ЦБ знает лишь о «капле в море». Подмена банковских номеров стала масштабной проблемой
Проблема звонков клиентам банков оказалось гораздо масштабнее, чем думали регуляторы. Чтобы решить ее, предлагается создать единую базу номеров.
Летом 2019 г. резко увеличилось количество звонков банковским клиентам от мошенников, которые в том числе подменяли номер финучреждения, пишет «Коммерсантъ». Так, за июнь-август Центробанк направил операторам связи информацию о более чем 2,5 тыс. телефонных номеров, из которых операторы заблокировали 218. В 59 случаев ограничили использование финансовых сервисов, а в 198 выявили подмену номера. В остальных случаях в принятии мер было отказано «ввиду отсутствия правовых оснований».
Подмена телефонных номеров коснулась широкого круга банков, сказал первый замглавы департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев. Это подтверждают и банкиры. Доля таких звонков к середине лета достигла 35% от общего количества мошеннических звонков клиентам, отметил заместитель директора департамента информационной безопасности банка «Открытие» Илья Сулоев.
Но статистика Центробанка отражает далеко не весь масштаб проблемы. В «МегаФоне» заявили, что за лето оператор получил жалобы на 2269 номеров, предположительно используемых мошенниками, 900 номеров заблокированы. ЦБ пожаловался только на 97 номеров, заблокированы были 46 из них.
Кроме того, блокировка возможна далеко не всегда. Многие обращения от Центробанка были технически некорректны, иногда в списках на блокировку были указаны номера, которые активно используют сами банки для исходящих звонков клиентам, заявили в пресс-службе «Билайна».
Чтобы справиться с проблемой, ее необходимо решать в нескольких направлениях, сказал Артем Сычев, в том числе создать актуальную базу номеров, при помощи которой оператор при вызове мог бы провести аутентификацию номера.