Трибуна: Берите пример с Рокфеллера!
Иначе чиновники будут решать свои проблемы за ваш счет. Иначе чиновники будут решать свои проблемы за ваш счет. Владимир Соловаров председатель ТСЖ «Исеть» Свои расходы Джон Рокфеллер считал до
Владимир Соловаров
председатель ТСЖ «Исеть»
Свои расходы Джон Рокфеллер считал до последнего цента и страшно нервничал, если результат не сходился. Многие усматривали в этом патологическую жадность, хотя, на мой взгляд, нефтяной магнат просто держал себя в тонусе.
Теперь — о реальном времени. В одном из местных банков специалист по IT создал программу, чтобы уводить деньги со счетов физических лиц. Речь шла о микроскопических суммах, которые в итоге складывались в десятки тысяч рублей. Мошенника разоблачил пожилой вкладчик, недосчитавшийся нескольких рублей.
Они оба — и капиталист, и пенсионер — хотели держать ситуацию под контролем, помня, что копейка рубль бережет. Когда мы забываем это правило, находчивые люди пользуются нашей беспечностью.
Каждый месяц мы находим в почтовых ящиках пачку счетов за разные услуги. Основная часть из них — платежи, связанные с использованием жилого фонда и потреблением коммунальных услуг. Какой будет сумма, определяет городская (районная) администрация в лице конкретного чиновника, а квитанцию предъявляют жильцам управляющие компании или ТСЖ.
Тут появляются вопросы. Насколько прозрачна деятельность городских властей, правильно ли ведут себя управляющие компании и ТСЖ — организации, призванные защищать интересы людей, проживающих на их территории?
Вот пример, может быть, анекдотичный, но показательный. Бывшие паспортные столы (официально они называются районными центрами по приему документов для представления в паспортно-визовые службы на регистрацию граждан по месту жительства) теперь переданы районным управлениям коммунального хозяйства нашего города, и их финансируют за счет предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы.
Всем управляющим компаниям и ТСЖ Екатеринбурга предлагают заключить договоры об оплате регистрационной деятельности (прописка-выписка, выдача справок о составе семьи и прочие услуги). Платить придется ежемесячно из своего кармана, независимо от того, как часто мы обращаемся в службу регистрации. Причем сумма, по мнению чиновников, зависит от занимаемой площади — исходя из норматива 19,5 коп. за кв. м. То есть одна и та же услуга может стоить дешевле или дороже.
При городском фонде жилья, приблизительно равном 30 млн кв. м, на счета управлений ЖКХ ежемесячно будет поступать 6 млн руб. Я вас уверяю, эта сумма намного превышает расходы на содержание упомянутых центров регистрации. Как распределяются излишки?
Бди!
Ситуация, когда муниципальная организация выводится за рамки бюджетного финансирования и должна вымогать денежные средства с управляющих компаний или ТСЖ, чтобы покрывать издержки на свое существование, выглядит странно. Оговоримся сразу, я не против регистрационных центров — свою работу они выполняют добросовестно и имеют право получать деньги. Но эти организации предоставляют адресные услуги, люди нуждаются в них не каждый месяц (многие даже не каждый год). На мой взгляд, было бы логичнее оплачивать работу центров по факту. Если мне понадобится прописать кого-то в свою квартиру или получить справку, я готов заплатить разумную сумму. А брать центры на постоянное содержание мне не хочется.
Есть и другой вариант — финансировать данные структуры из бюджета района или города за счет налогов. Иначе мы дойдем до абсурда. Почему бы тогда не упразднить плату за проезд в общественном транспорте, распределив требуемые суммы между жителями города в зависимости от занимаемой ими площади?
Члены нашего ТСЖ, одного из первых в городе, посовещались и решили, что оплачивать работу паспортных столов не станут. На тот период, пока мы ведем переговоры с чиновниками, ТСЖ наняло паспортистку, решающую все вопросы в оперативном режиме. Такой вариант дороже, но, как и в случае с Рокфеллером, мы не только считаем центы, но и хотим контролировать ситуацию.
Инициатива городской администрации показательна — если жители сочтут, что речь идет о небольших суммах, которыми можно пренебречь, со временем их нагрузят еще чем-нибудь.
Что делать?
Понятно, что в одиночку никто не станет воевать с мэрией, отстаивая собственную позицию. Но каждый житель Екатеринбурга может контролировать действия своей управляющей компании или ТСЖ. Если при их попустительстве из вашего кармана хотят вытащить деньги, вы вправе поднять крик. Как тот пенсионер, который не хотел отдавать свои рубли.
Владимир Винницкий
председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов:
— Правила регистрации граждан по месту жительства и Положение о Федеральной миграционной службе (ФМС), утвержденное президентом РФ, предусматривают возложение всех обязанностей по организации и деятельности, связанной с регистрацией граждан, именно на ФМС.
ФМС не может самоустраниться от выполнения части своих обязанностей, переложив их на управляющие компании. Полное делегирование публичных функций государства на частные структуры недопустимо. У граждан должна быть возможность самостоятельно обратиться в ФМС, не прибегая к платным услугам посредников. Сегодня в Екатеринбурге такая возможность у граждан отсутствует. Даже если признать правомерность предоставления подобных услуг, их оплата в условиях монополизации рынка центрами (в каждом районе действует только один) позволяет антимонопольному органу поинтересоваться, насколько обоснованны их тарифы.
Какие «услуги» предоставляют населению центры? Они утверждают, что ведут прием документов на регистрацию по месту жительства и выдачу связанных с ней справок. Но в ГК РФ сказано: услугой признается совершение определенных действий по заданию заказчика. А регистрация по месту жительства (прописка) — публичная обязанность, возложенная на граждан законом, невыполнение которой в срок ведет к наложению штрафа на гражданина.
Но мы не заказываем услуги по приему у нас документов, а лишь выполняем установленные законом формальности. Обусловливать выполнение публичной обязанности какой-либо оплатой за услуги неправомерно. То есть в случае с центрами нам навязывают псевдоуслугу, о которой никто не просил.
Максим Колесников
управляющий партнер коллегии адвокатов «Частное право»:
— У богатых свои причуды, возможно, Рокфеллер и считал каждый цент, но вряд ли это занятие добавляло ему контроля над ситуацией. Скорее, наоборот, отвлекало от насущных забот. Оптимизация расходов — палка о двух концах. Если процесс оказывается важнее результата, об эффективности говорить уже не приходится. Все-таки экономия — не главная цель в нашей жизни, есть дела более важные. Тем более что свободного времени у нас мало — стоит ли терять его понапрасну, рассматривая под лупой каждый счет, который приходит по почте? Вряд ли. Можно лишить себя чего-то ценного. Лучше потратить время на полезные дела и удовольствия, скрашивающие нашу жизнь.
Безусловно, во времена кризисов бюджет необходимо контролировать, дабы не допустить неразумных трат. Но практика показывает, что намного разумнее секвестировать крупные расходы. Например, отказаться от дорогостоящих развлечений, от покупки предметов роскоши, может быть, реже ужинать в ресторанах. Если вы тратите на коммунальные услуги 5 тыс. руб., то вряд ли сумеете сэкономить больше 2-3% этой суммы. Согласитесь, это небольшие деньги. Но куда проще урезать вполовину те 10 тыс. руб., которые вы ежедневно тратите на отдых и развлечения, 10 тыс. руб. — без особого ущерба для себя и своих близких. И с точки зрения менеджмента это более правильная стратегия, чем любые попытки сэкономить на мелочах.