Транспортные карты: не роскошь, а средство передвижения
В последнее время одной из самых обсуждаемых в Екатеринбурге тем является введение транспортных карт — электронных проездных, позволяющих перевести систему оплаты на транспорте на безналичную основ
Внедренные еще в конце прошлого века лондонская транспортная платежная система Oyster, венецианская Venice Card Blu, испанская Madrid Card, электронная система оплаты проезда в московском метро не только сделали транспортные и финансовые потоки более прозрачными, а следовательно, управляемыми, но и перевели качество жизни горожан на новый уровень. С тех пор транспортные карты введены во многих крупных российских городах, среди которых Новосибирск, Самара, Омск, Челябинск, Оренбург. Так в чем состоят особенности и преимущества реализованной в этих городах системы «Электронный проездной», какой положительный опыт может взять на вооружение Екатеринбург и что даст внедрение транспортных карт городскому бюджету и горожанам?
Какая система нужна Екатеринбургу?
Необходимость внедрения в Екатеринбурге системы автоматизации расчетов на транспорте сегодня мало у кого вызывает сомнения. Тенденция современного мира — максимально сокращать оборот наличных денег. Банковские карты стали нормой жизни, и процент безналичных расчетов по ним ежегодно растет. Транспортные карты являются самым привычным инструментом оплаты проезда для горожан многих российских мегаполисов, которые уже привыкли к этому современному способу быстро и комфортно оплатить свой проезд. Не нужно всякий раз отсчитывать необходимую сумму, получать сдачу рассыпающейся мелочью и опасаться за свой бумажник. В метро в час пик, когда у касс за жетонами выстраивается громадная очередь, а владельцы транспортных карт имеют возможность ее миновать, особенно ярко проявляется фактор времени.
Естественно, что система, которая будет в итоге выбрана для Екатеринбурга, должна отвечать ряду требований. Безналичные расчеты в системе должны быть прозрачными, бесперебойными и защищенными. Пассажиры должны получить единую карту для всех видов транспорта и гибкие тарифы оплаты проезда с учетом возможных скидок и длительности проезда. Благодаря автоматизации транспортных средств должна появиться возможность «бескондукторной» схемы оплаты проезда и учета перевозки социальных льготников для последующих расчетов с транспортными предприятиями. И безусловно, система должна иметь возможность для дальнейшего развития, чтобы транспортная карта могла выполнять функции электронного кошелька горожанина.
Всем этим требованиям отвечает система «Электронный проездной», разработанная отечественными специалистами и успешно действующая в шести российских регионах. В настоящее время в этой системе обслуживается более 2 миллионов человек, а ежемесячное количество поездок по транспортным картам превышает 20 миллионов.
Что такое система «Электронный проездной»?
Система «Электронный проездной» обеспечивает возможность безналичного расчета в общественном пассажирском транспорте с использованием транспортных карт, которых насчитывается четыре вида. «Социальная карта» — это персональная карта, которая выдается гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки. «Единая транспортная карта» — это общегражданская карта, ей могут пользоваться без ограничений все пассажиры. «Карта школьника» и «Студенческая карта» дают право учащимся школ и вузов на проезд в транспорте со скидкой.
Использование в системе микропроцессорных карт обеспечивает абсолютную защищенность информации и, что немаловажно, полностью гарантирует от подделок. Кроме того, технология дает возможность размещать на такой карте до 15 различных платежных, учетных и идентификационных приложений, что и позволяет говорить об огромном потенциале трансформации транспортных карт в электронные карты горожанина с большим количеством полезных функций.
Существенной является такая характеристика системы, как высокая адаптивность к уникальным требованиям той территории, где внедряются транспортные карты. Стопроцентно одинаковых схем внедрения проекта не существует. Тем не менее, выработанный общий алгоритм позволяет минимизировать издержки, связанные с локальными особенностями проектов. Наличие же собственного центра обработки информации обеспечивает возможность настраивать систему под меняющиеся требования заказчика без серьезных и дорогостоящих доработок.
Опыт реализации
Разработка системы «Электронный проездной» началась в Группе Компаний Центр Финансовых Технологий (ЦФТ) еще в 1998 г., а в 2002 г. транспортные карты как средство безналичного расчета стали действовать в Челябинске. С тех пор система внедрена еще в 5 регионах России: в Новосибирске, Самаре, Омске, Оренбурге, Горно-Алтайске.
