Троллейбусному парку Екатеринбурга готовят замену
Первый замглавы администрации губернатора Алексей Багаряков рассказал «ДК», почему ВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» не принесет прибыли, и что за электробусы собираются украсить город.
2 апреля свердловские власти подписали 100-миллионный контракт на подготовку «ИННОПРОМа-2013». Но оператор выставки, ГК Formika, работал по этой теме давно: приглашал участников, договаривался об аренде площадей. Первый замглавы администрации губернатора Алексей Багаряков рассказал «ДК», как так вышло. А еще - что ждет подрядчиков новой стройки экспоцентра, почему он при огромном денежном потоке не принесет прибыли, и что за электробусы собираются украсить Екатеринбург.
Алексей Багаряков как куратор специальных проектов свердловских властей отвечает и за загрузку ВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». В этом году мероприятий с зашкаливающей посещаемостью в выставочном центре два: главная промвыставка России «ИННОПРОМ» и зимний проект «ГлавЕлка», причем последний – детище самого г-на Багарякова. В остальное время в ВЦ проходят преимущественно отраслевые выставки и форумы, и все четыре павильона не задействуются, и при солидном денежном потоке ВЦ приносит казне убытки. Так и продолжится, констатирует Алексей Багаряков. По его словам, в лучшем случае выставочный центр выйдет в ноль (через годы) - но строить его дальше все равно нужно, и прямо сейчас. Что касается загрузки, к «ИННОПРОМу-2013» приковано повышенное внимание, и, неофициально, на выставку опять ждут Дмитрия Медведева. Однако контракт с оператором промвыставки заключили лишь на днях. Причем не долгосрочный, как рассчитывала ГК Formika, а разовый. Но еще до контракта оператор начал созывать участников на 2013 г.
Formika начала готовить мероприятие до того, как состоялся конкурс. Это не говорит о качестве конкурса?
- Пойдем с начала. В 2012 г. я неожиданно для себя стал главой оргкомитета «ИННОПРОМа», и оператора выставки, ГК Formika, получил в наследство. Мы были вынуждены работать быстро. В итоге с выставочной и деловой программой все прошло отлично, интересно и без особых нареканий. Но на сервис, на организацию питания посетителей, на работу прессы мы получили массу нареканий. И сделали выводы. Сменили компанию, которая организует питание в выставочнике – сейчас этим занимается не дочка московской Formika, а уральский кейтеринг. Он же работал на «ГлавЕлке» - мы довольны.
Когда готовились к выбору оператора «ИННОПРОМа-2013», задача была - максимально сэкономить. Я разослал предложения 10 компаниям. Заявились четыре – одна местная и три московские. Так что борьба была. Как есть и недовольные результатами конкурса. Я думаю, что и сама Formika не очень рада – за свою работу она получит не 150 млн руб. (начальная цена контракта), а только 100. Но это и стимул искать спонсоров, сдавать в аренду площади активнее. А не проводить выставку только на деньги области.
Но в прошлый раз на Formika подали в суд как раз за попытку заработать дополнительно.
- Да, УВЦ, на чьей земле стоит экспоцентр, выставил ей пени и штрафы за оказание услуг, которых не было в контракте. Но там цивилизованно разбирательство идет. Думаю, закончится мировым соглашением, и уже в апреле удастся его заключить. Это не мешает нам готовить новый ИННОПРОМ. Я, кстати, вполне удовлетворен, что в конкурсе победила Formika. То, что она скинула 50 млн руб., означает одно: они увидели конкуренцию. Поняли, что если не будут шевелиться, то с этого рынка можно вылететь.
Вы обсуждали, что Formika займется программой заранее?
- Это их решение. Для них потеря ИННОПРОМа была бы имиджевым и репутационным ударом. Поэтому компания работала на свой страх и риск. Работать могли и другие участники конкурса и готовить мероприятие хоть с прошлого августа. Но другие на это не пошли.
Конечно, ГК Formika ведь интересовал долгосрочный контракт на 3-5 лет, и его ей фактически обещали.
- В идеале мы бы хотели заключить пятилетний контракт. Это нормально: выставочной компании нужны гарантии загрузки по теме на несколько лет, - чтобы спокойно вкладывать в эту работу свои деньги.
Но я считаю, что конкурс на долгий контракт надо разделить: отдельно подбирать компанию, которая будет заниматься ИННОПРОМом и оператора для всех остальных мероприятий. Это ведь разные вещи. А сейчас Formika приходится заниматься всем чем ни попадя. Качество самого ИННОПРОМа от этого может страдать. Я считаю, если идти на заключение пятилетнего контракта, то только с оператором мирового уровня.
Вы имеете в виду Deutsche Messe?
- В том числе. Но нужно строить ВЦ дальше. Мы говорили с азиатскими и европейскими операторами – ни один не хочет идти сюда, пока комплекс полностью не сдан. Deutsche Messe готова работать напрямую с УВЦ, без всяких посредников, и главное требование – завершенный выставочник.
