Подписаться
Курс ЦБ на 26.11
103,79
108,87

У бизнесменов возник интерес к детской теме

Чем вызван всплеск на рынке услуг и товаров для будущих мам и детей Как сделать детский магазин более популярным Как выстраивают свои программы школы для беременных и для детей   эксперты: Алена Ан

Последние несколько лет в Екатеринбурге активно развивается рынок товаров и услуг для малышей и будущих мам: открываются новые магазины, растет число школ для беременных и для малышей, открываются мини-садики и т.д. Специалисты утверждают, что столь бурное развитие связано не только с ростом рождаемости и улучшением благосостояния населения, но и с повышением потребительской культуры екатеринбуржцев. Поэтому даже при спаде темпов рождаемости предприниматели смогут найти своего клиента, прогнозируют эксперты.

Чем вызван всплеск на рынке услуг и товаров для будущих мам и детей

Как сделать детский магазин более популярным

Как выстраивают свои программы школы для беременных и для детей

 

эксперты:

Алена Анисимова

начальник розничной торговли сети магазинов «Счастливые ожидания»

Наталья Балагурова

директор сети магазинов «Девять плюс»

Елена Воронцова

руководитель мини-садика

Антон Канухин

директор магазина «Привереда»

Наталья Князева

директор межрегиональной компании «Молодая мама»

Владислав Ковалев

главный гинеколог Свердловской области

Александр Конев

директор магазина «Ваш малыш»

Наталья Корякова

руководитель центра «Обыкновенное чудо»

Лариса Пошатская

генеральный директор салона «Кенгуру»

Лариса Рожкова

директор магазина Premaman

Лариса Скоробогатова

руководитель направления школы «Кенгуру»

Каринэ Татосьян

арт-директор компании Di mama

Инна Федорова

директор магазина «Колыбелька»

Мария Хигер

руководитель подразделения школы «Согласие»

 

емографическую ситуацию в Екатеринбурге в последние несколько лет многие называют беби-бумом. Хотя специалисты стараются избегать такого громкого термина, отдавая предпочтение фразе «рост рождаемости». Но как бы ни называли происходящее, суть одна: рожать стали больше. Если в 2000 г. на тысячу человек в городе приходилось 8,3 новорожденных, то в 2004 г., по информации управления здравоохранения администрации Екатеринбурга, этот показатель достиг 11,3. Некоторые родители заводят второго, третьего ребенка, в отдельных семьях речь идет даже о пятом.

От Екатеринбурга не отстают и районные города. Главный гинеколог Свердловской области Владислав Ковалев привел такие данные: с 1999 по 2004 гг. число новорожденных в регионе увеличилось с 8,2 до 10,7 на тысячу человек. Цифра превышает общероссийские показатели. «Для Свердловской области — урбанизированного региона с развитой инфраструктурой, промышленностью и наукой — это нехарактерно. Как правило, в таких областях рождаемость ниже, чем в сельскохозяйственных регионах», — добавил г-н Ковалев.

Беби-бум породил бум на потребительских рынках: за последние полтора-два года количество магазинов детских товаров увеличилось почти на треть, активно развиваются школы подготовки к родам, образовательные центры для малышей.

Рынок товаров для детей растет

Одной из основных причин роста рождаемости специалисты называют улучшение благосостояния населения и появление уверенности в будущем. Детей заводят женщины в возрасте 30-40 лет и старше, достигшие определенного материального уровня. По словам Владислава Ковалева, эти женщины откладывали рождение ребенка из-за сложной экономической ситуации 90-х гг. Рождаемость увеличивалась и за счет того, что репродуктивного возраста достигли «дети 80-х» — те, кто родился в предыдущий беби-бум. Некоторые эксперты говорят и о том, что свою роль играет мировая мода на беременность, которую активно поддерживают российские и зарубежные СМИ.

