Уберите чиновников от электронных торгов
Никита Баранов заместитель генерального директора «СКБ Контур» Электронные торговые площадки (ЭТП) разного уровня и масштаба появились по всей стране 1 января 2006 г., когда вступил в силу закон
Никита Баранов заместитель генерального директора «СКБ Контур»
Электронные торговые площадки (ЭТП) разного уровня и масштаба появились по всей стране 1 января 2006 г., когда вступил в силу закон о госзакупках. Однако без должного контроля меньше коррупции не стало. Сайт в Интернете, куда государственные учреждения стали выкладывать заявки, проблемы не решил — заказчики, незнакомые с законом о госзакупках, правил не соблюдали, а процесс торгов никто не отслеживал. В результате появилось множество вариантов обмана.
Самый известный — ввод заказа частично английскими буквами или использование многоточия (были даже варианты нецензурных названий конкурсов). Иногда с участников аукциона собирали аванс, затем аукцион отменяли, и основная часть свои взносы забирала. После чего аукцион в короткие сроки возобновлялся, но допускались только «нужные» компании. Доказать какие-либо нарушения в электронной торговле очень сложно.
Получилось, что с переводом госзакупок в электронный формат стало только хуже. Государству пришлось вмешаться. В последние 1,5 года предпринималось много усилий, чтобы преобразовать рынок электронных торгов, сделав его более прозрачным. По итогам конкурса появились четыре московские площадки для госзакупок (Сбербанк-АСТ, ЕЭТП, РТС и ММВБ) и одна региональная (АГЗРТ в Татарстане), работавшие по единым правилам.
С 1 января 2010 г. на электронные торги перешли все федеральные заказчики. А с 1 января 2011 г. к ним присоединятся муниципальные и региональные. Упомянутые электронные торговые площадки объединят все заинтересованные стороны и помогут избежать сговоров. Торги здесь устроены так, что компании-участники заказчику неизвестны. Имя победителя ему сообщат по окончании аукциона. Независимость площадки гарантирует объективные результаты. За каждую сделку площадка получает с выигравшей стороны фиксированную сумму вознаграждения.
Электронная форма позволяет привлечь к выполнению заказа множество участников: в торгах могут быть задействованы компании со всей страны. Когда за каждый лот будет бороться 10-20 игроков, качество торгов приблизится к идеальному. Был случай, когда крестьянин выиграл тендер на поставку масла в пенитенциарное заведение и написал благодарственное письмо — раньше он и подумать не мог, что такое возможно.
Конечно, схемы, позволяющие обходить запреты, остаются. Заказ может достаться подставной фирме, максимально снизившей стоимость лота на аукционе. Получив аванс, она исчезает. Понятно, что эту фирму занесут в черный список — участвовать в других торгах она не сможет, но ее владельцам это не очень-то и важно. Или условия в конкурсной документации пропишут так, чтобы им соответствовал только один продукт или одна компания. С этим уже должны бороться антимонопольные органы.
У меня к электронным торгам тоже есть ряд вопросов. Например, не совсем понятно, почему чиновники выбирают ту ЭТП, где государственное ведомство размещает заказ. На мой взгляд, правильнее распределять бюджетные заказы между всеми пятью площадками.
Другой вопрос связан с работой удостоверяющих центров (УЦ) — неотъемлемых участников рынка электронных торгов. Они выдают сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), без которых вход на торги невозможен. Как владельцы удостоверяющего центра, мы столкнулись с конкретной проблемой. Если за срыв торгов площадка заплатит 7 млн руб., то ответственность для УЦ не прописана. Что будет, если проблема возникнет в его зоне ответственности (например, злоумышленник представит нам поддельные документы, по которым будет выдан сертификат ЭЦП, и торги будут сорваны)?
Зато есть положительные моменты. Услугами ЭТП уже пользуются частные структуры. За счет электронного тендера на продажу блоков мест в чартерных рейсах одна авиакомпания дополнительно заработала около $200 млн. Причем билеты для конечных потребителей дороже не стали — просто из цепочки исключили посредников. На мой взгляд, появление коммерческих компаний на электронных торгах — один из индикаторов эффективности системы. Для нас, крупнейшего коммерческого УЦ в стране, работающего с ведущими торговыми площадками, очевидно — с переходом госзаказа в электронную форму, число выдаваемых сертификатов ЭЦП выросло в 1,5 раза.
Мы видим — государство последовательно переводит бюджеты на электронные площадки. Уже сейчас антимонопольщики констатируют — цена на торгах уменьшается примерно на 10-12% в сравнении с тем, что было раньше. Если государственная политика не изменится, от этого выиграют все, кроме чиновников. Получить дополнительные доходы им будет намного сложнее.