«У моего друга есть ресторан, а у меня нет. Чем я хуже»? Как благие цели приводят к краху
«Нам внушают, что нужно ставить большие цели. Нам говорят, что большие цели заряжают большой энергией. И вот мы теряем связь с реальностью и занимаемся сизифовым трудом», — Константин Попков.
Константин Попков, эксперт по межкультурным бизнес-коммуникациям, создатель проекта «Публика моя»:
«Опять бью мимо, хоть цель близка...» А.Малинин
— Почему цели не выполняются, а планы рушатся?
Потому что цели нечетко прописаны, а планы недостаточно конкретны? Ха-ха. Мы верим в это догму настолько, что даже не пытаемся подумать, кто вообще это придумал и работает ли это в реальной жизни.
Нам внушают, что нужно ставить большие цели. Обязательно большие! Нам говорят, что большие цели заряжают нас большой энергией, а маленькие вообще не заряжают. И вот мы начинаем думать о больших целях и из-за этого теряем связь с реальностью и витаем в облаках со своими грандиозными планами.
А дальше происходит как с наркоманами: вначале выброс дофамина в мозг от «захватывающей картинки будущего» (ведь нам говорят, что непременно надо увидеть себя уже выполнившим свою большую цель), приходит воодушевление, поднимается уровень энергии и настроения…
А потом, а потом все уходит. Потому что теперь надо работать. А работать нет ни энергии, ни настроения.
И тогда нам говорят, что нужна какая-то система достижения целей. А в идеале — сообщество людей с такими же целями. И понеслось: люди пишут свои цели в соцсети, ходят на собрания людей с большими целями, декларируют свои цели, дают публичные обещания, руководители насаждают этот культ в своих компаниях («Что нас отличает от всех? Наши БООЛЬШИИЕ цели!!!). И что в итоге? А воз и ныне там.
Тогда нам говорят, что мало старался! Как же мало? Да я из кожи вон лез, чтобы выполнить Большую Цель. Надо идти на очередной тренинг или покупать очередную книгу про то, как заставить себя работать и выполнять свои «большие цели».
Но верхом индоктринации я считаю тех, кто предлагает выделить основные сферы жизни (а их окажется не меньше пяти) и поставить для каждой из них не менее 10 целей. Ну, все, ты попал! У тебя 50 больших целей и либо ты будешь жить с комплексом вины, что, мол, как же так, ходил на тренинг, цели ставил, а так все и заглохло, значит — лузер, либо надо проявить железную волю, взять себя в руки и каждый день в поте лица работать, работать и еще раз работать по непонятно кем и для кого придуманной методике, зарабатывая себе избыточное напряжение в нервной системе, усталость и психосоматику.
Почему не выполняются наши цели? Мало старался? Мой ответ — дело вообще не в стараниях. Более того, если на выполнение целей приходится затрачивать неимоверное количество времени и усилий, то стоит задуматься: а не сизифов труд ли я делаю?
Я вижу как минимум три самых распространенных сценария работы с целями.
1. Война план подскажет. Цели — не от хорошей жизни. Когда не я веду дело, а дело ведет меня. Предприниматель приходит к себе на предприятие, и понеслось! К нему идут с проблемами подчиненные — вот тебе и первая цель на день. Звонит поставщик, говорит, что товар застрял на таможне — вот еще одна цель: искать нового поставщика. Не хватает оборотных средств — вот еще цель: искать инвестиции. То есть цель в данном случае — и не цель. А вынужденная необходимость, реакция на проблему. И выполнение такой цели снимает какую-то проблему в лучшем случае, но ничего в нас самих, нашей жизни и нашем бизнесе не меняет.
К таким целям можно отнести и такие вещи как «открыть свой бизнес». Если реальная причина такого решения была в том, что не удалось найти работу по душе и нужда заставила пойти в предприниматели — то здесь ничего хорошего нас не ждет. Почему? Потому что подобные цели замешаны на страхе.
Помню, ко мне на консультацию пришла компания, занимающаяся продуктами питания. Они сказали: «Наша цель — увеличить продажи на 25%!» Я спрашиваю, мол, почему на 25, а не на 20 или 30? «Рынок растет на 25%, и чтобы нам не потерять нашу долю рынка, нам надо рвать когти. А еще надо удержать лучшие кадры, чтобы они не ушли к конкурентам», — ответили они.
Здесь же налицо страх! Страх потерять долю рынка, и лидер ставит цель — поднять продажи на 25%. Но в душе-то — страх потерять то, что есть. И этот страх будет сдерживать процесс перемен. Все равно что жать одновременно на газ и на тормоз.
Внутренний разлад в руководителе сделает его непоследовательным в управленческих решениях, и это будет порождать новые проблемы на предприятии.
А потом страх руководителя передастся сотрудникам. Сотрудники начнут искать новое место работы и пойдут устраиваться к конкурентам. И тогда осуществляется самый худший из страхов руководителя — и долю рынка потерял, и сотрудников потерял. Так, казалось бы, правильная цель может привести к губительным результатам.
А почему? Да потому что ценностью для этого руководителя было не развитие, не первенство, не лидерство, не азарт, а стабильность и безопасность, сохранить то, что есть. И, если бы он понимал, что цели должны опираться на ценности внутри него, то, скорее всего, поставил бы цель — сохранить лучшие кадры, укрепить команду, сплотить ее, повысить ее лояльность, выявить узкие места в процессах, нивелировать риски и т.д. Выбрал бы соответствующий стиль лидерства, и, скорее всего, его первоначальная цель — расти на 25% — выполнялась бы органично, без надрыва и стрессов. Тогда было бы соответствие того, что он действительно хочет, и того, что он делает.