Рост рождаемости вместе с увеличением благосостояния населения вызвал большой спрос на детские товары и товары для беременных. Екатеринбургские предприниматели не заставили себя ждать и вышли в не слишком заполненную доселе нишу с массой предложений. Только в прошлом году в городе открылось сразу несколько детских магазинов и магазинов для беременных — Banana-mama, «Кенгуру», Premaman, «Колыбелька», «Все для будущих мам» в ТЦ «Столица» и т. д. Нынешней осенью в Екатеринбурге начали работать «Привереда», «Премиум Кидс». Заявил об открытии интернет-магазин www.detsky-mag.ru. В планах участников рынка создавать новые торговые точки в разных районах города.

Детская тема становится популярной не только в товарной сфере, но и в сфере услуг. Детская филармония проводит «Концерты в ползунках», «4 канал» запустил в эфир передачу «Растем вместе», среди газет и журналов появились издания, ориентированные на молодых родителей — «Мои дети», «Детский центр», «Я — мама».

Многие предприниматели, а точнее, предпринимательницы (таких большинство), работающие с детской сферой, признались, что обратили внимание на этот рынок, когда сами родили ребенка и ощутили дефицит необходимых товаров и услуг. Опираясь во многом на собственный родительский опыт и свои потребности, они стали создавать центры для малышей, школы для будущих мам, мини-садики и магазины детских товаров.

Наиболее востребованы детские товары в среднем ценовом сегменте

Как сообщили в комитете по товарному рынку Екатеринбурга, сейчас в городе работает 41 детский магазин. По данным детско-родительского сайта eka-mama.ru, их несколько больше — на торговле детской одеждой, обувью, игрушками и другими товарами для детей специализируется 61 магазин, в том числе детские секции в торговых центрах. Это не считая восьми магазинов-складов, предлагающих такой товар. Фирмы, работающие на рынке товаров и услуг для детей, ориентированы на разные категории потребителей. На клиентов с высоким достатком рассчитаны «Кенгуру» и «Премиум Кидс», на средний класс — Premaman, «Колыбелька», «Привереда» и др. Покупатели с низким доходом выбирают товары в основном на рынках и в традиционных магазинах типа «Семья», «Буратино», «Детский мир». Лариса Рожкова, директор магазина Premaman, отметила такую особенность: екатеринбургский средний класс — основные клиенты большинства возникающих магазинов и школ для будущих мам и для детей — еще не научился выделять из всего многообразия свои магазины, т.е. подходящие по уровню цены и качества товаров и услуг. «Наш средний класс может пойти за покупками и в «Кенгуру», и в Banana-mama. В Екатеринбурге Premaman приходится конкурировать с магазинами, работающими в другой ценовой аудитории и с другим ассортиментом. Хотя по рыночным критериям прямых конкурентов в том же сегменте, что Premaman, в городе нет», — поясняет г-жа Рожкова.

Еще одна тенденция на рынке — рост требовательности потребителя и, как результат, повышение спроса на более дорогие товары и услуги, на более широкий ассортимент. Лариса Рожкова уверена: «Период от рынка к магазину мы прошли. Теперь настал новый период, когда из магазина рыночного мы переходим к цивилизованному. Потребителю уже хочется получать полную и достоверную информацию, хорошие услуги, качественные товары и иметь более широкий выбор».

Эксперты полагают, что появление магазинов, предлагающих элитные марки товаров для детей («Кенгуру», «Премиум Кидс»), свидетельствует не столько о росте потребности покупателей в товарах высокого уровня, сколько об общей для рынка тенденции к росту спроса на товары хорошего качества. Популярность приобретают товары отечественных производителей, поскольку при высоком качестве цена на них остается доступной. К примеру, руководство недавно открывшегося магазина «Привереда» сделало ставку на одежду отечественных марок «Этти Детти» и «Шалуны». Антон Канухин, директор магазина, признался, что решил открыть «Привереду» потому, что ему было сложно подобрать хорошую одежду своему маленькому ребенку: «Рынок насыщен детскими магазинами, которые предлагают одежду выше среднего или ниже. Не каждая мамочка готова выложить большую сумму на детскую одежду, тем более что дети быстро растут. Дефицит существует на рынке для среднего покупателя». По этой же причине — дефицит детских товаров для потребителя среднего класса — Лариса Рожкова решила открыть магазин Premaman.