Все реализованные проекты имеют свои особенности. Так, в Новосибирске были объединены «транспортные кошельки» метрополитена и наземного транспорта. В Оренбурге реализована позонная тарификация, имеющая 14 тарифных зон. В Горно-Алтайске используется многоэмитентная схема, которая позволяет гражданам по своему желанию выбирать банк, обслуживающий карту. В Челябинске действуют транспортно-банковские карты, т. е. карты с двумя приложениями. А внедрение системы «Электронный проездной» в Омске ознаменовалось рекордными сроками запуска: проект стартовал в течение двух недель. За это время было эмитировано 500 тыс. социальных карт, подключено все необходимое программное обеспечение и оборудование, прошло обучение специалистов.
Таким образом, решение ЦФТ легко «настраивается» на уникальные потребности того или иного региона. Такая гибкость и многофункциональность системы «Электронный проездной» получили высокую оценку на правительственном уровне: на выставке «Транспорт России — 2008» премьер-министр России Владимир Путин, ознакомившись с проектом, отметил, что этот опыт необходимо изучить для комплексного внедрения в других регионах России. Система была отмечена и в Екатеринбурге: в октябре 2008 г. на Всероссийском конкурсе «Электронный муниципалитет» она была удостоена высшей награды за технологичность решения и тиражирование опыта.
«Электронный проездной» для Екатеринбурга
Система «Электронный проездной» позволяет организовать безналичный расчет на всех видах транспорта. В автобусах, троллейбусах, трамваях реализуется «кондукторная система» — кондуктор при помощи транспортного терминала считывает с карты стоимость поездки; в маршрутных такси работает «бескондукторная система» — пассажиры самостоятельно списывают с карты деньги, прикладывая проездной к терминалу; в метрополитене действует «турникетная система».
В качестве электронного проездного предлагается использовать пластиковую «Единую транспортную карту» как универсальный инструмент расчета на всех видах транспорта. Для гостей Екатеринбурга и горожан, редко пользующихся общественным транспортом, будет действовать разовый вариант транспортной карты — бумажный проездной UltralightC с микрочипом.
При адаптации системы «Электронный проездной» для Екатеринбурга в ней будут созданы тарифы, настраиваемые в зависимости от вида транспорта, конкретного маршрута, типа транспортной карты, дня недели и времени суток. Система при расчете стоимости проезда также будет учитывать зональность и предоставляемые скидки.
Отдельно стоит сказать о социальных картах. В отделениях соцзащиты льготники смогут получить персональные карты, на которые, кроме транспортного, можно разместить банковское, дисконтное, аптечное, идентификационное и иные приложения. Социальные карты, используемые в системе «Электронный проездной», фиксируют данные о поездках льготников, а на основании этой информации транспортным предприятиям ежедневно перечисляются денежные средства за фактический объем транспортных услуг.
Что дает внедрение системы «Электронный проездной»?
Развитие информационных технологий — это, без преувеличения, вклад в будущее города. Они позволяют придать экономике инновационный характер, помогают сокращать расходные статьи бюджета, контролировать целевое использование средств, оказывать адресную социальную поддержку. Электронные проездные дают возможность предельно достоверно определять реальные пассажиропотоки: ежедневно с точностью до минуты, до каждого автобуса, до каждого пассажира. В результате станет понятно, какие маршруты открыть, какие усилить, какие оптимизировать. Точность учета позволит осуществлять обоснованные компенсации транспортникам за провоз льготников: кто больше возит, тот больше получает.
Опыт реализации проектов в различных регионах России показывает, что после введения обслуживания по транспортным картам доход пассажирских предприятий увеличивается на 15-30%. Автоматизация позволяет контролировать массу факторов, ранее неподконтрольных. Прекращается хищение выручки, становится невозможным неконтролируемое движение автобусов не по графику или не по маршруту. Происходит снижение расходов, поскольку нет необходимости инкассировать выручку. Компании, не перевозившие ранее льготников, получают дополнительный пассажиропоток и компенсацию за оказанные перевозки. Система дает возможность предоставлять скидки, а это конкурентное преимущество перед маршрутами, где картой воспользоваться нельзя.
Использование транспортных и социальных карт приносит ощутимую выгоду их непосредственным пользователям. Существенно повышается качество обслуживания, коммерческий транспорт становится для льготников более доступным. По вовремя пополненным транспортным картам можно совершать неограниченное количество поездок, не заботясь о деньгах на проезд и не совершая в транспорте неудобных операций с мелочью. Пассажиры получают возможность пользоваться выгодными дисконтными программами и заблаговременно резервируют денежные средства на оплату проезда, пополняя свою транспортную карту.
Сроки внедрения и финансовые условия
Внедрение системы «Электронный проездной» (включая социальные карты) в Екатеринбурге в промышленную эксплуатацию, по словам специалистов ЦФТ, может уложиться в 3,5 месяца. При этом ГК ЦФТ готова рассматривать варианты участия в екатеринбургском проекте в качестве инвестора.
Группа КомпанийЦентр Финансовых Технологий:
www.socialcard.ru