«Цинизм помогает понять истинную суть людей». Валерий Савельев об истоках и силе богатства
«Деньги — это инструмент сродни автомату, и никогда бизнес не обходится без жертв». Валерий Савельев на личном опыте рассказывает, как сделать, чтобы богатство не свело с ума и не стало проклятием.
Валерий Савельев, основатель инвестиционной компании AVS Group, депутат Законодательного Собрания Свердловской области:
— Каково это, быть богатым? Хотя мы не американцы, чтобы задавать при знакомстве вопросы типа «сколько ты стоишь», меня нередко об этом спрашивают прямо или косвенно. Так что выскажу, наконец-то, свое отношение — и не столько к своим собственным капиталам, сколько вообще к тому феномену, что называется деньгами.
Я специально развожу понятия «деньги» и «капитал». Количество денег, требующееся на собственную жизнь, не велико. Я не лукавлю, любой из нас в определенных ситуациях может обходиться лишь самым необходимым — тем, что надо для выживания.
Если ты зарабатываешь определенное количество денег, которое переходит уже именно что в капитал, то, хочешь ты этого или нет, вырабатывается особое отношение как к процессу, так и к результату. То есть у тебя появляется своя собственная «денежная» философия, следование которой позволяет не останавливаться на достигнутом.
Те, кто хочет просто заработать на достойную жизнь, заслуживают всяческих похвал, но они, с моей точки зрения, останавливаются на полпути.
Принято считать, что деньги портят людей, что деньги не пахнут, что без денег сон крепче, ну и еще несколько десятков только на русском языке, и во всех них есть толика разумного. Да, деньги действительно меняют людей. Кого-то и портят. Но можно привести примеры, когда человек, разбогатев, становится и более социально ориентированным, пусть отчасти и вынужденно. Но очень часто бескорыстно. У него появляется именно что социальная ответственность. Иначе откуда бы взялись все эти благотворительные фонды? Кто-то тратит огромные средства на защиту окружающей среды, кто-то заботится о больных детях, кто-то спасает голодающих в далекой Африке, кто-то помогает сирым и убогим на родине, кто-то воспитывает молодых спортсменов, юных музыкантов, вкладывается в образование.
Достигнув определенного уровня, ты начинаешь думать не только о себе и своих близких, которых ты вполне обеспечил.
Ты начинаешь думать о тех, кто работает с тобой, а это, как в моем случае, тысячи и тысячи человек — и каждый из них может и должен рассчитывать на достойную жизнь. Если хорошо тебе — значит, должно быть хорошо им. А ведь именно с этого, с реализации желаний, и начинается восхождение по бизнес-лестнице.
Только у многих оно заканчивается в тот момент, когда они говорят, что решили свои задачи, которые зачастую оказываются сиюминутными. Для других же все это превращается в увлекательную игру с цифрами, когда хочется перейти на другой уровень — более сложный.
Это совсем не означает, что мне хочется заработать столько-то и столько-то, чтобы купить то-то и то-то. А вот попасть в список самых успешных компаний журнала «Fortune», так называемый «Fortune 500» — другое дело. Все начинается с какой-то мечты, какого-нибудь невоплощенного в детстве желания. И чем сложнее было тебе в детстве, юности, молодости справиться со своей страстью, чем больше возникало невероятных на тот момент желаний, тем больше у тебя впоследствии появлялось сил для их достижения.
Мечты и желания могли быть самыми разными. Мечта о новом велосипеде, например. Или однажды тебе дали посидеть на новеньком мотоцикле «Ява» (единственном в городе!), являвшемся в те давние времена символом какого-то иного мира, и тебя это всерьез зацепило, так что ты стал буквально грезить этой хромированной чудо-машиной! Или что-то еще подобное — яркое, необычное, всегда подстегивающее воображение, вырабатывающее адреналин, заставляющее мечтать и думать о том, как пробиться на другую, недоступную тебе сторону жизни.
Между прочим, когда говорят о том, что деньги портят людей, то имеют в виду лишь негативный моральный аспект, часто забывая о главном — о появляющейся инерции. Ведь при отсутствии денег человек должен думать о том, как их заработать или хотя бы достать, а вот их наличие часто приводит к тому, что человек останавливается, перестает думать, а это означает тупик, регрессию. Поэтому я для себя давно уже выработал здравое, как мне кажется, отношение к деньгам: это не что иное, как инструмент для моего же дальнейшего развития.
Деньги — инструмент, такой же, как автомат, и поэтому никогда бизнес не обходится без жертв — таковы правила игры.
Деньги, которые достались тебе, были чьи-то, но в борьбе на рынке ты смог отобрать их — равно как заработав определенную сумму, не дал ее заработать кому-то еще. Равноправия на рынке не бывает. Как не бывает на рынке и благотворительности — она существует уже в другой, не рыночной жизни. И тут эти максимы обыденного сознания («деньги портят людей» и «деньги не пахнут») совмещаются. Помимо твоего желания, они вырабатывают в тебе новые качества, относиться к которым можно по-разному, но и цинизм, и рационализм помогают бизнесу в равной степени быть моральным, каким бы парадоксом это ни казалось. Почему?
Цинизм, как бы это грубо ни прозвучало, помогает понимать истинную сущность людей.
Хотим мы того или нет, жизнь в мире, где все имеет свою цену, позволяет проще относиться к окружающей действительности и быстро просчитывать, кто сколько стоит. А вот рационализм уже подводит к той черте, за которой начинаются иные взаимоотношения, та же благотворительность, например.
Бывает ли благотворительность по велению сердца? Да, но редко. Это скажет любой, кто действительно достиг каких-то высот в бизнесе.
Бывает так: чем богаче человек, тем больше находится тех, кто считает, что именно ему необходимо помочь, и часто помощь эта воспринимается просящим как нечто должное.
Ко мне приходят и говорят: «Ты денежный мешок? Так поделись, дай мне на это и на это…».
Особенно тошно, когда такие просьбы строятся на спекуляции человеческим горем. Я сам сталкивался с тем, как люди просили у меня денег на лечение ребенка, а оказывалось, что лечение это на самом деле давно оплачено.
Я прекрасно понимаю все преимущества моего положения, хотя бы то, что я могу не думать о каких-то насущных проблемах — тех, которые называют бытовыми. Зато приходится думать о других вещах, как и каждому, кто увлекся замечательной игрой с цифрами.
Например, как эффективнее использовать принадлежащие тебе ресурсы. Как их сохранить и приумножить. Прекрасно понимая при этом, что чем больше будет становиться капитал, тем больше будет мера моей социальной и личной ответственности. Богатства не стоит стыдиться, как не стоит стыдиться и бедности. Только первое дает тебе неизмеримо больше возможностей, при этом накладывая и намного больше обязательств.
А раз бытие действительно определяет сознание, то мы как жили, так и будем жить в мире, где деньги — это одно из средств сделать наш мир хоть немного, но лучше.
Пока все попытки придумать жизнь без денег оканчивались крахом. Видимо, это присуще человеческой природе — назначать всему свою цену. Все остальное уже просто отвлеченная философия.
Материал подготовлен для DK.RU на основе книги «Трудная и счастливая жизнь Валерия Савельева».