В этом году мы достроим первую часть галереи, которая соединит все павильоны. Она известна под именем входной группы и к 1 июня должна быть достроена. В 2014 г. построим вторую часть. Останется конгресс-центр и гостиница: будем выносить на совет директоров Корпорации развития среднего Урала вопрос о том, чтобы искать на эти объекты частного инвестора.
Помимо Группы Синара, которая имеет долю в УВЦ?
- Схема такая: КРСУ и Синара вносят участок земли и коммуникации, все остальное – дело еще одного инвестора. Это вполне реально. 2014-2015 гг. уйдут на переговоры, и в 2016 г. можно будет говорить о проекте конгресс-центра и гостиницы.
Если международный оператор придет в «Екатеринбург-ЭКСПО», он получит только павильоны? Конгресс-центр и отель отойдут этому «Инвестору Х»?
- Конструкции могут быть разные.
Просто они-то потенциально способны генерировать доход, а вот сам выставочник, как показывает практика, - лишь убытки.
- Можно ввести нового инвестора в капитал УВЦ. Разные схемы могут быть. Не надо забывать, что «Екатеринбург-ЭКСПО» строился на кредитные деньги, под вполне рыночные ставки. Это первое. А во-вторых, нигде в мире выставочные комплексы не являются абсолютно окупаемыми объектами. Мы разговаривали с представителями Hannover Messe, так они прямо говорят: окупаемость выставки появилась только спустя десятилетие, а о том чтобы окупить само строение вообще речи не идет. У нас же МВЦ работает всего два года. Он и не должен приносить доход! Результаты, к слову, неплохие: в 2012 г. выручка была 60 млн руб., в этом будет на уровне 120 млн руб. – двукратный рост! Когда кто-то строит стадион, никто же не говорит, что он должен окупиться за два года. Он никогда и не окупится – это социальный объект.
А правда, что расходы на содержание павильонов сейчас сопоставимы с выручкой?
- В общем, да. По итогам этого года мы выйдем на операционный ноль.
При этом кредитная линия Сбербанка на достройку ВЦ до сих пор открыта.
- Да, но наша позиция – эти деньги пока не брать. И так долговая нагрузка на КРСУ высока. Смысла дальше лезть в долги нет. Сейчас мы ведем переговоры с Синарой, чтобы она увеличивала свою долю в достройке входной группы.
Но ситуация парадоксальная! В мире большинство выставочных комплексов освобождены от налогов. А у нас УВЦ каждый год платит больше 100 млн руб. одного только налога на имущество. Из одного кармана берем, в другой кладем.
Почему не решить это? Объект-то областной.
- Решение за Облдумой, но депутаты давать льгот не хотят. Мы говорили об этом с ними. Тут вообще все непросто. Кабмин требует доходов, и при этом региональные министерства раз в квартал проводят в МВЦ свои отраслевые выставки. По себестоимости или бесплатно. Нормально? УВЦ вынужден на это идти, брать на себя содержание, уборку, охрану объекта и все остальное. В том же Ганновере совладельцем выставочного комплекса является регион. Но местные власти не просят себе там бесплатных площадей! Если в «Екатеринбург-ЭКСПО» придет международный оператор, рыночные условия будут для всех, в том числе для области.
Вот буквально на днях в Ганновере мы Алексеем Орловым (свердловский вице-премьер – Ред.) будем встречаться с Deutsche Messe и еще одним немецким оператором. Прощупаем почву опять, приценимся.
В какую сумму обойдется достройка входной группы?
- Все вопросы по стоимости и срокам стройки – к генподрядчику, к «Синара-Девелопменту». Это без нас. УВЦ (в лице КРСУ) является инвестором, а стройку мы отдали на откуп Синаре – они полностью отвечают за качество, цену, работу с подрядчиками. Мы в это не вмешиваемся. Нас устраивает, как строит Синара. И если что, Паслеру не придется отвечать на жалобы подрядчиков и все решать в ручном режиме. Мы учли прошлые ошибки.
Но вы же не хотите сказать, что вообще не контролируете стройку?
- Главный элемент контроля – областная Госэкспертиза. Мы ведем технический контроль, мониторим объект.
Но вы ведь можете, оценочно, прикинуть стоимость входной группы?
- Цена станет известна после строительной экспертизы. В конце апреля.
Ясно. Какие финансовые планы в этом году по «ИННОПРОМу»?
- В прошлом году выручка от «ИННОПРОМа» превысила 200 млн руб., в этом может быть и больше – потому что интерес к выставке вырос. Конечно, в 2012 г. очень помог визит премьера Дмитрия Медведева. На этот раз до конца не ясно, приедет ли он, но рассчитывать на это стоит. Ведь «ИННОПРОМ» – последнее значимое мероприятие, которое пройдет в Екатеринбурге перед тем как Международное бюро выставок выберет город для ЭКСПО-2020. И мы планируем финальные презентации по этой теме – второй день выставки будет полностью посвящен ЭКСПО, приедет много гостей из стран-участниц МБВ.
