«Тяжелые» решения завоевывают рынок
эксперты Олег Агапов директор компании «Альфа-Информ» Алексей Громозов директор компании «Профит-Центр» Алексей Клевцов директор компании «АСП-1С:Франчайзи» Екатерина Комарова директор компании «Эр
Почему специалисты по складской автоматизации ищут заказчиков за пределами региона
Сможет ли CRM превратиться в систему управления всем бизнесом
эксперты
Олег Агапов
директор компании «Альфа-Информ»
Алексей Громозов
директор компании «Профит-Центр»
Алексей Клевцов
директор компании «АСП-1С:Франчайзи»
Екатерина Комарова
директор компании «Эрикос»
Алексей Лейбман
руководитель департамента программных решений компании «Деком»
Константин Тарташник
руководитель отдела внедрения «Прайм-1С-Екатеринбург»
Денис Чессков
начальник отдела корпоративных продаж «Парус-Екатеринбург»
Алексей Шуваев
руководитель отдела автоматической идентификации компании «ДатаКрат»
Рынок автоматизации бизнес-процессов не просто один из ключевых для всего ИТ-сектора. Он отражает стадию развития и самой ИТ-отрасли, и того сектора, где внедряются решения. Чем больше современных информационных технологий используется в различных областях бизнеса, чем они сложнее и изощреннее, тем более конкурентоспособна вся экономика региона в целом. Нередко завершенные проекты автоматизации становятся единственным инструментом исследования состояния отрасли.
Для тех, кто внедряет системы, разработанные российской компанией «1С», 2007 г. стал знаковым. Если до сих пор продукт «1С» славился в основном масштабом распространения, то с этого года рассказы о системе на сотню рабочих мест перестали травить как анекдот. 1С не на словах, а на деле по сложности и размаху проектов активно вторгается в ту сферу, где раньше безраздельно властвовали решения западных разработчиков вместе с отечественными «Парусом» и «Галактикой». Хотя БОРИС НУРАЛИЕВ, директор компании «1С», не относит свои продукты к классу ERP-систем: «Мы не возражаем, если 1С будут считать в числе ERP-разработчиков», — заявил он в одном из интервью.
По словам АЛЕКСЕЯ ГРОМОЗОВА, директора компании «Профит-Центр», на Урале общий уровень проектов на 1С за год заметно вырос. Сам «Профит-Центр» автоматизировал работу компаний, принадлежащих «Севуралбокситруде». Раньше они управлялись с помощью западных программ, но в этом году решили перевести их на более практичную платформу. На головном предприятии работает SAP R/3, в которой консолидируются все данные. Компания «Эрикос» пошла еще дальше. С ее помощью управление примерно сотней рабочих мест в «Свердловэнергосбыте» перешло от SAP к 1С. Энергетики вообще проявляли в этом году повышенный интерес к автоматизации. В частности, компания «Геософт» настроила тому же «Свердловэнергосбыту» бюджетирование на базе «Инталев: корпоративные финансы».
Г-н Громозов отмечает, что интерес к 1С проявляют даже компании, всегда ставившие во главу угла статусность любого проекта. К примеру, в этом году 1С заработала в «Ауди Центр Екатеринбург».
По словам ЕКАТЕРИНЫ КОМАРОВОЙ, директора компании «Эрикос», если раньше крупный проект на 1С насчитывал 30-40 рабочих мест, то теперь от 80: «Клиентов с такими потребностями становится все больше. Для нас это не только рост продаж, но и необходимость менять технологию внедрений, чаще оказывать консалтинговые услуги». Заказчики перестали относиться к 1С как к простой бухгалтерской системе и увидели в ней платформу по управлению всем бизнесом. КОНСТАНТИН ТАРТАШНИК, руководитель отдела внедрения «Прайм-1С-Екатеринбург», добавляет, что вырос не только масштаб проектов, но и компетенция заказчиков: «Бизнес заметно укрупнился, организуются новые холдинговые компании, к руководству приходят молодые команды топ-менеджеров, которые понимают автоматизацию как один из эффективных инструментов управления бизнесом. Заказчики готовы нести ответственность за успех проекта наравне с исполнителем. Руководители предприятий видят необходимость формализации бизнес-процессов и, как следствие, необходимость консалтинговой составляющей проектов автоматизации». Примером этих процессов может служить внедрение компанией «Прайм-1С-Екатеринбург» системы на Баранчинском электромеханическом заводе. Там, кроме типового для 1С функционала, встроили модули планирования в машиностроении, а это одна из самых сложных задач в автоматизации.