Многие детские магазины работают в формате супермаркета, предлагая все, что может пригодиться молодым родителям: от игрушек, белья и одежды до медикаментов («Ваш малыш», Premaman, «Кенгуру», «Девять плюс» и др.). Есть магазины, специализирующиеся на одном виде товара. Скажем, «Привереда», «Премиум Кидс», «Санетта» торгуют только одеждой и обувью, а в «Играем вместе», «Витаминке» и «Элти-Кудиц-Урал» представлен исключительно игрушечный ассортимент. При этом все компании стараются предлагать товары для разных возрастных категорий, начиная от новорожденных и заканчивая подростками. Инна Федорова, директор магазина «Колыбелька», полагает, что таким образом можно существенно увеличить аудиторию и «воспитать» постоянных клиентов. «К примеру, мы расширили свой ассортимент товарами для детей до 7 лет, хотя изначально ориентировались на беременных и детей раннего возраста», — добавила г-жа Федорова.

По словам директора магазина «Ваш малыш» Александра Конева, увеличивается и спрос на одежду для новорожденных и малышей до года: за 12 месяцев он вырос примерно на 30%. Антон Канухин предполагает через некоторое время создать магазин, который бы предлагал более расширенный ассортимент товаров для грудничков. Хотя при спаде рождаемости эта тенденция должна измениться.

С ростом конкуренции на рынке предприниматели начинают активно разно­образить ассортимент, привозя товары тех марок, что еще не представлены у конкурентов, и борются за увеличение лояльности клиентов, предлагая различные дополнительные услуги. Скажем, в магазине «Ваш малыш», зная о примете не покупать вещей ребенку до его рождения, предлагают будущим родителям выбрать необходимый товар и выкупить его уже после того, как ребенок появится на свет. В Banana-mama существует система сертификатов на покупку. В Premaman предлагают составить список желаемых подарков ребенку: родственники и друзья молодых родителей, придя в магазин, могут выбрать из списка товар по своему карману. Практически все магазины сотрудничают с различными центрами и школами развития малышей, организуют детские праздники. Магазин «Ваш малыш», кроме того, предлагает услуги детского врача-диетолога. В Premaman пошли еще дальше и, учитывая потребность молодых родителей в информации о том, как воспитывать ребенка и как за ним ухаживать, взяли на себя часть функций центров развития и школ для молодых мам. Здесь регулярно проводятся лекции и консультации с врачами, психологами, педагогами и другими специалистами. Ноу-хау Premaman можно назвать «ляличные сказки» — продавцы читают маленьким детям, приходящим в магазин, развивающие сказки, которые сами сочиняют. По мнению г-жи Рожковой, это помогает получить лояльных клиентов и позволяет продавцам лучше познакомиться с покупателями, что необходимо для работы в детском магазине.

Повышается спрос на товары для беременных

Активно развивается и рынок товаров и услуг для беременных. Современные екатеринбурженки уже готовы выкладывать крупные суммы, чтобы хорошо выглядеть в относительно короткий период беременности. В городе появились магазины, делающие ставку на товары премиум-класса. Скажем, элитные европейские марки одежды для будущих мам и для детей продвигает «Кенгуру» — сеть магазинов, работающая на российском рынке уже 9 лет. Екатеринбургский салон «Кенгуру» — 18-й в стране. По словам гендиректора салона Ларисы Пошатской, спрос на одежду высокого класса растет. Популярностью пользуется как повседневная одежда, так и спортивная и даже парадно-выходная.