Кроме того, будет большой блок по социальной инфраструктуре. Тут есть отличная идея. Мы нашли партнера – компанию «Мобэл» из Новосибирска, которая разработала литий-ионные аккумуляторы для электробусов. Они партнеры с Группой ГАЗ. «Мобэл» предложила нам заменить троллейбусный парк Екатеринбурга на такой электротранспорт. Мы уже договорились, что на ИННОПРОМ они привезут показать такой электробус. А если успеют провести сертификацию аккумуляторов, то сделаем электробусы бесплатными шаттлами для посетителей выставки, прокатиться! А рынок здесь огромный – сменить троллейбусный парк в Екатеринбурге будет стоить 4,5 млрд руб.
А администрация города и, например, Трамвайно-троллейбусное управление в курсе этих планов?
- Да, с ними переговоры были.
Интересы сходятся. Нам выгодно поменять морально устаревшие троллейбусы в Екатеринбурге и стать первым городом в стране, где такой проект живет. Компании нужно показать себя и, возможно, организовать производство аккумуляторов. Если «Мобэл» выполнит наши техзадания, будем готовить соглашение о стратегическом партнерстве.
А как электробусы выглядят? Футуристично?
- С виду это обычный низкопольный автобус – ЛиАЗ или Нефаз – но с батареей на крыше. Сейчас «Мобэл» договаривается с автозаводами – на базе каких именно автобусов создавать электробусы.
Предстоит огромная работа, вопросов много – и заправки, и места для парковки. Но я не говорю, что это будет прямо завтра, что в 2015 г. мы поменяем троллейбусы на электробусы. Это перспектива 3-5 лет. При этом формат работы может разный, в том числе ЧГП – когда область или город выступит одним из участников программы по замене парка. Деньги на такие вещи закладывались в бюджете Екатеринбурга.
Интересно, как эту идею восприняли в городе.
– Да нормально. В областной программе «Столица» на развитие города заложено 20 млрд руб. – можно использовать эти деньги. Правда, в программе нет такой строчки – «замена троллейбусов электробусами». Но можно конкретизировать разделы «инфраструктура» и «транспорт».
Вернемся к выставкам. Лето в «Екатеринбург-ЭКСПО» – это ИННОПРОМ, а зимой вы впервые провели проект «ГлавЕлка». Будете его продолжать на 2014 г.?
- Этот проект был полностью венчурным. Никто ничего подобного в стране не делал – не устаивал парк развлечений на площади в 50 тыс. кв. м! В итоге, мы подсчитали, полмиллиона человек за два месяца приехали на «ГлавЕлку». А ведь на Урале нет индустрии развлечений, и в ближайшие 5-7 лет крупных площадок не появится.
Вы не верите в «Диснейленд»? Его тут собирались строить.
- Это отдаленная перспектива.
Какой был средний чек посещения на «ГлавЕлке»?
- Минимальная цена аттракциона была 20 руб., максимальная - 200. Думаю, в среднем за 2-3 часа на «ГлавЕлке» человек тратил 1000-1200 руб.
Допустим, но если умножить средний чек на полмиллиона посетителей, получим 500 млн руб. А весь выставочник генерит, вы говорите, сколько, – 120 млн в год?
- В случае «ГлавЕлки» схема была другая. Областной бюджет не принимал тут участия. УВЦ нанял генподрядчика – ГК Morris. Она арендовала площади, заплатив запрошенную сумму, и дальше все делала сама. В том числе, подбирала подрядчиков. Компании, которые привезли аттракционы, работали на проценте от выручки. Мы их деньги не считали - было бы странно лезть в чужой карман! Это то же самое, что сдать, например, ДИВС под проведение концерта, а потом спрашивать, сколько организатор выручил за билеты.
То есть задачи заработать на «ГлавЕлке» не стояло?
- Нет. Мы вообще были не уверены, что проект получится. И тем более - что он будет востребован до такой степени! Но сейчас ясно, что «ГлавЕлка-2014» будет организована уже по-другому: условия будут коммерческие, аренда площадей будет стоить как на ИННОПРОМе. Возможно, сделаем плавающую ставку – в низкий сезон снизим, но в январские праздники – вернем обратно. В любом случае, оператор «ГлавЕлки» заплатит в разы больше, чем в 2013 г.
Видимо, теперь подрядчики сменятся?
- В новом сезоне мы выставляем такое техзадание, где четко прописано: оборудование должно соответствовать европейским или азиатским стандартам, а не быть на уровне XIX века. «ГлавЕлка» может быть вполне рентабельной, если заниматься ею не с колес - как в этот раз, а с мая-июня. Плюс найти крупных спонсоров – PepsiCo, Coca-Cola, крупные банки. В любом случае - мы уже доказали и себе, и остальным: «Екатеринбург-ЭКСПО» может быть не только выставочной площадкой, но и мобильным парком развлечений.
Авторы: Татьяна Апрельская, Екатерина Стихина