Такая же экзистенциальная шизофрения наблюдается у тех, кто хочет открыть свое дело, чтобы иметь больше свободного времени. В этом случае ценности — свободное время, отдых, семья, друзья, увлечения. А на таком фундаменте бизнес не построишь.
Спросите любого предпринимателя, который в бизнесе хотя бы больше трех лет. На первом месте — дело, на втором — команда, а уже потом все остальное. Причина того, что 90% предпринимателей вылетают из бизнеса в течение первых трех лет, заключается в том, что цели берутся с потолка, и для них нет опоры в ценностях предпринимателя.
2. Цели от сравнения. Это еще один типичный сценарий «стремления к цели». У моего друга есть ресторан, а у меня нет. Я хочу ресторан, чем я хуже? И вот моя цель — открыть ресторан. Может, я и не разбираюсь в этом бизнесе, но вот уже и бизнес-план готов, и партнер с деньгами нашелся, и вот я уже горе-ресторатор. Или у моего друга есть дом, большой такой, с камином и бассейном. И я хочу, только еще больше. Неважно, что есть у друга (конкурента, врага, соседа и т.д.), главное — я захотел то же самое, только еще больше, в результате сравнения себя с ними. Зависть — двигатель прогресса!
И понеслось! Мы начинаем работать заряженные завистью (а зависть перерастает в неприязнь и ненависть), и это состояние будет отравлять процесс работы над целью, а самое главное — радость достижения будет недолгой.
Ведь в этом случае это была не наша цель, и пока мы к ней шли, мы жили жизнью не своей, а того парня, с кем мы себя сравнивали. Вот и говорят: «достиг цели, а радости нет», «устал от своего бизнеса». Как вообще можно устать от своего бизнеса, если это твое дело жизни, твой проект, твое детище? Только если он не твой, а чей-то. Если открыл ты этот бизнес, чтобы кому-то что-то доказать или не отстать от друзей или конкурентов.
Классика жанра, доводящая до трагедии, — это отчаянное стремление женщины выйти замуж только потому, что все подруги уже давно замужем. И каким тогда должен быть муж? Как у подруг, конечно, только еще богаче, успешнее и, по возможности, красивее. Или спортивнее, смотря кто муж у подруги, бизнесмен или спортсмен. Чтобы не отставать от подруг. А потом та же песня: «все мужики одинаковы» и «глаза бы мои его не видели». Ведь что такое цель? Цель — это выбранный и запланированный результат деятельности. Ключевое слово — выбранный. Мой выбор. Мой, а не друзей, врагов, подруг или бизнес-тренера по успеху номер один во всем мире на земле. Выбор по правилу три О — осознанный, осмысленный, ответственный.
3. Третий сценарий — органичный рост (без надрыва и фанатизма). Где же искать цели тогда? Их вообще не надо искать! Ценности и принципы подскажут в любой ситуации и правильную цель, и оптимальный путь к ней.
Наши ценности, глубоко и давно сидящие в нас представления о хорошем, правильном, должном и нормальном, могут помогать нам, а могут и очень сильно мешать.
Мы остаемся во власти своих ценностей, если не осознаем их. Самые незначительные, казалось бы, изменения на уровне ценностей влекут за собой очень значительную смену жизненного курса. Поэтому лидеру нужна ясность в отношении своих ценностей. Мы можем ставить любые великие цели перед собой, но реализуются лишь те из них, что имели опору в наших ценностях. Остальные же так и останутся благими намерениями в лучшем случае. В худшем будут вызывать стресс и усталость, усиливать комплексы, неудачи и психосоматику.
Ценности — это внутренний компас, который в любой ситуации указывает, куда надо двигаться. Вместо накрутки себя, «самомотивации и самоменеджмента», титанического и чаще всего сизифова труда по постановке и достижению целей приходит интуиция — очевидность правильного пути в каждой конкретной ситуации.
Ценности очень устойчивы, так как формировались у нас годами, а то и в течение всей истории человечества, как, например, вечные ценности. Это ориентиры, которые не могут быть достигнуты и исчерпаны. Это направляющие векторы, а цели и задачи — лишь отрезки на этих векторах. Более того, цели могут в какой-то момент стать неактуальными, а ценности всегда остаются с нами. Цели, навязанные обществом и даже бизнес-сообществом, могут существенно ограничивать потенциал и возможности лидера.
Гораздо важнее знать свои ценности, знать, кто я и кем я хочу быть. Особенно важно решить, кем я точно не хочу быть и что я точно не хочу в жизни делать. А дальше нужно быть открытым ко всем перспективам и возможностям для максимальной реализации этих целей.
Посудите сами, самые большие наши достижения и счастливые события нашей как профессиональной, так и личной жизни стали результатом не постановки целей и борьбы за них. Вспомните, как вы встретили любовь своей жизни, открыли свой самый прибыльный бизнес, устроились на работу в компанию своей мечты и т.д. Это были «черные лебеди», как сказал бы Нассим Талеб, внезапные непредвиденные события. Это был увлекательный процесс, когда мы были в гармонии со своими ценностями и точно сами знали, чего хотим и для чего. И мы точно знали, что этот тот самый человек, та самая возможность, та самая компания. Это и есть точка опоры. И тогда мы можем сдвинуть землю с места.