Подписаться
Курс ЦБ на 26.12
77,88
91,89

Три источника чистой прибыли

Как утверждают гидрогеологи, у вкуса воды в тысячу раз больше оттенков, чем у вкуса вина. Однако если бы какой-нибудь сомелье попытался охарактеризовать екатеринбургскую водопроводную воду, то у не

Вопрос - пить или не пить воду из-под крана? - мир для себя давно уже решил. Западу, похоже, своей воды уже не хватает. В Германии 25-литровая канистра воды из Киргизии, с тянь-шаньских ледников, уходит за $12. Белоруссия экспортирует воду в ЮАР и Арабские Эмираты, рентабельность - 200%. Потребление бутилированной питьевой воды в развитых странах приближается к 100 л в год на душу населения. Россия, хоть и медленно, начинает их догонять. За последние десять лет аналогичный показатель удвоился и достиг 9 л. В Екатеринбурге на пресной воде тоже делают неплохой бизнес. Правда, об экспорте пока не помышляют.

Как утверждают гидрогеологи, у вкуса воды в тысячу раз больше оттенков, чем у вкуса вина. Однако если бы какой-нибудь сомелье попытался охарактеризовать екатеринбургскую водопроводную воду, то у него бы получилось, наверное, следующее:  преобладают тона железа и хлора с затухающими оттенками марганца и мышьяка; послевкусие стойкое, с мотивами полиэтилена и старой бумаги.
По качеству питьевой воды Екатеринбург имеет статус "территории риска", хотя - отдадим должное усилиям "Горводоканала" - в последнее время оно улучшилось (по официальным данным СЭС, не соответствовали санитарным нормам 431 из 916 проб,  взятых  в разводящей сети горводопровода в феврале нынешнего года).
Ну а пока раз на раз не приходится, всяк спасается, как может. Кто-то покупает дорогостоящие фильтры, кто-то заказывает доставку питьевой воды домой или покупает ее в магазинах.

Уральские водовозы
Днем рождения такого сервиса, как доставка питьевой воды в дома и офисы  Екатеринбурга, можно считать 30 декабря 1993 г. Именно в этот день доктор медицинских наук, а ныне еще и директор фирмы "Лад" Анатолий Гребенщиков развез канистры с водой  "Уральская" по домам первых клиентов. Ездили вдвоем с приятелем на его легковушке.
Сегодня в городе на этом делают деньги несколько десятков фирм. Часть из них продает просто очищенную водопроводную воду. Однако большинство в качестве источников использует подземные воды. Собственной скважины нет ни у одного из местных операторов. Она либо берется в аренду, либо покупается право на ее бурение, а потом отчисляются платежи за недропользование.  К примеру, компания "Экология Урала" (вода "Новокурьинская") разливает воду из скважины совхоза "Сухоложский", а НПП "Айсберг" - из скважины, находящейся на балансе у одного из предприятий ЖКХ Сысерти.
Объясняется такое положение дел просто: все известные скважины с хорошим запасом воды принадлежат либо федералам и области (в этом случае они составляют государственный НЗ), либо бывшим госпредприятиям. Получить сертификат на право продавать воду из пробуренной собственными силами скважины непросто. Сначала нужно найти подходящее месторождение и получить разрешение на его разработку в правительстве области. Бумагу подписывает лично премьер Воробьев. Затем требуется в течение 3 лет проводить анализы СЭС на бак- и химанализ, чтобы изучить влияние сезонных стоков. Также необходимо оборудовать три санитарные зоны вокруг скважины - в радиусе 3 км не должно быть никакого промышленного производства, а машины не должны подъезжать ближе чем на 50 м. Общие затраты только на получение скважины составят около $30 тыс. А если сюда еще прибавить затраты на импортное оборудование для розлива, озонирования, доочистки и облучения ультрафиолетом - как это сделали, например, в "Экологии Урала", суммы вырисовываются внушительные. Очевидно, что проще арендовать известные источники, оснащенные хотя бы по минимуму. 
Хотя порог вхождения на рынок доставки питьевой воды достаточно высок - по мнению президента компании "Экология Урала" Сергея Лихачева, он составляет $200 тыс., - периодически на нем появляются новые фирмы. Так, прошлой осенью о себе заявили сразу две компании: "Водовоз" (вода "Артезианская") и "Оазис Плюс" (вода "Аква-Кристал"). Причина - в огромном потенциале рынка. По самым оптимистичным подсчетам, привозную питьевую воду употребляют лишь 10% семей Екатеринбурга. Даже если вычесть из числа потенциальных потребителей 30% - тех, кто предпочитает пользоваться фильтрами, - остается непаханое поле для деятельности.
В то же время ни на одном рынке не ведутся такие ожесточенные информационные войны, не выливается друг на друга столько грязи, сколько на рынке чистой воды. В ход идет "джинса", реклама с нападками на конкурентов и т. д. Критикуется и качество воды, и технологии розлива, и тара, и персонал. Каждый намекает, что у его конкурентов особые отношения с контролирующими органами. В одной весьма уважаемой компании корреспонденту "ДК" ничтоже сумняшеся продемонстрировали образец заказанной ими же статьи об "ужасном" качестве одной из популярных марок воды. А через пару часов  производитель той самой популярной марки проехался по технологии очистки этой самой уважаемой компании.
Очевидно, что от информационных войн страдает весь бизнес.  По словам многих предпринимателей, они все чаще сталкиваются с негативным отношением к себе со стороны обывателей. Последние искренне полагают, что всякий раз вместо артезианской воды им продают водопроводную. По сути, сейчас происходит то же, что случилось с агентствами недвижимости в начале 90-х. Тогда заказными материалами в СМИ и взаимными обвинениями имидж риэлторов был испорчен надолго. Владимир Кузнецов, директор НПП "Айсберг": Глупо все это. Вместо того, чтобы развиваться, все начинают ругаться между собой. Мне кажется, пора нам принимать Кодекс чести, на манер риэлторов. И если в какой-то компании есть недочеты, давайте собираться, работать над этим. Но не надо выносить сор из избы.