И это не единичные примеры. Есть масштабные проекты и у других игроков. В частности, компания «РИЦ» автоматизировала работу Уральской сырьевой компании и компании «Уралэлектро», в информационной среде которой теперь работает 80 пользователей.
Однако на рынке остаются небольшие и относительно свободные ниши. АЛЕКСЕЙ КЛЕВЦОВ, директор компании «АСП-1С:Франчайзи»: «Рынок смещается в сторону специализации и типовых решений. Разработка дополнительных модулей обходится дорого, и клиенты не всегда готовы за это платить. Тем более что сам продукт довольно хорош и покрывает почти все нужды заказчиков. Поэтому конкуренция между внедренцами в дальнейшем будет развиваться за счет специализации, и чем больше консалтинговых услуг способна оказать компания, тем лучше ее положение на рынке». Подобные примеры уже есть — «Крона КС» взялась за проекты по автоматизации бизнеса лизинговых компаний и за полтора года заключила пять контрактов в этой сфере, внедряя «Хомнет:Лизинг.Проф».
Рынок внедрения более «тяжелых и крупных» ERP-систем тоже активно развивался. В 2007 г. это было, скорее, достижением федеральных игроков. Компания «Интеллект-Сервис» внедряла систему Incadea (на базе MS Dynamics NAV) в автосалонах города — «УралФрансАвто» и «Авантайм». «ЗВЕЗДА софт» совместно с екатеринбургским «Акронимом» устанавливают MS Dynamics NAV на Уральском заводе резинотехнических изделий, «Ланит» получил контракт по внедрению MS Dynamics AX на мясокомбинате «Хороший вкус». Успехи уральцев выглядят скромнее. Например, «Парус-Екатеринбург» усовершенствовал свою систему в компании «Тизол», теперь там автоматизировано 50 рабочих мест. Вообще, по словам ДЕНИСА ЧЕССКОВА, начальника отдела корпоративных продаж «Парус-Екатеринбург», для отечественных ERP-систем сейчас актуальнее конкуренция с 1С, чем с западными разработками.
Затишье в екатеринбургских компаниях специалисты объясняют длинным циклом продаж. Весь прошлый год уральцы активно заключали новые контракты и сейчас заняты работами по ним — нет мощностей, чтобы запускать новые проекты. Вероятно, их число сильно вырастет в следующем году. Компания «МАРТ-ИТ», разрабатывающая систему на базе MS Dynamics AX для «Уралэнергостроя» (главный подрядчик на строительстве БАЭС), завершила основные работы и теперь готова предлагать этот продукт всем крупным застройщикам, а кроме того, собирается активно продвигать MS CRM. Планы приобретения новых клиентов за пределами рынка электроэнергетики вынашивает и «ИТ Энерго-Консалт», работающий с системой SAP.
Специалисты компании CIFT отмечают, что развитие компетенции заказчиков привело к появлению спроса на услуги внешнего консультанта при выборе и внедрении ERP. В то время как на Западе уже отдали предпроектный консалтинг на аутсорсинг, наши прибегают к помощи самих поставщиков. А это дополнительные риски, поскольку передача права выбора своей ИТ-службе тоже не означает, что решение будет принято объективно. В 2007 г. CIFT сделал такой проект для пермского автохолдинга «Машинный двор».
Сегмент автоматизации складского хозяйства развивался очень высокими темпами. Номинально число участников за год утроилось. К местному игроку «ДатаКрат» прибавились филиалы компаний «Солво» и «КОРУС Консалтинг» (официально еще не открыт). А вот число проектов росло медленнее. В Свердловской области «ДатаКрат» сейчас ведет работы только по автоматизации склада компании «Электроизделия» — остальные проекты находятся в Центральном и Северо-Западном округах. «КОРУС Консалтинг» летом завершил автоматизацию логистического оператора «Кинетика» и, по информации «ДК», в настоящее время выполняет проект в компании Brozex. Известно о том, что заключили контракт ANT Technologies и «КРЕДОС», «Парус» автоматизировал склад компании «ПакЛайн».
