«Убивайте свой бизнес или уходите с этой работы». Как справиться с выгоранием сотрудников
«Слишком много вокруг людей с погасшими глазами, работающих и живущих «на автомате». А я хочу видеть живых». Как специалисты и компании борются с профессиональным выгоранием / КЕЙСЫ.
Более половины сотрудников российских компаний испытывают профессиональное выгорание, говорится в исследовании СК «АльфаСтрахование». За текущий рабочий год 57% опрошенных испытывали такие симптомы, как эмоциональное истощение (чувство безразличия и изнеможения), развитие негативного отношения к коллегам и клиентам, потерю профессиональной уверенности в себе. 56% респондентов признались, что за последний год не раз задумывались о смене работы, а 3% находятся в ее активном поиске.
При этом 50% «выгорающих» постоянно задерживаются в офисе, 34% работают в выходные, 24% страдают от однообразных задач. Пик профессионального выгорания приходится на четвертый год работы в компании (47%), а меньше всего ему подвержены те сотрудники, которые работают первый год (5%) и десятый год (7%).
Поводов для выгорания может быть масса: нереализованные амбиции сотрудника, усталость от однообразия задач, трудности с коллективом, сложности в общении с начальством, недооцененность, боязнь ответственности, слабая финансовая мотивированность и другое, говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» группы «АльфаСтрахование».
«Для борьбы с постепенно накапливающимся негативом начальству необходимо вести диалог с сотрудниками, не ограничивать общение раздачей заданий и анализом допущенных при его выполнении ошибок», — советует эксперт.
Существует ли профессиональное выгорание на самом деле
«Смею утверждать — никакого выгорания не существует. Его придумали коучи, чтобы с вас деньги получать», — пишет в Facebook Алена Владимирская, руководитель агентства интернет-рекрутинга PRUFFI. По словам г-жи Владимирской, люди, которые приходят к ней с этой проблемой, испытывают или простую усталость, или большой внутренний конфликт между мечтой и реальностью. В первом случае нужно идти в двухнедельный отпуск, не отвечая на рабочую почту и телефон. Но если вернуться «огурцом» не получилось, значит, это реакция мозга: его заставляют делать то, чего сам человек не хочет.
«По сути, ваш организм показывает ту же самую аллергию, только не на еду, а на отравляющую работу», — отмечает эксперт.
Что делать для решения проблемы? Первое — вспомнить, чем вы мечтали заниматься раньше и придумать, как применить это в работе, советует Владимирская. Второе — делегировать в текущей работе то, что максимально раздражает, начиная постепенно с самой простой задачи. Это позволит освободить время, которое можно потратить на реализацию мечты. При этом велика вероятность, что не получится, и нужно найти силы продолжать изменения с учетом опыта и анализа неудачных попыток.
«Если все это попробовали в течение года, но все равно все противно, убивайте свой бизнес. Или уходите с этой работы. Вы точно идете не в ту сторону», — дает эксперт жесткий совет.
Как побороть профессиональное выгорание? Два примера
По просьбе DK.RU два эксперта поделились своим опытом борьбы с профессиональным выгоранием — на личном и корпоративном примере.
«После удачного взлета проекта я четко поняла, что хочу большего»
Светлана Рычкова, директор управления кадровой политики в компании реального сектора:
«О необходимости перемен в карьере я задумалась в 2014 г. К этому времени я занималась внешними коммуникациями уже 14 лет и считала, что PR — моя судьба. В профессии я была как рыба в воде, сделала несколько проектов, которыми гордилась, и дальше надо было либо стартовать в Москву, Питер или вовсе, как самые продвинутые мои друзья-коллеги, — покорять международные рынки. Либо продолжать работать в Екатеринбурге, где найти по-настоящему интересную работу было все сложнее — слишком многое уже пройдено и действительно привлекательными становятся только нестандартные задачи».
Ускорить решение помогла интенсивная работа в период запуска проекта, рассказывает г-жа Рычкова. Нормальным было встать в воскресенье в пять утра, чтобы поехать на совещание, и завершить работу в три часа ночи, чтобы начать новый рабочий день в восемь утра.
«После удачного взлета проекта я четко поняла, что хочу большего, чем могу решить на своем текущем посту в PR. Принять тот факт, что PR больше не сфера моих интересов, — это тот еще стресс, после которого на первый план для меня вышел вопрос: чем я хочу заниматься и какой во всем этом смысл.
В итоге моих размышлений родилась такая формулировка: я хочу помогать людям обрести смысл в их работе. Слишком много вокруг людей с погасшими глазами, работающих и живущих «на автомате». А я хочу видеть живых, горящих, но не выгорающих. И история тут в балансе и в осознании своей роли, своего вклада в общее дело. А как будет называться должность, на которой я всем этим смогу заниматься, — вопрос второй.
Вернувшись в Екатеринбург в конце января 2016 г., я получила предложение о работе в управлении кадровой политики компании, которая сейчас находится на новом витке развития. И здесь для меня открылись совершенно новые перспективы: развитие внутренних коммуникаций, обучение, работа с вовлеченностью — как раз то, чем мне нравится заниматься и что я умею делать. И здесь знания и опыт, приобретенные в федеральной компании, пригодились «в полный рост». Мне нравится, что я каждый день вижу глаза людей, что могу быстро получить реакцию, совет, увидеть отношение к нашим инициативам. Мне нравится, что пригождается мой прошлый опыт, и в то же время я занимаюсь кардинально другим, более интересным, важным и значимым для меня сейчас делом».
«Добиться результата позволяют внутренние ротации»
Елена Хренова, руководитель центра развития бренда работодателя Уральского банка реконструкции и развития:
«Прежде чем бороться с симптомами, нужно разобраться в причинах. Не так давно перед нами поставили задачу увеличить продолжительность работы сотрудников колл-центра и при этом снизить отток кадров в подразделении. Чтобы решить этот вопрос, мы провели исследование и зафиксировали, что одной из причин неудовлетворенности и увольнений является однообразный характер работы, усталость от функционала.
Анализируя проблему, мы увидели и применили два эффективных варианта решения. Во-первых, чтобы спасти сотрудника от выгорания, руководитель предлагает ему сменить функционал. Например, сотрудник чередует работу с входящими и исходящими звонками, а также продвигает различные банковские продукты. Во-вторых, мы рассматриваем сотрудников колл-центра как внутренний «кадровый резерв» для закрытия вакансий в других подразделениях банка. Как показывает практика, внутренние ротации позволяют добиться желаемого результата. К слову, применение на практике этих простых методов позволило нам добиться хороших результатов: сроки работы операторов колл-центра увеличились в два раза».