"Подводники"
Больше, чем от взаимных нападок, водники страдают, пожалуй, лишь от подделок собственной продукции. Бизнес этот не менее выгодный, чем розлив фальшивой водки.
К примеру, один доллар, вложенный в подпольное производство минералки, дает выручку в три доллара - на партию лжеборжоми идут, кроме водопроводной воды, две пачки соли, пачка соды и пузырек йода. У производителей "паленой" питьевой воды расходы еще меньше - достаточно открыть кран. Понятно, что желающих сорвать легкие деньги хватает. Например, в конце апреля сотрудники Уральского центра стандартизации, метрологии и сертификации накрыли подпольный цех в деревне Большое Седельниково: там подделывали сразу несколько известных местных марок. Воду в канистры с этикетками "Хрустальной", "Уральской" и "Угорской" наливали из одного и того же крана.
По словам заместителя руководителя органа по сертификации питьевой воды "Уралтест" Розы Тайджановой, на подпольщиков вышли совершенно случайно: К нам обратился предприниматель, который хотел арендовать цех в этом селе, и ему требовался гигиенический сертификат. Мы туда приехали... А у меня привычка есть такая - с детьми разговаривать. И вот тут-то выяснилось, что за стеночкой сидит  мужчина, наливает из-под крана воду, а потом отвозит в город. Когда узнали объемы - ужаснулись. Мы сначала даже подумали, что "Лад" на  воду "Уральская" франшизу продал.
Кстати, подделка питьевой воды - проблема не только у нас. Пару месяцев назад много шума в Швейцарии наделали результаты исследования бутилированной воды, проведенного специалистами Женевского университета. Как выяснилось, в 50% случаев единственным отличием дорогой  покупной воды от водопроводной являлось то обстоятельство, что в бутылки добавлены минералы и соли. А вода некоторых марок оказалась совершенно идентична водопроводной, сообщило Би-Би-Си.
По мнению самих доставщиков питьевой воды, решить проблему фальсификации может только введение обязательного лицензирования. Это как раз тот редкий случай, когда бизнесмены выступают за усиление административных барьеров. Между прочим, в 1998 г. областные чиновники взялись было наводить порядок среди водников и ввели обязательные лицензии. Их выдавало ведомство Сергея Чемезова сроком на три года. Всех лицензиатов проверяла комиссия из представителей областного минсельхоза, института культуры и спорта, Госторгинспекции, министерства  торговли и даже налоговой полиции. По свидетельствам бизнесменов, контроль был жестким, но справедливым. Однако в прошлом году этот нормативный акт в числе других попал под нож "приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным" - в России деятельность водников не лицензируется. Владимир Кузнецов: Нам было очень обидно - мы долго и тяжело защищались, получили лицензию под номером первым, везде ее рекламировали, и  вот все пошло прахом. Теперь возить питьевую воду может любой, кто получил какими-то путями сертификаты.
Особенно операторам не нравятся те предприимчивые граждане, которые, не утруждая себя поиском скважины, прогоняют через фильтр водопроводную воду и продают. На вполне законных основаниях. Насколько прибылен такой бизнес, посчитать нетрудно. Установка "Гейзер-2000", наиболее часто используемая бутилировщиками  фильтрованной водопроводной воды, стоит порядка 33 тыс. руб. (собственно фильтр за 21 тыс. руб. и 12,5 тыс. руб. за канадскую стерилизующую лампочку). Установка настолько дешева в обслуживании, что себестоимость литра воды составляет полкопейки. Для сравнения: средняя цена одного литра привозной питьевой воды по Екатеринбургу - 3,5 руб.

