Цифровые учебники, курсы для дошкольников. Как предлагают изменить образование в России
ВШЭ и Центр стратегических разработок подготовили программу реформы образования, которая обойдется в 8 трлн руб. Они должны помочь России преодолеть отставание от развитых стран.
Проект реформы содержится в докладе «12 решений для нового образования», подготовленном ВШЭ и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина, пишет РБК. Эксперты под руководством ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова предлагают принять меры, которые приведут к росту бюджетных расходов на образование до 4,8% ВВП к 2024 г. по сравнению с 3,5% в 2017 г.
Первая среди предлагаемых мер — создание системы поддержки раннего развития для всех детей от нуля до трех лет: Специалисты по детскому развитию должны будут наблюдать ребенка раз в месяц и консультировать родителей. Благодаря такой системе доля первоклассников, недостаточно готовых к обучению в школе, к 2024 г. должна сократиться на 20%, а к 2030 г. — в два раза.
С 2023 г. предполагается внедрить цифровые учебно-методические комплексы (ЦУМК), которые заменят традиционные учебники. Комплексы будут основаны на технологиях искусственного интеллекта и смогут подстраиваться под индивидуальные способности учеников. С 2020 г. в учебный процесс планируют включить цифровые обучающие игры и симуляторы.
Более 2 трлн руб. нужно выделить на инфраструктуру: подключить все школы к интернету, ежегодно создавать 70 тыс. мест в детсадах, провести капремонт в 5 тыс. школ и отремонтировать 12,5 тыс. школьных автобусов. Учебные программы по естественным наукам, информатике и технологиям нужно изменить с учетом новых требований рынка труда.
Для подготовки в сфере высоких технологий следует создать сеть колледжей и открыть 55 новых детских технопарков «Кванториум». По модели обучающего центра «Сириус» в Сочи планируется создать 40 подобных организаций, а для лучших молодых специалистов — субсидировать ипотечную ставку на 100%.
Бесплатные дополнительные уроки и участие в летних школах должны помочь ученикам из бедных семей преодолеть учебное отставание, а каждому ребенку предлагается дать возможность проходить годовую программу подготовки к школе.
Ряд пунктов посвящен реформе высшего образования: финансированию долгосрочных программ фундаментальных исследований, расширению грантовой поддержки вузов, повышению аспирантских стипендий. Чтобы привлекать иностранных студентов, предлагается запустить для них грантовые программы в технологических областях.
Основной вопрос — как те или иные меры будут реализованы. Основываясь исключительно на докладе, это сложно оценить, потому что должна быть проработанная система взаимосвязанных мероприятий. Кроме того, денежные средства, о которых идет речь в докладе, на порядок больше, чем реально запланированные, — сказал РБК директор по общему и профессиональному образованию РАНХиГС Максим Дулинов.