Увеличение спроса на более качественную и дорогую одежду отмечают и участники рынка, работающие в среднем и низком ценовом сегменте. Руководители практически всех школ для родителей, магазинов для будущих мам сходятся во мнении, что современная женщина стала иначе относиться к беременности. Ей хочется наслаждаться этим периодом жизни. «Наш бизнес напрямую зависит от культуры потребления, — говорит арт-директор компании Di mama Каринэ Татосьян. — Сейчас все больше женщин стремятся быть красивыми во время беременности и покупают специализированную одежду хорошего качества. Поэтому спрос на наш товар останется, даже если уменьшится количество беременных в целом». Di mama уже четыре года специализируется на производстве товаров для будущих мам. За это время, по словам г-жи Татосьян, обороты компании выросли примерно в десять раз. Свою продукцию Di mama распространяет через фирменный магазин в одном из торговых центров города и через сеть магазинов «Девять плюс». Сейчас в планах арт-директора компании расширить ассортимент производимого товара. Di mama собирается выпускать не только повседневную одежду (костюм из брюк и блузки стоит в среднем около 1 тыс. руб.), но и более дорогую праздничную. «Раньше большинство посетительниц покупали одну-две вещи на весь период беременности. Теперь они стремятся приобрести целый гардероб, включая нарядную одежду», — пояснила г-жа Татосьян.

По данным экспертов, сейчас в городе работает более десяти магазинов, торгующих одеждой и бельем для беременных. Их количество постоянно увеличивается. Алена Анисимова, начальник розничной торговли сети магазинов «Счастливые ожидания», утверждает, что за три года, которые ее компания проработала на рынке, число магазинов в этом сегменте выросло в три раза. Предприниматели не сомневаются в перспективности этой сферы рынка. Те же «Счастливые ожидания» намерены и дальше развивать в Екатеринбурге свою сеть. Сейчас у них в городе три магазина. «Наша цель — открыть магазины в каждом районе Екатеринбурга», — говорит г-жа Анисимова. Следующий магазин «Счастливые ожидания» откроется уже в декабре этого года.

В успешности такой стратегии — развитие сети, специализирующейся исключительно на товарах для беременных, — сомневается директор магазинов «Девять плюс» Наталья Балагурова. «Отдельный магазин для будущих мам невыгоден, должен быть дополнительный ассортимент», — полагает она. Магазин «Колыбелька» вообще в свое время отказался от этой группы товаров, сосредоточившись на детском ассортименте. «Одежда для беременных не востребована, — пояснила Инна Федорова. — Есть высококачественная одежда, но она дорогая. Не каждая женщина может себе позволить купить ее на те три месяца, когда в ней есть необходимость. А дешевая одежда не соответствует запросам покупателей по качеству».

Число центров для будущих родителей и для детей выросло в три раза

Компании, предлагающие образовательные, психологические, информационные услуги для молодых родителей и детей, появляются на рынке с завидной регулярностью. Еще лет семь назад найти в городе центры подготовки к родам было сложно. Говорить же о школах для полугодовалых детей и вовсе не приходилось. Сейчас на этом рынке работают центры «Лада», «Молодая мама», «Обыкновенное чудо», «Кенгуру», «Чудо жизни», «Радуга» и другие.

Существовавшие ранее центры образования начали снижать допустимый возраст своих учеников до шести месяцев. К примеру, компания «Согласие», работающая на рынке более 10 лет и предлагавшая услуги для детей от трех лет, два года назад начала развивать свою школу для будущих мам и детей до года.

По мнению руководителей различных компаний, на развитие их сферы деятельности повлиял не столько беби-бум, сколько изменение культуры и менталитета родителей. Женщина стремится больше общаться, вести более активный образ жизни во время беременности — растет ее потребность в центрах для беременных. Как считает генеральный директор межрегиональной компании «Молодая мама» Наталья Князева, спрос на подобные услуги растет и благодаря увеличению доли осознанного родительства: «Все чаще встречаются пары, которые планируют беременность заранее. Будущие и молодые родители стремятся быть более информированными в период беременности и в период развития и роста ребенка». Руководитель центра «Обыкновенное чудо» Наталья Корякова связывает возросший спрос на услуги школ для малышей и центров для будущих мам с ростом психологической культуры населения в целом. «Современные родители научились задавать вопросы не только доктору, но и психологу», — говорит г-жа Корякова. Вторая причина, по ее мнению, — увеличение занятости родителей. Отсутствие достаточного количества времени и сил на самостоятельное развитие ребенка заставляет их обращаться за помощью в специальные центры. Огромную роль играет и появление новых научных представлений о возможностях детей разных возрастов. При этом СМИ активно популяризируют подобные научные достижения. «Исследования показали, что возможности ребенка до рождения колоссальны. Современные родители хотят воспользоваться этим и повлиять на развитие ребенка еще в утробе», — поясняет г-жа Корякова.