Дело техники
"Почему-то наш обыватель считает, что лучше один раз потратиться на фильтр, чем оплачивать доставку, - посетовал один из продавцов артезианской воды. - Хотя привозная вода все равно дешевле". И был в чем-то прав: современные фильтры, дающие качественную очистку, требуют регулярного обслуживания - замены картриджей, очистки или регенерации фильтров (что довольно трудно выполнить в домашних условиях, если вы, конечно, не химик). Да и сама цена качественного фильтра редко опускается ниже 1000 руб. Столько же стоит 400 л артезианской питьевой воды. Ее хватит для двух человек месяцев на 10.  
Однако факт остается фактом: по данным социологов, каждая третья екатеринбургская семья пьет отфильтрованную воду. Годовой объем продаж фильтров в Екатеринбурге специалисты оценивают в $700-800 тыс. Если учесть, что ресурс сменных фильтров наиболее распространенных бытовых установок не  превышает 1,5-2 месяцев, к вышеназванным цифрам можно смело прибавить еще $200-300 тыс. - за обслуживание, замену комплектующих.
Погоду на местном рынке фильтровальной техники делает небольшое количество компаний. Главных игроков четыре - ЗАО "Роса-центр" (фильтры "Роса-1", "Роса Супер"), ООО "БМБ" ( "Акварос"), ИП "Эко-Гейзер" - официальный представитель санкт-петербургской компании "Акватория" (серия "Гейзер") и  НПО "КОCМОС"  ("Озонид-СП").
Наши производители поставщиков фильтров из других регионов за конкурентов не считают. Главный аргумент - их продукция не адаптирована к местным условиям. Евгений Мигалатий, профессор, зав. кафедрой водного хозяйства УГТУ-УПИ, директор ООО "БМБ": Вон американцы к нам привозят установки, а они ломаются. То же самое касается и фильтров, которые к нам поступают из Центральной России. К примеру, если они для Санкт-Петербурга разработаны, то на той воде работают, а у нас не будут.
По сравнению с московской и питерской водой, которые считаются одними из лучших в России, в Екатеринбурге, как и на всем Урале, в воде высоко содержание двухвалентного железа, солей, марганца, микробиологических загрязнителей. Более того, вода существенно различается по районам города. Если город в основном питается от Волчихинского водохранилища, то Старая Сортировка - от Верх-Исетского  пруда, где уже даже запретили купаться. Еще 2 года назад из этого источника получал питьевую жижу - иначе не назовешь - и Уралмаш. А потому, хоть район и переключили на другие источники, качество на выходе существенно не изменилось - все, что за 30-40 лет осело в трубах, при малейшем перепаде давления поднимается и идет к потребителю.
Операторам приходится учитывать эти обстоятельства. В некоторых специализированных магазинах и офисах производителей оборудование могут подобрать под запросы каждого клиента. А чтобы фильтр был выбран правильно, компании проводят мониторинг водопроводной воды по районам.
Надо сказать, что варяги фильтровального рынка не соглашаются с упреками в свой адрес. Алексей Венедиктов*, директор ИП "Эко-Гейзер": Все привозные фильтры мы проверяем здесь, в реальных условиях. Отслеживали и качество работы, и ресурс. Да, ресурс паспортный и реальный очень часто не совпадают. Как правило, те цифры, которые указываются по воде Санкт-Петербурга и Москвы, мы уменьшаем раза в три-четыре. Но у качества очищенной воды менее линейная зависимость. Кроме того, мы сами производим здесь фильтры из наших, питерских и западных компонентов. Они рассчитаны не только на Урал, но и на более проблемные регионы. Например, Тюмень.
По причине неадаптированности не пользуется особой популярностью и продукция иностранных производителей. Свою роль играет также высокая стоимость самой установки и ее обслуживания. Зато импортные комплектующие находят применение в фильтрах российского производства. Алексей Венедиктов*: Сетчатые фильтры мы используем только итальянские. Все дело в оптимальном соотношении "цена-качество". При солидных разовых затратах ресурс и качество очистки значительно превышают аналогичные российские показатели. А некоторые комплектующие, например  прессованный уголь в виде фильтр-патронов размером 10 дюймов, в России вовсе не изготавливают.
Ближайшее будущее рынка фильтровальной техники в Екатеринбурге прозрачно. По словам  производителей, объемы продаж устойчиво растут. Причем в основном за счет частных лиц. К перспективам оснащения фильтрами многоэтажных домов, по западному варианту, они относятся скептически. Главная проблема - в дороговизне, причем не столько самой установки (хотя она составляет не один десяток тысяч долларов), сколько ее обслуживания. Литр воды, прошедшей качественную очистку, стоит 30-40 коп. Алексей Венедиктов*: Сорбенты в домовую фильтровальную установку придется лопатой бросать каждый час - качество воды у нас очень плохое, пластиковых труб мало. Застройщики обращаются к нам часто, а вот до дела доходит гораздо реже - в одном-двух случаях их десяти обращений. А если такое оборудование и устанавливают, то через несколько месяцев жильцы часто перестают платить.
Как утверждают специалисты, спросом сегодня пользуются лишь установки механической очистки воды (от ржавчины, грязи, глины) в элитных зданиях.
К примеру, подобные системы "Эко-Гейзер" поставил в Атриум Палас Отель. Два фильтра, способных  пропускать до 15 кубометров воды  в минуту, стоили около 40 тыс. руб.

