«У меня нет юрлица, я не плачу налоги. Взятки полицейским — вот мои налоги!»
Пассажирские и грузовые перевозки, ремонтные работы, домашнее вино без акциза — на чем и сколько зарабатывают бывшие граждане СССР в России и почему эти деньги никогда не вернутся в экономику страны.
По данным ЦБ, в 2016 г. из России в страны СНГ было переведено $25,8 млрд. В топ-3 стран, согласно отчету Национального рейтингового агентства, вошли Узбекистан (158 млрд руб.), Таджикистан (111 млрд руб.) и Киргизия (99,6 млрд руб.). Но это официальные данные, в действительности суммы могут быть значительно больше.
Достоверно неизвестно, какое количество трудовых мигрантов работает в России без регистрации и трудоустройства, и в каких объемах вывозится за пределы страны заработанный мигрантами и нигде не учтенный «кэш». Эти деньги уже никогда не вернутся в экономику страны. Безвизовый режим для граждан СНГ имеет целый ряд ограничений, однако их нивелируют открытость границ, прежде всего автомобильных, и формальный контроль. В этом DK.RU убедился после встречи с предпринимателем из Молдавии, который на условиях анонимности рассказал о том, сколько нелегально зарабатывает в России.
Денису Т. 30 лет. Он родился и вырос в небольшом поселке в пригороде Кишинева. Школу бросил в старших классах — стал зарабатывать на ремонтах и стройках, чтобы прокормить семью. Затем занимался перевозками мяса из соседней Украины. В 2010 г. знакомый предложил вложиться в покупку автобуса и организовать рейс в Москву — отвозить сограждан на работу и обратно плюс доставлять корреспонденцию и посылки. Через два года Денис решил заниматься перевозками самостоятельно. Скопленных денег хватило на собственный микроавтобус, а наработанная база клиентов позволила зарабатывать с первого же рейса.
Микроавтобус совершает два рейса в неделю. На маршруте работают два водителя — сам Денис и нанятый им знакомый. Выручка в один конец варьируется от 40 до 100 тыс. руб. В месяц выходит порядка 500 тыс. Минус бензин, обслуживание и ремонт микроавтобуса (маршрут проходит через территорию Украины, зачастую по бездорожью — ремонт требуется почти после каждого рейса), а также зарплата второго водителя (25 тыс. руб.) — остальное остается на руках.
Денис оценивает свой ежемесячный заработок на перевозках примерно в 350-400 тыс. руб. В канун праздников удается заработать больше. Например, один рейс в конце декабря 2016 г. принес более 200 тыс.
Бывший партнер Дениса продолжает работать на том же маршруте и также совершает еженедельно два рейса. Денис рассказывает: для того чтобы обеспечить лояльность клиентов, он забирает их прямо от дома и доставляет до места работы в Москве — бывший партнер таких условий не предлагает. Всего, по его оценкам, в столицу России из разных частей Молдавии с разной регулярностью приезжает не менее 10-15 микроавтобусов. Но серьезной конкуренции между ними нет — пассажиров и корреспонденции хватает на всех перевозчиков.
Денис не имеет зарегистрированного юрлица ни в России, ни в Молдавии. Но регулярно платит взятки — их он называет «налогами». Только дорожным полицейским за одну поездку «выплачивается» по 2-3 тыс. руб. Российский полицейский соглашается отпустить микроавтобус без досмотра и проверки документов пассажиров в среднем за 500 руб., на Украине и в Молдавии — за 250 руб. Со многими полицейскими он знаком уже много лет.
В Молдавии Денису приходится приплачивать местным чиновникам: суммы он не называет, но говорит, что они «не критичные». В России с вопросами о нелегальном извозе к нему никто не обращался.
Кроме перевозок Денис занимается ремонтами квартир и коттеджей в Москве и ближайшем Подмосковье. «Курирует» это направление его супруга, которая еще на родине освоила азы отделочных работ.
Ремонтами Денис занялся случайно. В дни между рейсами искал подработку и подрядился вывозить на своем микроавтобусе строительный мусор. Заказчиками выступали, как правило, его соотечественники. Они и привлекли его к работам на нескольких объектах в качестве электрика. Сформировав собственную бригаду, Денис подал объявления в несколько подмосковных газет — и так получил первых заказчиков. Затем стало работать сарафанное радио.
В отличие от перевозок, падение курса рубля в конце 2014 г. серьезно ударило по ремонтному бизнесу. Количество заказов сократилось вдвое — сейчас бригада Дениса параллельно ведет работы на двух-трех объектах в месяц. В среднем на ремонте квартиры или дома в 100 кв. м удается заработать от 600 тыс. руб. (стандартный ремонт) до 800 тыс. руб. («евроремонт»). Всего около 1,3 млн руб. в месяц.
Минус расходы на инструменты, аренду гаража для хранения оборудования и зарплату рабочим (пять человек по 25 тыс. руб. каждому) — остается примерно миллион.
На снижение заказов повлияло не только ослабление рубля. Денис говорит, что россияне стали внимательнее подходить к выбору подрядчиков из Молдавии. В разгар кризиса из этой страны хлынул поток мошенников — так называемые «черные бригады». Они действуют по одному сценарию: входят в доверие, получают аванс, приступают к работе, но спустя пару дней навсегда исчезают. Впрочем, уверяет Денис, молдаване на строительном рынке всегда котируются выше, чем выходцы из других стран СНГ.
Иногда Денису удается подзаработать на перепродаже сантехники, дверей и стройматериалов, которые заказчик определяет в утиль. Если состояние удовлетворительное, то может поставить ванну или душевую кабину другому своему заказчику под видом новой, а деньги, выделенные на покупку, оставить себе. «Неликвид» сбывается владельцам торговых точек на рынках в Молдавии.
Однажды Денис получил заказ от владельца особняка на Рублевке. В особняке только-только сделали ремонт, но он не удовлетворил заказчика. Бригаде Дениса было поручено демонтировать все — от кафеля до люстр и шкафов и сделать ремонт заново, по другому проекту. Все отделочные материалы и мебель Денис вывез в Молдавию и обставил собственный дом.
В 2016 г. Денис познакомился с фермером, который занимается производством домашнего вина. Свою продукцию он оценивал в 30 руб. за литр. Денис взял на пробу 100-литровую канистру — «для своих» в Москве. И за один день продал все — по 100 руб. за литр. Теперь в неделю он привозит по 300-400 литров, в зависимости от загруженности машины, а сбывает не только соотечественникам, но и поставляет в некоторые рестораны. В этом новом для себя виде деятельности Денис видит большой потенциал.
Таким образом, по его подсчетам, в месяц удается зарабатывать в среднем 1,3-1,5 млн руб. Большая часть заработанного конвертируется в доллары и евро, «кэш» переправляется в Молдавию.
В родном селе он приобрел землю, выстроил коттедж — в нем живут двое его детей под присмотром бабушки. В гараже стоят две иномарки.
Денис снимает «двушку» в одном из ближайших к Москве сателлитов. Недвижимость в России приобретать не планирует, Европа его привлекает больше. Недавно он подал заявку на получение гражданства в Румынии — там живут его родственники. Если все получится, то вскоре он станет гражданином Евросоюза и сможет перевести туда свой бизнес. Но для этого придется еще поработать в России, чтобы скопить достаточно денег, ведь в Европе дела придется вести «в белую». Сколько для этого потребуется средств, он пока точно не знает (признается, что еще не считал), но по прикидкам — еще лет пять-семь.