Цена этой картины $70,5 млн. Вы бы купили? Шесть стереотипов о современном искусстве
Почему цена картины зависит не от таланта, а от количества выставок, может ли Пикассо падать в цене и как формируется стоимость современных картин — Марина Альвитр об искусстве как альтернативе акциям
Марина Альвитр, основатель Alvitr Gallery:
— Искусство было придумано людьми не для обогащения, но для эстетического удовольствия. Тем не менее, некоторые коллекционеры покупают искусство исключительно ради вложения денег, они могут даже и не видеть произведение, которое приобрели: оно напрямую отправляется в специальные хранилища с правильным температурно-влажностным режимом.
Отношение к искусству как к ценным акциям вызывает критику и переживания в обществе. С 2000-х годов эксперты говорят о мыльном пузыре на рынке искусства, но признают, что лопнуть он может только в случае мощных экономических потрясений. Что же такое искусство как ценная бумага?
В нашем обществе существует ряд стереотипов о том, как образуется цена на искусство, именно о них я и хочу поговорить.
Фото здесь и далее предоставлено Мариной Альвитр, специально для DK.RU
Купите работу дорого, художник такой талантливый!
Цена — это экономический фактор, даже не искусствоведческий. И, к сожалению, цена на произведение искусства не всегда связана с талантом человека как художника, скорее, с тем, как он представлен на рынке. Цена формируется из социальных факторов: в каких выставках участвовал, в каких организациях и какие престижные награды получал, в каких музейных коллекциях представлен, какие частные коллекционеры приобрели художника.
Хочу обратить внимание, что все это — уже свершившиеся события, именно они и формируют цену сейчас. По ним, и по тому, что делает художник, можно примерно предположить его развитие, скорость продвижения и, следовательно, рост цены. Времена Ван Гога уже прошли, чудес не бывает, и цены не растут случайно.
Jean-Jean-Michel BasquiatMichel Basquiat Mark. Работа продана за $110,5 млн. Это самая высокая цена, которую платили на аукционе за работы после 1980 г.
Молодо и дорого
Часто я слышу мнение о том, что молодой художник не может стоить дорого, а художник уже в преклонном возрасте должен цениться достаточно высоко.
Логика в этом есть, но нельзя смотреть только на фактор возраста. Есть молодые художники, которые успели сделать выставки в престижных галереях в Лондоне и Париже, представлены в Америке и в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Московского музея современного искусства, а есть художники почтенного возраста, чьи работы выставлялись только на региональных выставках, их не знают даже в Москве. Сколько бы им ни было лет, они не могут стоить дорого, возраст здесь не имеет никакого значения.
Умирать не нужно
Надежды коллекционеров на то, что художник после смерти будет стоить дороже, весьма резонны, но современный арт-рынок устроен так, что для того чтобы художник рос в цене, умирать ему совершенно не нужно. Большое количество специалистов: кураторов, музейных советников и арт-дилеров пристально наблюдают за молодыми художниками, чтобы не пропустить молодого Пикассо или Энди Уорхола (или того же Ван Гога). Нет ничего более выгодного, чем купить перспективного молодого художника в начале его карьеры, так как уже через 4-5 лет он может стоить в 5-10 раз дороже.
Художник в возрасте — художник на закате своей карьеры, при этом, если его работы не были интересны при жизни, вероятность роста цен после смерти очень низка. Если художник известен, после смерти время продавать его работы, а не покупать. Покупать нужно было раньше.
Джексон Поллок.№5. Стоимость $140 млн
Оптом дороже?
Нет ничего плохого в том, чтобы просто собирать все, что тебе нравится. Я часто делаю так сама. Но не с точки зрения инвестиций.
Специалисты выделяют разные виды коллекций. Например, ABC-коллекция — это когда человек собирает все подряд, без системы и без определенной философии. Такие коллекции, как правило, не представляют интереса как нечто целое, и произведения из них чаще всего в конечном итоге продаются отдельно.
Второй вид — это коллекция тематическая. Чарльз Саатчи стал известен как человек, который собрал лучшие работы Young British Artists. Концепция сделала коллекционера известным. Далее он занимался тем, что выставлял и продвигал свою коллекцию. О том, что художники вроде Дэмиена Херста и Трейси Эмин имеют мировую славу, а Чарльз Саатчи вписал себя в историю современного искусства, не стоит даже и говорить. При правильном ведении коллекции, подборе художников и продвижении коллекции и коллекционера произведение становится дороже просто потому, что оно внутри коллекции.
Пикассо точно будет расти
Как тут не вспомнить недавний скандал с коллекционером Дмитрием Рыболовлевым, который потерял деньги на продаже Поля Гогена, Пабло Пикассо и Рене Магритта. Конечно, выставляя работы на аукционе, владелец знает примерную сумму продаж. Более того, как правило, работы попадают на торги, когда на них уже есть один, а лучше два или три покупателя. И, если цена на работы Пикассо и Магритта в целом растет, а владелец уходит в минус, значит изначально работы были приобретены по завышенной цене.
У каждого художника есть периоды творчества разные по качеству и по-разному признанные. Поэтому при покупке громких имен очень важно доверять специалисту, это избавит от подделки или от покупки работы по завышенной цене.
Марк Ротко. №6. (Фиолетовое, зеленое, красное). Стоимость $186 млн
Все галеристы жулики, пойду к художнику
В этом, вроде бы, тоже есть своя логика: зачем мне посредник, если я могу прийти к художнику, провести время за занятной беседой и приобрести его работу. У него и дешевле должно быть.
Но, во-первых, уважающие себя и рынок художники и галеристы давно договорились об единой цене на работы, а вопрос скидки можно обсуждать с обоими. Более того, галерист, в случае, если это «правильная» коллекция, может уговорить художника на снижение цены значительно лучше, чем сам коллекционер. Во-вторых, задача художника создавать концепты и философию, а не заниматься исследованием рынка. Галерист — это всегда некий отбор художников по качеству, а задача галереи — не только продажи, но и продвижение тех художников, с которыми она работает. Галерея дает не только произведение, но и гарантию его качества, поэтому западные коллекционеры предпочитают вообще не работать с художниками, у которых нет своих галеристов. Но выбор всегда за покупателем.
Барнетт Ньюман «Черный огонь 1» (1961). Продана за $75 млн в мае 2014 г.