г-н Третельницкий.
Первоначально предполагали, что информацию о движении трамваев можно будет снимать с датчиков, размещенных на путях, а пассажиров информировать через электронные киоски на остановках. Однако от этой технологии пришлось отказаться. «Точность показаний датчиков оказалась невысока, а терминалы — слишком дороги», — рассказывает Дмитрий Третельницкий.
Создавать сервис в «Ореол-ЗиК» решили с помощью спутниковой навигации и SMS. Компания наняла собственных разработчиков и совместно с поставщиками оборудования сформировала диспетчерскую часть сервиса. Закупка GPS-навигаторов и комплектов связи для всех трамваев, разработка информационной системы обошлись в 5 млн руб. Еще 1 млн руб. уйдет на тестирование проекта и продвижение. «Мы долго искали инвесторов, но все считали этот бизнес слишком рискованным, потому что аналогов ему нет, и отказывались вкладываться», — сетует г-н Третельницкий.
В «Ореол-ЗиК» полагают, что проект может показать приличную рентабельность — компания опросила 500 пассажиров и установила, что 40% респондентов заявили о готовности пользоваться SMS-информированием. Стоить подобный запрос будет 9 руб. «Цена достаточно безболезненна и для студентов, и для школьников, и даже для пожилых людей», — уверен директор «Ореол-ЗиК». По предварительным подсчетам, для успешной окупаемости вложений услугой должны будут пользоваться 6-7 тыс. человек каждый день (ежедневно трамваи перевозят более 300 тыс. пассажиров). Вадим Сиротенко, директор ИА Sotto (SMS-сервис «Город без угонщиков», «Название лекарства», «Погода в городах области»), считает коммерческие перспективы нового сервиса сомнительными: «Сейчас трудно представить бизнес-эффект от подобного проекта. Люди устали от платных SMS». По его мнению, региональные SMS-сервисы как чемодан без ручки для их владельцев — нести тяжело, а бросить жалко.
Зато выгоды нового сервиса уже оценили в Екатеринбургском трамвайно-троллейбусном управлении (ЕТТУ). Как сообщает Николай Дроздов, начальник службы автоматизации и связи ЕТТУ, системы GPS-навигаторов, установленные в транспорте, помогают в диспетчеризации. По договоренности между ЕТТУ и «Ореол-ЗиК» организации друг другу не платят — т. е. трамвайно-троллейбусное управление безвозмездно получает возможность использовать систему диспетчеризации, а «Ореол-ЗиК» не перечисляет средства за размещение навигаторов в трамваях и на остановочных комплексах.
Дмитрий Третельницкий рассчитывает, что дополнительный доход компании может принести консалтинг и продажа систем другим городам, а также трансляция интернет-проектам данных о движении трамваев. Для этого, добавляет он, нужно накопить опыт эксплуатации. Директор «Ореол-ЗиК» не исключает, что компания покинет рынок погрузчиков и целиком сосредоточится на SMS-сервисах. По мнению г-на Дроздова, если опыт диспетчеризации трамвайного парка окажется успешным, то его применят и к троллейбусам.