 "Бон Аква" местного разлива
Недавно компания "Вимм-Билль-Данн" официально объявила о выходе на рынок питьевой воды. Уже осенью она закончит строительство специализированного завода в Новгородской области. Интерес крупнейшего российского производителя соков и молочной продукции к этому сектору объяснить легко. Спрос на бутилированную воду растет быстрее, чем на другие товары повседневного спроса. Розничные продажи бутилированной воды в России, по данным AC Nielsen, в 2001 г. выросли на 35% по сравнению с 2000 г. В Москве рост был еще солиднее - 55%. Маркетинговое агентство  Canadean подсчитало, что в прошлом году россияне выпивали 8,9 л бутилированной воды на душу, в 2000-м - 7,5 л, в 1996-м - всего 2,9 л.
На уральском рынке, с точки зрения позиционирования торговых марок, сформировались два сегмента. Верхнеценовой занимают дорогие импортные марки: Contrex, Perrier, Valvert, Vichi Celestines, Vittel. По средним ценам хорошо продаются наиболее раскрученные марки: "Аква Минерале", "Бон Аква", "Росинка", "Святой Источник". Дешевой воды на Урале, в отличие от других регионов, нет: местные производители на этот рынок до сих пор не претендовали. За исключением, пожалуй, "Экологии Урала", продающей "Новокурьинскую" в бутылках по 1,5 л. Однако по крайней мере две компании- доставщики артезианской воды объявили, что уже этим летом планируют разливать свою продукцию в бутылки. Так, в НПП "Айсберг" уже закупили оборудование для газирования питьевой воды. По словам Владимира Кузнецова, это будет местная "Бон Аква". А в компании "Лад", напротив, решили делать ставку на негазированную воду. Продавать ее будут в бутылках по 0,5 л в местах отдыха горожан.
По всей видимости, расчет бутилировщиков окажется верным. В этом году расстановка сил на рынке безалкогольных напитков серьезно меняется. По данным Canadean, бутилированная негазированная вода становится в России самым перспективным напитком. Аналитики прогнозируют, что рост продаж здесь составит 32%. А вот что касается колы - ее россияне выпивают около 39 млн дал, - то здесь ожидают спад на 3%.


Дырка в зубе против нервного расстройства

Единственная организация, которая уполномочена подтверждать безопасность питьевой воды в Екатеринбурге - Государственный уральский центр  стандартизации, метрологии и сертификации. На вопросы "ДК" отвечает эксперт центра, заместитель руководителя органа по сертификации питьевой воды Роза Тайджанова.

