Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Туроператоры недополучили прибыль

эксперты Игорь Авдокушин директор уральского представительства Tez Tour Наталья Бурцева директор екатеринбургского представительства PAC Group Яна Михайличенко заместитель директора представительст

Туроператоры называют этот год не самым удачным. Летом туристический поток рос и обороты были высокие. Однако маржа оказалась низкой — из-за усиленной конкуренции и завышенных объемов авиаперевозок игрокам приходилось демпинговать. Во второй половине года получить доход оказалось еще сложнее — в результате кризиса продажи турфирм упали на 40% и продолжают снижаться.

эксперты
Игорь Авдокушин
директор уральского представительства Tez Tour
Наталья Бурцева
директор екатеринбургского представительства PAC Group
Яна Михайличенко
заместитель директора представительства туроператора Ascent Travel в Екатеринбурге
Светлана Столярова
директор по туризму «Оранж Тур»(1)
Олег Хигер
директор представительства «Натали Турс» в Екатеринбурге

На каких направлениях усилилась конкуренция летом?
Какие чартеры сняли перед Новым годом?
Как повлияет на рынок увеличение фингарантий?

Летом директор одного из турагентств, улыбаясь, рассказывала о положении дел в компании: «У нас сейчас «сенокос», обороты огромные, менеджеры передохнуть не успевают». И такая картина была характерна для многих фирм. Туристам, пришедшим за путевкой в часы пик (вечером или в выходной), приходилось ждать своей очереди, листая каталоги на диванчиках. Клиенты, бронировавшие отели в Турцию или Египет за две недели до вылета, часто сталкивались с тем, что мест в выбранной гостинице уже не было. Спрос, по оценкам руководителей турфирм, в сравнении с летом 2007 г. повысился на 30%. Обороты выросли примерно также, а вот маржа упала.

Высокие амбиции снижают прибыль

Туроператоры признаются, что на сокращение прибыли повлияло несколько факторов. Во-первых, из-за значительного повышения топливных сборов и цен на размещение в отелях спрос сместился в сторону более экономичных туров. Это было особенно заметно на примере самой популярной страны массового пляжного туризма — Турции, где отдых подорожал примерно на 30%. «Туристы этим летом чаще выбирали отели категории три звезды, а пятизвездочники были не востребованы», — рассказывает о тенденции СВЕТЛАНА СТОЛЯРОВА, директор по туризму «Оранж Тур».

Вторая причина снижения маржи — повышенная конкуренция на некоторых направлениях, в результате чего компаниям пришлось демпинговать. Этот тренд иллюстрировали продажи путевок в Грецию. Согласно исследованиям Службы «БАНКО» в Екатеринбурге, летом страна вошла в тройку лидеров по популярности (см. «Статистику»). На греческое направление в летние месяцы вышли два сильнейших игрока — Tez Tour и «Натали Турс». Операторы собирались расширить собственную продуктовую линейку, чтобы привлечь максимальное число туристов и получить больший доход. Чтобы освоить новое направление, «Натали Турс» приобрел 51% акций компании «Пантеон» — одного из самых крупных операторов по Греции. «Натали Турс» и «Пантеон» поставили амбициозную цель — совместными усилиями отправить в эту страну 50 тыс. россиян. Tez Tour на новое направление выходил самостоятельно. Оператор запланировал продать туры в Грецию 25 тыс. отдыхающих. Соотношение два к одному было характерно и для уральского рынка. Как сообщает ОЛЕГ ХИГЕ , директор представительства «Натали Турс», по итогам сезона из Екатеринбурга оператор отправил в Грецию более 2 тыс. туристов. Tez Tour — свыше 1 тыс. человек. Выход двух крупнейших игроков на греческое направление значительно усилил конкуренцию на местном рынке. Помимо «новичков» формировали туры в этом направлении «Море Трэвел», «Капитал Тур», «Веди Тургрупп — Екатеринбург», НТК «Интурист», «Южный Крест» и др. Переизбыток предложения заставил операторов демпинговать, по­явились горящие туры по цене около $300 за неделю, что привело к снижению доходности направления.