Проектов в этом году не больше, чем в прошлом. По мнению АЛЕКСЕЯ ШУВАЕВА, руководителя отдела автоматической идентификации компании «ДатаКрат», причина тому — недостаток компетенций местных предприятий, управляющих складами: они, по сути, сдают в аренду площади, а не предоставляют логистические и складские услуги, потому и в автоматизации не заинтересованы. Торговые же сети, которые по планам должны были массово строить распределительные центры, на практике предпочитают вкладываться в запуск новых магазинов. «Ритейл задумывается об ИТ-решениях, только когда падает рентабельность. А она пока еще превышает рентабельность мирового уровня. Активно технологиями автоматизации складов и логистики интересуются дистрибьюторы, промпредприятия, у которых есть крупные склады снабжения производств. Они первыми будут генерировать основной спрос на нашем рынке, и только после них — уже ритейл», — констатирует г-н Шуваев.
Напряженность словесных баталий и дискуссий по поводу эффективности и необходимости внедрения CRM-систем в этом году приутихла. Бизнес-сообщество уяснило место и роль системы управления отношениями с клиентами. CRM-функционал стал появляться почти по умолчанию во многих 1С-проектах. Растет число крупных внедрений. К примеру, осенью было анонсировано сотрудничество московской компании Soft Master и издательского дома «АБАК-ПРЕСС». С помощью столичных специалистов ИД планирует внедрить во всех своих коммерческих подразделениях Microsoft Dynamics CRM — это будет один из крупнейших проектов в стране. Только пилотное внедрение рассчитано на 50 рабочих мест.
В целом же, считает ОЛЕГ АГАПОВ, директор компании «Альфа-Информ», на рынке выросли требования клиентов к базовому функционалу CRM-систем: «Заказчики все чаще приходят с готовыми и прописанными бизнес-процессами в сфере продаж, маркетинга и сервиса, четко поставленными задачами и критериями успеха проекта. Существенно снизилось количество проваленных проектов на рынке». Для компании «Альфа-Информ» крупнейшим проектом стало внедрение Terrasoft CRM на Уральском компрессорном заводе. Автоматизировано 50 рабочих мест, а стоимость доработок превысила цену самих лицензий. Это обусловлено тем, что функционал «залезает» на классический ERP.
Агентство недвижимости «Метрополия» также выбрало Terrasoft CRM. Другое агентство недвижимости — «Восточное» — предпочло решение от компании NAUMEN.
Одной из примет CRM-рынка специалисты называют повышение интереса к корпоративным call-центрам и их связке с прочими управленческими системами на фоне роста среднего чека и вообще размера компании-заказчика.
Рынок документооборота рос достаточно прогнозируемыми темпами. В этом году было заявлено о нескольких крупных проектах. Компания «Деком» завершила автоматизацию делопроизводства в филиале «Почты России», а АСП начала проект по внедрению СЭД в Пермской городской думе, компания «Метамодель» занялась проектом на Каменск-Уральском металлургическом заводе, а «ФИНЭКС-Качество» поставила документооборот в «Инженерный центр энергетики Урала» (1300 пользователей в системе Directum). АЛЕКСЕЙ ЛЕЙБМАН, руководитель департамента программных решений «Деком», констатирует, что растет спрос не просто на покупку СЭД, а на сопутствующие консалтинговые услуги: «Мы отмечаем увеличение обращений в компанию. Основная часть обратившихся становится реальными клиентами. Это значит, что обращения стали более осознанными, меньше стало любопытствующих».
Активно рос спрос и на другие бизнес-системы, например на системы управления проектами. Компания CIFT осуществила проект по автоматизации на платформе Microsoft Project Server 2007 проектного офиса Сталепромышленной компании, который уникален еще и тем, что заказчиком выступила территориально распределенная компания с офисами как в России, так и за ее пределами.