Три типа «нет», необходимых для карьеры
Тони Блэр, 73-ий британский премьер-министр, любил повторять: «Искусство лидера в том, чтобы уметь говорить «нет», а не в том, чтобы соглашаться. Говорить «да» очень легко».
Лидерство, однако, проявляется не только в том, как часто мы говорим «нет», но и в том, как мы произносим это нелюбимое многими слово. Рич Беллиз, помощник редактора портала Fast company, написал, о том, какие три типа «нет» необходимо освоить человеку для того, чтобы удачно выстроить свою карьеру.
1. «Твердое нет»
Пару недель назад я получил приглашение в Facebook на художественную выставку, целью которой было «показать, как художники изо дня в день противопоставляют свое искусство серой реальности, используя сатиру».
Я не испытывал никаких трудностей, отклоняя это приглашение. Это было мое «твердое нет».
Ваш путь по карьерной лестнице неминуемо будет сопровождаться ситуациями, в которых вам будет необходимо проявить несгибаемость характера и ответить «твердое нет». И это несмотря на то, что многие испытывают трудности с жестким отказом, думая, что это навредит их репутации.
Психолог Сьюзен Ньюман отмечает:
«Говорить «нет» — это не то, что свойственно большинству людей. С раннего возраста нас учат говорить «да». В итоге, мы соглашаемся на что-то почти рефлекторно».
Но говорить «твердое нет» не так страшно как кажется, считает Ньюман, а, напротив, полезно. Говоря человеку «твердое нет», вы заставляете его искать альтернативные пути решения своей проблемы, расширяете его кругозор и заставляете обратить внимание на те вещи, которые, возможно, он раньше не замечал.
А вот и реальный пример: одна из читательниц моего блога рассказала, как ей пришлось научиться говорить «твердое нет», чтобы не получить нежелаемую должность. Ей предложили повышение, которое, естественно, было сопряжено с новыми компетенциями. Выполнять новые функции и управлять людьми она не хотела.
«Я действительно не хочу управляющую должность. Я довольна тем, что делаю сейчас, а роль лидера сопровождается постоянными стрессами. Я не хочу жертвовать своим счастьем, своим комфортом, временем своей семьи из-за большей зарплаты», — написала она.
Вот, как она ответила на предложение руководителя о повышении:
«Я очень ценю ваше доверие ко мне и предоставленную возможность двигаться вверх. Я много думала и поняла, что я полностью довольна тем, чем занимаюсь сейчас. Переходить в управление я не хочу. Я очень уважаю людей на лидерских позициях, но руководить людьми — это не мое».
2. «Мягкое нет»
С необходимостью сказать «мягкое нет» мы встречаемся в своей карьере гораздо чаще. Этот отказ необходим для того, чтобы собрать необходимую информацию для принятия окончательного решения и не согласиться поспешно на заведомо дурное дело.
«Мягким нет» мы объясняем, что не можем сию минуту дать ответ на тот или иной вопрос или предложение из-за недостатка аргументов. Вполне возможно, что ваше «вероятное нет» перерастет в «возможное да», после того, как вы изучите больше информации по тому или иному вопросу.
3. «Спросите позже»
Многие вопросы и предложения, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, имеют свой срок годности. Как и продукты питания, некоторые вопросы могут долго «лежать на полке», другие требуют ежеминутного ответа. Именно поэтому, если вы чувствуете, что вопрос, который вам задают, сейчас не актуален, необходимо ответить: «Спросите позже».
Когда вы пользуетесь этой речевой конструкцией, не забудьте объяснить, почему вы не можете принять решение сейчас, и в будущем этот вопрос будет для вас более актуальным. Предложите условия, при соблюдении которых его обсуждение будет возобновлено через какое-то время.