Третья причина уменьшения прибыльности туроператорского бизнеса летом — завышенные объемы запланированных перевозок по многим направлениям. Туризм иногда называют отраслью, в которой работают самые амбициозные руководители. На старте сезона операторы практически всегда планируют объем авиаперевозок, значительно превышающий реальный турпоток. Это приводит к тому, что компаниям не удается заполнить чартеры и приходится терпеть убытки из-за пустых кресел. Либо же турфирмы вынуждены демпинговать, чтобы отправить туриста любой ценой и покрыть часть расходов. Лето 2008 г. не стало исключением из этого правила.

С кризисом борются отменой чартеров

Руководители турфирм отмечают, что, несмотря на нелегкий сезон, летом мировой экономический кризис все же никак не сказался на потоке туристов и их планах на отдых. Поэтому на зимний период операторы ожидали достаточно большой спрос как на теплые страны (Египет, Таиланд, Индия), так и на горнолыжные курорты (Австрия, Финляндия, Италия). Но в октябре-ноябре продажи турфирм упали на 30-40% (в сравнении с тем же периодом 2007 г.), и компаниям пришлось принимать меры.

Прежде всего решили сбалансировать перевозку. «Операторам приходится сокращать число чартеров или менять тип воздушного судна, выбирая самолет с меньшим числом кресел. Это самая эффективная мера в условиях спада продаж. Она не ведет к снижению рентабельности бизнеса, которая и так невелика (2-3%)», — подчеркнул ИГОРЬ АВДОКУШИН, директор уральского представительства Tez Tour (см. «ДК» № 45 от 8 декабря 2008 г.). Оператор одним из первых запланировал снижение программ по зимнему Египту. Как уточнил г-н Авдокушин, в ноябре по сравнению с октябрем из пяти самолетов в Хургаду Tez Tour оставил три борта, а в Шарм-эль-Шейх из трех — два (см. «ДК» № 39 от 27 октября 2008 г.). Вслед за Tez Tour скорректировал объемы перевозок в Египет «Оранж Тур», отменив в декабре два рейса Екатеринбург — Шарм-эль-Шейх. «Динамика продаж резко снижается. Думаю, что к январю спад достигнет 50%. Скорее всего, нам придется и в дальнейшем уменьшать объем перевозки по всем направлениям», — отмечает г-жа Столярова.

В сегменте горнолыжных туров о спросе говорят неоднозначно. «У нас весь январь продан, все заявленные рейсы состоятся. Объемы в этом году больше, чем в прошлом», — рассказывает ЯНА МИХАЙЛИЧЕНКО, заместитель директора представительства туроператора Ascent Travel в Екатеринбурге. Она считает, что спрос хорошо поддержат экономичные предложения: «Например, недельные горнолыжные туры по цене 670 евро на крыльях «КД Авиа». Но все же и среди горнолыжки есть отмены чартеров. В середине ноября туроператоры отказались от борта в Верону (Италия). «На этом рейсе большой блок мест у нас брал наш партнер PAC Group. Они отказались от блока, видимо, из-за невысокой загрузки. Мы решили, что продать все кресла самостоятельно нереально, и предпочли снять чартер», — поясняет ситуацию г-жа Михайличенко. В начале декабря стало известно и об отмене чартера в Зальцбург (Австрия). Как уточняет НАТАЛЬЯ БУРЦЕВА, директор екатеринбургского представительства PAC Group, рейсы сняли потому, что динамика продаж была низкая по сравнению с прошлым годом. «Туристы на фоне кризиса надеялись получить значительные скидки, поэтому решение о поездке откладывали до последнего. Мы видели, что не успеем загрузить рейсы: эти страны визовые, оформить все документы было необходимо до 12 декабря. Отправлять самолеты полупустыми или продавать горящие туры нам невыгодно, мы отказались от чартера. В итоге сейчас — масса желающих и полное отсутствие мест на новогодние каникулы», — говорит г-жа Бурцева.

Параллельно с сокращением объемов туроператоры начали стимулировать продажи. Одни повысили комиссии для агентств до максимальных 15%, что позволяет дать большую скидку туристу и тем самым удержать его. Другие поработали над мотивацией менеджеров по продажам, увеличив бонусную программу за каждую проданную путевку. Третьи перешли на работу с более бюджетными турами, предлагая клиентам вместо зарубежных поездок путевки в местные санатории и горнолыжные комплексы. «Уверена, что с марта все стабилизируется. С этого месяца туристы начинают бронировать путевки на лето, отдыхать на море все равно будут», — полагает Наталья Бурцева.

