«Третья мировая война». Уральские эксперты оценили риски военной операции в Сирии
Участие российской авиации в сирийском конфликте может обернуться трудно прогнозируемыми последствиями для всей страны. Существует множество рисков, хотя поддержать операцию готово немало граждан.
30 сентября Совет Федерации России одобрил применение Вооруженных сил РФ (ВС) в Сирии для поддержки войск местного правительства в борьбе с «Исламским государством» (ИГИЛ). По словам руководителя кремлевской администрации Сергея Иванова, подразумевается использование только военной авиации, а применение сухопутных войск исключено. В тот же день ВС начали бомбить объекты ИГИЛ. DK.RU спросил екатеринбургских аналитиков, политологов и бизнесменов, чтобы узнать, какие риски они видят в ситуации.
Константин Селянин, независимый аналитик:
«Анализировать последствия крайне тяжело, потому что это некий прецедент — Россия выступила в авангарде подобной военной операции. С одной стороны, противоречия нет: подавляющая часть всего мира признает ИГИЛ злом. С другой стороны, Россию в этой роли видеть непривычно. Обычно это США и их союзники. Многое будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация. Если конфликт будет эскалироваться, это может сказаться, к примеру, на бесперебойности поставок нефти на мировой рынок: Сирия и соседние государства являются крупными экспортерами. В случае эскалации и военной операции может повториться история во время войны в Ливии и Ираке, которая долго подстегивала цены вверх и удерживала их на высоких уровнях. Такой вариант есть, хотя пока какой-то значимой реакции на стоимость нефти это не оказало. С другой стороны, наоборот, если операция будет протекать быстро, и конфликтоген, ИГИЛ, будет убран, и будет намечаться относительная стабильность, это может сыграть и наоборот.Предсказывать очень сложно, скорее всего, нам придется принимать ситуацию уже по факту. Но, безусловно, Сирия сейчас — это один из факторов, который будет влиять на мировую экономику, на нефтяной рынок, а следовательно, и на российскую экономику тоже».
Сергей Рявкин, президент ГК «ДЭНАС»:
«Я полностью поддерживаю действия российской власти, в частности, Владимира Владимировича Путина, в связи с военной операцией в Сирии. Думаю, наш президент поступает правильно, оказывая поддержку дружественному нам государству. Стоит ли нам опасаться ответных действий со стороны сирийских террористов на территории России? Вряд ли. На мой взгляд, это маловероятно».
Сергей Мошкин, политолог:
«Риск первый: Россия фактически открыла второй фронт, не разрешив окончательно ситуацию на юго-востоке Украины. Колоссальные экономические потери, возможные жертвы, как и во всякой войне, риск потерять репутацию руководителям государства…То, что Россия выступает за одну из воюющих сторон в Сирии — само по себе рискованный факт. Там все воюют против всех. По наблюдению зарубежных экспертов, первые удары были нанесены не по ИГИЛ, как предполагалось, а по оппозиционным Асаду (президенту Сирии) силам. Это не что иное, как вмешательство в гражданскую войну на одной из сторон с риском увязнуть в этой войне. Пока это ограничивается, как было декларировано, только воздушными ударами, но что будет дальше, никому неизвестно. Гражданская война и вмешательство в нее имеет свои особенности. Не дай бог, если придется воевать со многими участниками и по всем сторонам фронта.То, что ИГИЛ сегодня объявлен врагом номер один для России — по крайней мере, это звучит в журналистской риторике — делает возможным его ответные действия в отношении России и на ее территории.И хотел бы обратить внимание на постановление Совета Федерации на разрешение вооруженным силам участвовать в операциях за рубежом — в документе не указана страна и сроки пребывания ВС РФ за пределами страны. Формально это позволяет применять вооруженные силы по всему миру. Не думаю, что такое произойдет, но если в ходе сирийской операции потребуется расширить зону боевых действий, например, на территорию Ирака, то документ дает возможность. Это само по себе является весьма рискованным делом.Последствия активного вмешательства в ситуации в Сирии одному богу известны. Хорошего выхода здесь нет. Есть плохой и очень плохой».
Александр Денисов, директор группы компаний КСК:
«По-моему, никаких рисков нет, это только поднимает величие России. Когда у человека болезнь, наверно, раковые опухоли следует не лелеять, а что-то с ними делать. Сейчас так и происходит. Мы так или иначе ближе к Сирии, чем наши соседи через океан. Единственное, сейчас нет единства в России по сирийскому вопросу: никто ничего не понимает, но все судят. Если есть доверие к власти, то нужно просто наблюдать — повлиять мы здесь не можем. Поэтому у меня, абсолютно субъективно, позитивное ощущение, и считаю, что ситуацию нужно поддерживать, потому что все происходит не просто так и делаются правильные вещи».
Павел Неверов, предприниматель:
«Первое. Уже примерно с 2010-2011 гг. ясно, что начнется третья мировая война. Очевидно, что театр военных действий — это страны бывшей Персии. Но участвовать в этой войне будут все. К сожалению, мировая экономика так глубоко увязла в яме, что не сможет выйти из нее без войны. Наконец, почему начинается мировая война — кризис можно решить, только пройдя через войну. Почему она не произойдет, пацифисты доводов не приводят.Про наше участие в войне с ИГИЛ. России, как ни странно, эта война выгодна: она изменит мировые грузопотоки (В пользу Северного морского пути, Транссиба, Шелкового пути), вернет на место цену на нефть и повысит спрос на оружие. Если мы только сдуру не вляпаемся в полноценное участие.История доказывает, что все крупные кризисы сопровождались крупными войнами. Исключений не зафиксировано. Поэтому меня удивляют ничем не подкрепленные мнения, что «человечество помудрело и войны не допустит». Приведу образное сравнение. Если в самолете на высоте 10 тыс. м летит неадекватный пассажир, который угрожает взорвать самолет, то все остальные пассажиры его бьют и связывают. А если его не трогать, то все рухнут. Участвуем или нет — все равно мы в теме. А участвуя, мы заступаемся и за себя, и за других. Это нужно было сделать даже не обсуждая. Мы все в одном самолете».
Екатеринбургский предприниматель, участвовавший в вооруженных конфликтах, пожелавший остаться неназванным:
«У меня впечатление, что мы влезаем туда, куда влезать совершенно не стоит. Это попахивает вторым Афганистаном. Я считаю, у нас слишком много проблем внутри, и кардинально решать надо именно их. Я застал многие конфликты, сам в них участвовал, и могу сказать, что это никому не надо — ни вам, ни мне, ни вашим близким. Думаю, мы просто тратим колоссальные средства. Нам это не говорят, но даже по аналогии с тем, что было при прежней технике, затраты были огромные. Сейчас, при современных образцах, они на порядок выше.Поэтому я всегда считаю, что надо сначала свою квартиру привести в порядок. А то, что у соседа, меня меньше всего волнует, если он меня никак не задевает. Квасной патриотизм ни к чему хорошему никогда не приводил».
Авторы: Андрей Пермяков, Михаил Старков.