Трибуна:Кричите во весь голос!
Ирина Мамина генеральный директор компании «Аудиторское партнерство» Правительство РФ утвердило предложенный Минфином проект бюджетной стратегии РФ с 2010 до 2023 г. Согласно этому документу снижен
Ирина Мамина
генеральный директор компании «Аудиторское партнерство»
Правительство РФ утвердило предложенный Минфином проект бюджетной стратегии РФ с 2010 до 2023 г. Согласно этому документу снижения налоговых ставок не произойдет. Более того, размер обязательных социальных выплат увеличится, а вмененную и упрощенную системы налогообложения отменят.
Для сравнения: в США оба вышедших в финал кандидата на пост президента заявляли — чтобы поднять экономику с колен, необходимо уменьшить налоговое бремя (республиканец МакКейн говорил о снижении налогов для организаций, а победивший демократ Обама — для физических лиц). Но Россия — не Америка. В данном контексте — увы.
Одним из самых неприятных нововведений 2010 г. станет увеличение социальных выплат. Вместо 26% ФОТ, которые взимают сейчас в виде единого социального налога, компаниям придется платить 34%. К чему приведет лишняя нагрузка на зарплату? Во-первых, распространенный сейчас отказ от премий перестанет носить временный, «кризисный», характер и перейдет в ранг постоянного. Во-вторых, предприниматели, наконец-то сделавшие свои доходы белыми, снова уведут их в тень. Вернутся зарплаты в конвертах, где-то появятся выплаты «натурой». А с учетом активизации контролирующих органов, наблюдающейся в последние годы, отношения между бизнесменами и налоговиками обострятся.
«Стратегия» предусматривает и отказ от специальных налоговых режимов. То есть ни «вмененки», ни «упрощенки» у многих коммерческих предприятий больше не будет (предполагается, что спецрежимы сохранят для узкого круга компаний научно-технической отрасли). Другими словами, растущие фирмы ставят в равные условия с монстрами. Если до сих пор «малыши» могли не раздувать штат (директора нередко совмещают функции главбуха, а то и кадровика), то с 2010 г. им потребуются новые сотрудники для ведения документооборота и бухгалтерии, а это — дополнительные издержки. Нововведение наводит на мысль, что наше государство отказалось от идеи развивать малый и средний бизнес.
Возвращаясь к страховым взносам: если раньше небольшие фирмы платили Пенсионному фонду только 14% ФОТ, то с 2010 г. они начнут выплачивать 34%. Думаю, многим предприятиям придется уйти с рынка, в первую очередь это относится к представителям интеллектуального бизнеса, весомую долю в обороте которых занимают как раз расходы на оплату труда сотрудников. Кризис, плавно переходящий в описанную «Стратегией» новую налоговую эпоху, делает рост практически невозможным.
Правительство рассматривало несколько вариантов, как подсластить бизнесу пилюлю, один из них — снижение НДС до 12%. Однако расчеты показали, что при реформировании ЕСН такое проявление гуманизма станет просто каплей в море — а раз мера бессмысленна, то вводить ее не станут. НДС по-прежнему будет 18%.
Не придумав, как компенсировать компаниям рост налоговых выплат, правительство решило сменить тактику — и выступило с неожиданным заявлением. Оказывается, 2006-2009 гг. следует считать периодом предоставления юридическим лицам налоговой льготы. Ставка якобы не увеличивается — она просто «приходит в норму».
Платить за чужие просчеты
Неожиданно увлекательным чтивом оказались объяснения Минфина о причинах повышения налогов. Когда ввели ставку ЕСН 26%, параллельно возникла регрессивная шкала — с большей зарплаты платились меньшие взносы. Это была такая мотивирующая мера для «обеления» зарплаты. Предполагалось, что размер взносов будет ежегодно индексироваться и пересматриваться с учетом инфляции, в корреляции с прогнозируемым размером пенсионных выплат. Но оказалось, что в течение нескольких лет этим никто не занимался, и, если не принять экстренных мер, к 2050 г. дефицит Пенсионного фонда грозит составить 86%. Во избежание такого провала правительство решило взвинтить налоги бизнесу.
