Турфирма «Мир» не поладила с авиакомпанией
сентябре 2005 г. турфирма «Мир» подписала контракт с авиаброкером ЗАО «Авиакомпания «Трансглобал» на обеспечение в новогодние праздники пяти чартерных рейсов. Из них состоялись только два. 1 января
сентябре 2005 г. турфирма «Мир» подписала контракт с авиаброкером ЗАО «Авиакомпания «Трансглобал» на обеспечение в новогодние праздники пяти чартерных рейсов. Из них состоялись только два. 1 января компания «Трансглобал» не обеспечила перевозку в Зальцбург, предложив отменить рейс. Позже, в ночь с 3 на 4 января, выяснилось, что не состоится полет в Индию, так как «Трансглобал» не получила нужных разрешений для осуществления этого полета (разрешение на влет самолета в воздушное пространство Индии и разрешение аэропорта Бомбея на парковку воздушного судна). Сорвался и чартер в Таиланд — самолет, который должен был выполнять рейс, просто не прибыл в аэропорт Кольцово.
Резервных бортов «Миру» в
праздничные дни найти не удалось. Не смогли ничем помочь и местные «Уральские авиалинии». В чартерах, организованных «Миром», самолет должен был привезти туристов к месту отдыха, дождаться их там и потом увезти обратно. Как пояснила Ирина Перенчевич, пресс-секретарь «Уральских авиалиний», у компании не было возможности выделить самолет на такой продолжительный срок в самый разгар праздников. По словам Сергея Бузько, гендиректора турфирмы «Мир», им пришлось
приобрести билеты регулярных рейсов других авиакомпаний, таких как «Узбекские авиалинии» или Lufthansa. Часть туристов все-таки доставили к месту отдыха, но фирма понесла значительно большие расходы, чем были заложены на перевозку пассажиров одним рейсом. Кроме того, «Мир» был вынужден оплачивать гостиницу и питание туристов, приехавших в Екатеринбург из других городов для вылета на отдых. В целом исправление сложившейся ситуации обошлось турфирме в несколько сотен тысяч долларов. Срывы чартеров нанесли убытки еще двум компаниям — «Европорту» и «Санрайзу»: они выкупили места на одном из чартеров. Дмитрий Кушев, директор туроператорской компании «Европорт»: «Чтобы все-таки отправить своих туристов, мне пришлось заплатить за покупку билетов другого перевозчика $8,5 тыс. Но я уверен, что Сергей Бузько вернет мне деньги за «пропавшие» билеты».
Вторая сторона в этом конфликте, Михаил Чурканов, гендиректор ЗАО «Авиакомпания «Трансглобал», пояснил «ДК», что не обеспечил чартерные рейсы потому, что турфирма их якобы не вовремя оплатила: «По договору «Мир» должен был перечислить 100% оплаты за десять банковских дней до начала поездок, но на этот момент турфирмой было оплачено только 50-60% всей суммы. Компания внесла оставшиеся деньги слишком поздно, и мы не успели все организовать и получить разрешение для обеспечения полетов». Г-н Чурканов добавил, что внесенные деньги за несостоявшиеся полеты вернет в ближайшее время. Сергей Бузько не согласен с таким объяснением, он уверяет, что оплатил все вовремя. Однако подавать иск в суд г-н Бузько не собирается до окончания служебного расследования.
Мнения сторон в оценке значимости произошедшего разошлись. Михаил Чурканов считает, что ничего особенного в срыве чартеров посредниками нет. «За новогодние праздники в Москве не состоялись 4 чартерных рейса, это случается», — утверждает г-н Чурканов. Представители местных компаний категорично относят эту ситуацию к разряду ненормальных.
С другой стороны, участники туристического рынка признают, что рисков для них совсем не будет, только если работать с авиаперевозчиками напрямую. Для этого необходимы соответствующие внутренние ресурсы — компетентный сотрудник, который может грамотно ставить задачи перевозчику и контролировать процесс подготовки к перевозке. Держать такого человека специально для программ, вводимых в пиковые периоды, нелогично. «Приходится платить посреднику — профессионалу в этом деле, надеясь, что он четко и грамотно выполнит все свои обязательства», — резюмирует г-н Кушев. Поэтому, считает он, ответственность за срыв чартеров лежит не только на авиаперевозчике, но и на турфирме «Мир»: «Сергей Бузько вряд ли хотел ставить под угрозу рейсы и платить компании «Трансглобал» не вовремя, но, организуя чартеры через посредника, он мог спрогнозировать риски».
Как отмечают эксперты, в результате пострадает репутация обеих сторон — независимо от того, как разрешится конфликт. В профессиональном сообществе г-ну Бузько сочувствуют. Дмитрий Кушев: «Миру» придется возвращать лояльность некоторых потребителей. Я слышал отклики клиентов, которые не были уверены, что обратятся к турфирме «Мир» в следующем году». Как признался на пресс-конференции сам Сергей Бузько, достаточно дорогими новогодними чартерами летали элитные клиенты «Мира». Г-жа Перенчевич убеждена, что срыв чартеров не пойдет на пользу и репутации авиаброкера. Представитель авиакомпании «Волга-Днепр»1 , пожелавший остаться неназванным, сообщил «ДК», что «Трансглобал» оказывается в таком положении не впервые: не так давно перевозчик не выполнил своих обязательств перед компанией «Волга-Днепр».
1 Лидер на международном рынке авиаперевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов, контролирует 50% мирового рынка.
словарь
АВИАБРОКЕР (от англ. aviation broker) — компания, занимающаяся бронированием чартерных авиарейсов, фрахтованием воздушных судов, заключением договоров о страховании самолетов и грузов, перевозимых воздушным транспортом.
детали
Конфликты турфирмы «Мир» и компании «Уральские авиалинии»
В 2000 г. турфирма «Мир» заключила с авиакомпанией «Уральские авиалинии» агентское соглашение на продажу международных перевозок. У турфирмы накопился долг в размере 3215 тыс. руб. В 2002 г. Арбитражный суд Свердловской области принял решение о взыскании этой суммы с должника. «Мир» не исполнил это решение, и в 2003 г. с турфирмы была взыскана пеня в размере 263 тыс. руб. Апелляционная жалоба Сергея Бузько осталась без удовлетворения, после чего решения судебных органов были исполнены в полном объеме.
В 2004 г. конфликт возобновился, когда в СМИ появилось заявление Сергея Бузько о готовящемся бойкоте «Уральским авиалиниям» со стороны екатеринбургских турфирм. Г-н Бузько в интервью «ДК» категорически опроверг достоверность этой информации: «Я потребовал объяснений у информационного агентства, но так их и не получил. Все от начала до конца было инспирировано».