Цены пропорциональны доходам: такси для россиян оказалось дешевле личного автомобиля
В России при пробеге менее 5,4 тыс. км в год оказалось дешевле ездить на такси, чем покупать личную машину. Причина — рекордное проникновение онлайн-сервисов и дороговизна автомобилей.
Те россияне, которые проезжают в год менее 5388 км в год, в перспективе 10 лет дешевле пользоваться такси, чем покупать личный автомобиль, пишет «Коммерсантъ» на основе исследования банка HSBC. Россия оказалась на первом месте по величине этого расстояния среди крупнейших стран. Для сравнения: в Индии порог составил 2731 км в год, в Великобритании — 1184 км, в США — 1102 км, а в Германии — всего 811 км, то есть личный транспорт там выгоднее, чем в перечисленных странах.
Авторы исследования учитывали стоимость Toyota Camry в конкретной стране, расходы на топливо и обслуживание машины, средние цены на такси и уровень доходов граждан. Россия оказалась в лидерах из-за сравнительно дешевого такси и низких средних доходов, которые усложняют покупку личного автомобиля. Последний, в свою очередь, стоит достаточно дорого с учетом импортных тарифов.
«Я отказался от автомобиля 1,5 года назад и ни разу не пожалел об этом»
Поездка на такси в России в среднем на 75% дешевле, чем в США, при этом стоимость владения автомобилем в год только на 30% меньше. В среднем одна поездка стоит около 130 руб. в регионах, а в Москве — около 350 руб.
Таким образом, в России цены на такси пропорциональны доходам, а цены на автомобили не пропорциональны. Поэтому сложилась такая ситуация,— пояснил представитель HSBC.
Росту популярности такси в России во многих регионах способствует плохо развитый общественный транспорт. При этом по степени проникновения приложений такси Россия на третьем месте в мире. Они установлены у 45% населения, больше — только в Китае (51%) и Мексике (46%). В США такими приложениями пользуются 40% населения, в Великобритании — 30%, в Индии — 28%, в Германии — 20%.
«Числа не врут — владеть автомобилем невыгодно. И домом. Собственность — для неудачников»
Главный драйвер снижения цены — увеличение количества поездок и уменьшение времени подачи, водитель меньше ездит «холостым», а больше с пассажиром,— говорит заместитель гендиректора «Ситимобил» по стратегии Александр Горный.
Средний пробег автомобиля в России составляет 16–17 тыс. км. в год, говорит руководитель кластера Sharing Economy Российской ассоциации электронных коммуникаций Антон Губницын. При этом, если учесть расходы на платную парковку и штрафы, то перевес в пользу такси будет еще более значительным. Если же сравнивать владение автомобилем с сервисами попутчиков, как BlaBlaCar, то выгода отказа от личной машины становится еще более очевидной.