Меня удивляет, что общественность, в том числе деловая, до сих пор не организовала активных выступлений против новой налоговой политики, фактически обусловленной тем, что правительство — по его же собственному признанию! — когда-то ошиблось в расчетах. Вероятно, сейчас бизнесмены судорожно пытаются разобраться с навалившимися на них кризисными проблемами и не заглядывают на год вперед — но надо понимать, что если сейчас спустить этот вопрос на тормозах, то потом возмущаться будет поздно.
Дмитрий Вершинин
заместитель председателя Комитета областной думы по социальной политике Законодательного собрания Свердловской области:
— Многие представители малого бизнеса поверили, что государство берет их под защиту, помыли шею и ждут сакраментальной фразы: ваш час пробил. Увы, им придется запастись терпением, ибо принятие «Стратегии» в нынешнем варианте — шаг явно непродуманный. Вместо того чтобы искать пути взаимовыгодного сотрудничества, власть обостряет отношения с предпринимателями. Гораздо большего эффекта можно было бы добиться, предоставляя малому бизнесу льготы, послабления в налогах. Так всегда делают в цивилизованных странах, когда хотят стимулировать быстрый рост предприятий или определенного сектора экономики (а курс на поддержку малого бизнеса объявлен в России на официальном уровне). Но эта очевидная истина не доходит до чиновников из Минфина РФ, поскольку они не привыкли вести открытый диалог с предпринимателями.
Малый бизнес, конечно, не умрет. Он приспособится к новым условиям.
Вряд ли что-то может всерьез воспрепятствовать развитию малых предприятий, переживших и лихие 90-е гг., и кризис 1998 г. Налоговое бремя и тогда было непомерно высоким, однако небольшие фирмы продолжали работать. Мы знаем примеры, когда малые предприятия, открывшие бизнес в эпоху кооперативов, занимают сегодня ведущие позиции на мировом рынке. Малый бизнес гибок, он умеет просчитывать и отслеживать свой интерес. Полагаю, даже если налоги вырастут до 150% и государство введет смертную казнь за их неуплату, бизнесмены смогут минимизировать свои расходы или вовсе «уйти в тень». Но кто в итоге выиграет?
Константин Селянин
директор уральского филиала «Аккорд-Инвест»:
— Причин для паники я не вижу. Очевидно, что бюджетная стратегия устарела, едва появившись. Программу придется серьезно корректировать. Причем изменения понадобятся независимо от сценариев развития экономической ситуации. А таких сценариев я вижу два.
Первый — всемирная интеграция, когда все страны выступят против кризиса единым фронтом. При этом внутренняя стратегия каждого из государств — участников коалиции будет приводиться к стандарту, а шаги, описанные в «Стратегии...», на мировой арене популярностью не пользуются.
Второй сценарий — путь изоляционизма. России в отличие от многих стран не стоит участвовать в спасении мировой экономики. Обязательств на этот счет пока нет — объемы нашей экономики вдвое меньше, чем в США, и вчетверо меньше китайских, так что можно не рваться в бой, кредитуя Исландию или еще кого-то. Изоляционный подход может сопровождаться ограничением вывоза капитала и обязательствами по продаже валютной выручки, как в 1998 г. Наверное, придется отложить идею вступления в ВТО. Такая менее пафосная политика лично мне нравится больше: закрыв доступ пожару, идущему извне, мы быстрее потушим свой внутренний. Изолировавшись, Россия будет вынуждена развивать собственный реальный сектор, а правильнее всего это делать именно через снижение налоговых ставок. Если ставки налогов уменьшатся, то расширится налогооблагаемая база, так что сборы не пострадают.