Большинство центров стремятся к универсальности. Они выстраивают программы так, чтобы, придя в центр беременной, женщина ходила туда до тех пор, пока ребенку не исполнится 16. Многие руководители центров и школ признаются, что их клиенты сами просят создавать новые программы, когда дети вырастают из существующих.

Во многих центрах представлены программы для подготовки к родам, фитнес как для мам, так и для малышей, развивающие программы, иностранные языки, подготовка к школе и т. д. Некоторые шагнули дальше и стали предлагать программы, казалось бы, совсем далекие от основной деятельности центров. К примеру, «Кенгуру» сейчас развивает программу «Дизайн детской своими руками». В ближайших планах Ларисы Скоробогатовой, одного из руководителей маминой школы «Кенгуру», организовывать праздники для малышей до года и старше со сценарием, соответствующим возрасту. Также в перспективе школа «Кенгуру» планирует развивать направление для женщин, включающее косметические и парикмахерские услуги, помощь в профессиональном плане и т.д.

Помимо образовательной функции и психологической поддержки, школы частично позволяют удовлетворить потребность в яслях и садиках, число которых за последние десять лет сократилось. «В детские сады ребенка берут, как правило, с трех лет. Да и то устроиться туда сложно. А вот для детей до трех лет образовательные учреждения не предусмотрены. Но ведь потребность в них есть, так как многие мамы работают и не могут сидеть с ребенком дома до трех лет», — отметила Мария Хигер, руководитель подразделения школы «Согласие».

По той же причине активно начали развиваться мини-садики. Елена Воронцова, руководитель мини-садика, говорит о том, что пока этот рынок весьма неорганизован: «Большинство мини-садов — обычная двухкомнатная хрущевка, совершенно не адаптированная к формату детского сада. В ней живут сами хозяева, их кошка или собака. Для развития детей — несколько китайских игрушек, в обед дают тушенку или сосиски. В качестве воспитателя выступает бабушка, бравирующая 30-летним стажем в советской системе образования». Сама г-жа Воронцова организовала свой сад в специально купленной для этого
2-комнатной полнометражной квартире. С группой из восьми детей занимаются нанятые педагоги. В декабре г-жа Воронцова собирается открыть еще один мини-сад. По ее словам, сейчас растет спрос на мини-сады за городом — их организуют в коттеджных поселках. «Но только для своих», — добавила г-жа Воронцова. Есть спрос и на выездные сады для малышей в летний период.

Возникновение большого количества компаний, предоставляющих некачественные услуги, — одна из основных проблем развивающегося рынка услуг для будущих мам и маленьких детей. Это отмечают многие крупные представители рынка. Хотя по их прогнозам постепенно рынок должен стабилизироваться. «В связи с ростом рождаемости открылась новая ниша. Приступая к организации бизнеса в этой сфере, предприниматели руководствуются не какими-либо социологическими и маркетинговыми исследованиями, специализированным образованием и стажем работы в этой отрасли, а собственным родительским опытом. Столкнувшись с множеством трудностей на пути становления бизнеса, непрофессионалы уйдут и останутся сильнейшие», — отмечает Наталья Князева. Елена Воронцова также сделала предположение, что в будущем на рынке проще будет выживать сетевым структурам.

Самое читаемое
  • Могут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений КоганМогут ли власти заморозить вклады россиян? — Евгений Коган
  • В центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера ДацюкаВ центре Екатеринбурга построят 30-этажный отель. Это проект бизнес-партнера Дацюка
  • Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»Уволены гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева»
  • Старый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новомуСтарый смартфон на новый холодильник: ритейлеры посмотрели на трейд-ин по-новому
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.