На какой отметке остановится падение продаж и как долго оно продлится, никто из руководителей турфирм спрогнозировать не берется. Но все говорят, что, как только экономика стабилизируется, рынок стремительно вырастет. Люди уже привыкли к качественному зарубежному отдыху, поэтому при возможности будут рады наверстать упущенное, считают в турфирмах.

Фингарантии повысят в разы

Под конец года туристическую отрасль ожидал еще один неприятный сюрприз — Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о туризме. Для операторов, занимающихся выездным туризмом, размер фингарантий планируют повысить в несколько раз. Внесение изменений в закон спровоцировало летнее банкротство оператора «Детур». Оно показало, что принятое сейчас финансовое обеспечение в размере 10 млн руб. не способно покрыть компенсационные выплаты туристам при уходе с рынка крупного игрока.

Поправки предусматривают увеличение обеспечения до 30 млн руб. для тех, чей оборот не превышает 100 млн руб. в год, а также если они применяют упрощенную систему налогообложения. Операторам, чья выручка выше указанной суммы, фингарантии устанавливают в размере 100 млн руб. Для компаний, работающих с внутрироссийскими турами, а также на прием иностранцев, размер финансового обеспечения пока остается прежним — 500 тыс. руб. и 10 млн руб. соответственно.

Светлана Столярова прогнозирует, что изменения в законе к переделу рынка между региональными и федеральными игроками не приведут. «Оборот всех крупных местных туроператоров («Оранж Тур», «Фонд Мира», «Море Трэвел», «Европорт» и др.), вероятнее всего, уложится в 100 млн руб. Следовательно, нам надо будет получить финобеспечение на 30 млн руб. Если страховые компании оставят размер взносов на прежнем уровне — около 1%, то операторам придется заплатить 260 тыс. руб. вместо нынешних 50 тыс. руб.», — рассуждает г-жа Столярова. Она отмечает, что регионалам придется изъять такие средства из оборота, но это не те суммы, чтобы уходить с рынка. По ее словам, сильнее всего поправки ударят по турагентствам, многие из которых получали фингарантии, чтобы иметь возможность формировать индивидуальные туры для VIP-клиентов. Им придется либо отказаться от этой услуги, либо уйти в тень.

(1) С 1 января 2009 г. «Оранж Тур» переходит под бренд «Пегас Туристик». Светлана Столярова возглавит екатеринбургский офис федерального оператора.

детали

 
События года в туризме

Основные события в туристической отрасли с декабря 2007 г. по декабрь 2008 г., отразившиеся на региональном рынке
1 Март 2007 г. — ВАО «Интурист» объявило о приобретении 100% акций питерского оператора «Ривьера», таким образом, холдингу перешли в Екатеринбурге один операторский и три агентских офиса.
2 Февраль 2008 г. — Tez Tour и «Натали Турс» объявили о выходе на Грецию. Летом операторы отправили из Екатеринбурга более 1 и 2 тыс. человек соответственно.
3 Июль 2008 г. — банкротство тур­оператора «Детур». В Уральском регионе выплаты пострадавшим туристам составили около 1 млн руб.
4 Декабрь 2008 г. — ВАО «Интурист» приобрело 51% акций крупнейшей екатеринбургской сети турагентств «Росс­Тур», в которую входят 21 собственный и четыре франчайзинговых офиса.
5 Декабрь 2008 г. — приняты в первом чтении поправки к закону о туризме, предусматривающие повышение фингарантий с 10 до 30 или 100 млн руб. в зависимости от оборота туроператора.
6 Декабрь 2008 г. — федеральный оператор «Пегас Туристик» поглотил региональную компанию «Оранж Тур».

Источник: «ДК».

Самое читаемое
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Дмитрий Медведев прибыл в Свердловскую область. Каковы его планы?Дмитрий Медведев прибыл в Свердловскую область. Каковы его планы?
  • В доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестнаВ доме у Игоря Мишина прошли обыски. Причина интереса к нему органов пока неизвестна
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.