У Екатеринбурга нет четкой модели развития
Говоря о проведении Всемирной выставки ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге многие представители власти и бизнеса заявляют о необходимости привлекать инвестиции и создавать новую инфраструктуру.
Но, как мне кажется, прежде чем планировать ЭКСПО, мы должны сформулировать новую модель развития самого города. Сегодня на повестке дня у мегаполисов мира, в том числе российских, стоит переход от промышленного развития к глобальной экономике. Для такого перехода нужна четко сформулированная модель, которая предусматривает все аспекты жизни — транспорт, работу, образование, культуру и т. д. У Екатеринбурга такой модели пока нет и нет даже проекта. Вероятно, в этом смысле подготовка к выставке ЭКСПО может стать одним из объединяющих общие усилия проектов.
Но хочу сразу предостеречь: ЭКСПО — это только инструмент. Если Россия выиграет заявку, то лишь в течение шести месяцев Екатеринбург будет жить совершенно по другим правилам — не так, как раньше. Полноценной моделью развития города ЭКСПО не станет, ведь основной вопрос — в том, что будет после выставки. Другие страны сталкивались с этим и смогли использовать наследие ЭКСПО во благо.
Говоря о новой модели для Екатеринбурга, я хотел бы остановиться на семи моментах, которые характеризуют город. Во-первых, он разрастается. И это неслучайно, ведь увеличивается и население. Сегодня на планете 7 млрд жителей, через несколько лет будет уже 10 млрд. По темпам роста Россия обгоняет США в два раза, при этом население европейских стран почти не увеличивается. Екатеринбург должен быть готов к демографическому скачку. Необходимо строить новое жилье. При этом центр Екатеринбурга должен остаться неизменным: здесь его история и культура. Это подводит нас ко второму пункту — лицу города. Оно у Екатеринбурга есть, в отличие, например, от одного из конкурентов на проведение ЭКСПО — Дубая, где, кроме аэропорта, и посмотреть особо нечего.
Момент номер три — это плотность населения. Тенденция XXI века такова, что чем меньше плотность, тем лучше. Население Екатеринбурга примерно сопоставимо с населением Барселоны или Манхэттена. При этом площадь Манхэттена составляет около 60 кв. км, а Екатеринбурга — более 100 кв. км. С этой точки зрения Екатеринбург более прогрессивен.
Четвертое — это необходимость создания новых общественных мест: площади, сады, бульвары — все это необходимо городу. Территория общественного использования должна не просто поддерживать трафик, а быть разно¬образной и интересной.
Пятое — Екатеринбург не может похвастаться мобильностью. Нужно грамотно распределять транспортные потоки и продумывать новые маршруты общественного транспорта. Трамвай, например, — это технология XIX века, но никак не XXI-го. Поэтому связывать будущее с этим видом транспорта, на мой взгляд, неправильно. Затраты на трамвайные линии и другое оборудование неоправданны. Я думаю, что очень скоро технологии совершат очередной скачок — и мы получим новый мобильный вид транспорта. Из этого вытекает и шестой тезис: в течение ХХ века мы думали только об индустриальном развитии экономики, но современная глобальная экономика отдает приоритет новым технологиям. В новом мире главное — это технологические достижения, деньги — второстепенны. И седьмое: Екатеринбург несет печать советского наследия, он до сих пор воспринимается многими как промышленный центр. При этом он мог бы стать и центром туризма, и логистическим центром, и студенческим городом. Нельзя сказать, что Екатеринбург не развивается в этих направлениях, но комплексных программ нет. Это проблема и других российских городов — они неэффективны.
Все эти тезисы нашли свое отражение в программе архитектурного и стратегического развития Екатеринбурга, которую я и моя команда готовим для правительства Свердловской области. Но это лишь видение со стороны, конечное решение — за представителями власти. На него может повлиять как бизнес-сообщество, так и обычные горожане.
Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Будущее города. Зачем бизнесу ЭКСПО-2020» 17 мая 2012 г.