- Маркетологи говорят о буме на рынке питьевой воды. Центр по сертификации это ощущает?
- Да, чувствуется заметный подъем интереса к этому бизнесу. Причем стало больше тех, кто этим занимается непрофессионально. Если раньше, в 1997-1999 гг., у нас в основном за сертификатами приходили профессора, научные работники - химики, врачи, то сейчас стало больше случайных людей. Сезон поработают, и все. Например: предприниматель разливал цветную воду - безалкогольные напитки - и захотелось ему для расширения ассортимента питьевую воду попродавать. Попробовал, не получилось - бросил. Но мы ничего не можем сделать. Если у него документы в порядке, мы обязаны выдать сертификат.
- В представлении обывателя доставщикам питьевой воды ничего не стоит налить в канистру обычную водопроводную воду. Это действительно так?
- Конечно, нет. На мой взгляд, это мнение - результат очень жесткой борьбы, которую предприниматели ведут между собой. И, надо признать, в большинстве случаев очень грязными методами. А покупатели звонят нам после каждой публикации. Тем не менее, зная об этом соперничестве, мы все равно проверяем каждый сигнал, до конца доходим. Бывает, что факты подтверждаются. Зачастую фирма бывает не виновата. Например, "Лад" взять. На них много жалоб было в прошлом году, но, как выяснилось, это были локальные инциденты. Дело в том, что у "Лада" очень много курьеров по доставке, а отследить всех невозможно. Например, как-то нам позвонили и сказали, что видели молодого человека и девушку на "Газели", заправляющих канистры с этикеткой "Вода "Уральская"" на Шарташе. 
- В озере?
- Нет, из колонки в частном секторе. Мы разобрались, выяснили, что этого человека компания "Лад" наняла развозить на своей машине воду клиентам. Больше он там не работает.
- В чем заключается ваш контроль над доставщиками воды?
- Раз в полгода мы проверяем скважины. Смотрим, как она эксплуатируется, как оформлены документы на скважину, органы санэпиднадзора берут анализы воды. Также мы требуем справки об объемах купленной и проданной воды соответственно у доставщика и владельца источника. У нас была одна фирма, которая купила один раз 4 тонны воды и якобы весь год ее наливала. Сейчас она закрыта.
- А качество тары, в которую разливается вода, вы отслеживаете?
- Она сейчас подлежит, к сожалению, только добровольной сертификации. Но практически со всех, кто в нашем регионе производит тару для питьевой воды, мы требуем пройти сертификацию. И с водников требуем сертификат либо гигиеническое заключение.   
- Это же незаконно.
- Почему? Если тара подлежит гигиенической оценке, то мы имеем право потребовать с них представить нам все сведения об этой таре. Мы ж не знаем, для пищевых продуктов они используют пластик или нет? 
- Правда ли, что полиэтиленовые канистры опасны для здоровья, а бутыли из поликарбоната - нет?
- Вся тара проходит сертификацию на безопасность для потребителя. Кроме того, есть такая вещь, как производственный контроль, когда сотрудники СЭС выезжают в компании и проверяют процессы очищения и обеззараживания тары. 
- Всегда ли артезианская вода отвечает санитарно-гигиеническим требованиям?
- Да, за одним исключением - практически вся вода на Урале не благополучна по кремнию. В большинстве месторождений показатели буквально на пределе, а вот сухоложская (вода "Новокурьинская") и нижнетагильская даже превышает допустимые. В угорском месторождении также много кремния, но не выше предельно допустимых показателей. Правда, в последнее время в связи с подвижкой вод там нестабильные показатели, и они стоят на особом контроле. У воды "Уральской" - нормальные показатели. Кремния у них - 7,6 мг/л при ПДК - 10. В "Ключевой" - это Каменский водозабор - много кальция. Иногда даже можно увидеть белый осадок. Люди пугаются, и напрасно. Это нормальная, здоровая вода.
Замечу, что 1 июля выйдет новый ГОСТ, который будет подразделять питьевую воду на виды, и Санитарные правила и нормы, регулирующие качество питьевой воды. Например, натуральной нельзя уже будет назвать воду, которая прошла очистку через мембранный фильтр, озонирование и ультрафиолет, как в "Экологии Урала". Она будет называться "Питьевая вода очищенная".
Также с введением нового ГОСТа, мы надеемся, будет решена проблема повального увлечения йодированием, фторированием и добавлением других якобы очень полезных элементов. К примеру, сейчас для детского питания выпускают воду "Серебряная  капелька". По новым стандартам, использование серебра в детском питании не допускается. Будут весьма жесткие требования по йоду, фтору - эти элементы из организма не выводятся. Это уже токсикологией пахнет. Серебро чревато раковыми заболеваниями, а накопленный в больших количествах йод становится радиоактивным. Очень вреден также избыток фтора. Да, его нехватка  вызывает кариес, но в больших количествах фтор  разрушает нервную и кроветворную системы. Согласитесь, это страшнее чем дырка в зубе. 

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Зеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с РоссиейЗеленский раскрыл 20 пунктов мирного плана по разрешению конфликта с Россией
  • План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.План Минфина по сбору дополнительного налога на прибыль почти исполнен — 1,7 трлн руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.