Учился на дирижёра, а стал изобретателем: как москвич «умный» стол создавал / ОПЫТ
Производство «умного» стола, который пока не имеет аналогов в мире, стоило Андрею Рогозину и сил, и времени, и нервов. Даже личный автомобиль BMW X5 пришлось продать на благо собственного проекта.
Когда-то Андрей Рогозин, основатель компании Tabula Sense, был простым студентом, учился на дирижёра и об «умных» технологиях знал крайне мало. Профессия дирижёра Рогозину не приглянулась. Ее он променял на организацию мероприятий. Сначала работал в культурном фонде АРТЭС, затем основал рекламно-производственную компанию «КБ2К». Она собирала декорации для крупных мероприятий, занималось рекламой и 3D-визуализацией. Среди клиентов были Heineken, Mercedes, Maybach и другие.
2015 год стал серьезным испытанием практически для всего крупного бизнеса. Рекламные расходы резко сокращались, проводились оптимизации штата и т.д. В беседе с РБК Андрей Рогозин признался, в тот момент он понял, что реклама больше не принесет ему стабильного дохода. Надо было искать для себя новое дело.
Предприниматель очень тонко прочувствовал тренд: потребитель устал от однотипного товара и хочет инноваций хочет получать эксклюзивный продукт высокого качества. Так пришла идея создавать умные столы. Денег на развитие проекта не было, и начинающему бизнесмену пришлось продать автомобиль. Вырученные 1,6 млн рублей он вложил в производство «умного» стола.
«Умный» стол: что это?
В «умный» стол встроены беспроводная зарядка для телефона, Bluetooth-колонки, несколько USB-разъемов, индукционная плитка для подогрева напитков и подставка для планшета. Ножки в усовершенствованной версии стола подстраиваются под нужную высоту: можно работать и сидя, и стоя. Проморолик «умного» стола за три дня набрал более 700 тыс. просмотров в социальных сетях, а электронный ящик Андрея Рогозина переполнен: в нем более 500 предзаказов, из них 25 уже оплачены. При себестоимости комплектующих 35–40 тыс. руб. любители гаджетов готовы платить за каждый стол от 72 тыс. до 109 тыс. руб.
Видео: YouTube
Лень, отказы и другие проблемы:
Создание «умного» стола в воображении предпринимателя выглядело намного проще, чем оказалось на самом деле. Одних только комплектующих у изобретения – 350 наименований. Найти подходящих поставщиков материалов очень сложно, признается Рогозин: есть откровенно ленивые компании, есть безответственные, есть, конечно, и те, которым проект бизнесмена показался бесперспективным.
Справляться со всеми трудностями Рогозину помогает инженер Tabula Sense Владислав Булгаков. Раньше он работал в военной промышленности, занимался самоходными танками. Он взял на себя «начинку» стола: гаджеты, микросхемы, чертежи и так далее. Подходящий готовый стол найти не удалось, пришлось создавать его с нуля. Поначалу планировали делать стол из массива дерева. От этого варианта пришлось отказаться: стол бы дорого стоил и много весил. Решили собирать столешницу из фанеры, затем покрывать ее натуральным шпоном.
Торец стола сделали из алюминия. На этом этапе разработчики столкнулись с серьезными проблемами. Алюминиевые элементы требовали практически ювелирной работы: нужно было вырезать маленькие отверстия, сгибать металл под определенным углом и дополнительно обрабатывать, погружать в 12 химических ванн. Для каждой операции нужны были разные подрядчики.
Сложность возникла и с индукционным обогревателем для напитка: продававшиеся плитки были слишком мощные. Еще долго не могли подобрать светодиоды необходимой мощности: то было слишком ярко, то свет не пробивал столешницу. Керамическую плитку для отделки тоже пришлось поискать. Российская по своим параметрам не подходила, пришлось использовать дорогую итальянскую.
Даже обычные комплектующие найти было непросто. Например, кронштейны для крепления ножек к столешнице поначалу нашли по 2,5 тыс. руб. за шт. Изобретатели были вынуждены искать дешевые аналоги. «Каждый первый шаг был ошибочным. У нас были проблемы со всем, наверное, кроме дерева», — вспоминает Булгаков.
Между тем справляться со всеми неудачами приходилось быстро – видео, на котором показан функционал еще не готового стола, было размещен в одной из групп на Facebook и оттуда «утекло» на YouTube. За несколько дней промо ролик набрал порядка 700 тысяч просмотров, а почта Рогозина заполнилась заявками на предзаказ.
На производство стола, оборудованного гаджетами, необходимы деньги. Машины у Андрея Рогозина уже нет, а средства откуда-то брать надо. Тогда бизнесмен решил обратиться за помощью на зарубежные краудфандинговые площадки, однако знакомые стартаперы отговорили его от этой идеи. В то, что деньги можно найти на российских краудфандинговых площадках, предприниматель не верит и даже возможность эту не рассматривал.
Зато сработала одна из первых в России бирж стартапов Napartner.ru, на которой Рогозин разместил анкету проекта. На сайте зарегистрированы 151 инвестор и 11 тыс. «инноваторов». В первую же неделю позвонили три потенциальных инвестора. Среди них оказался ижевский предприниматель Александр Сурнин, который вложил в Tabula Sense 3 млн руб. в обмен на 30% компании.
Изначально предприниматель планировал, что столы будут недорогими и доступными по цене. Но проблемы с организацией производства показали, что нужно ориентироваться на премиум-сегмент. Первые «умные» столы с обычными ножками продавались за 66,9 тыс. руб., с механическими — за 104 тыс. руб. Сейчас из-за высокого спроса цена выросла на 5 тыс. руб.
По наблюдениям Рогозина, «умный» стол Tabula Sense обычно заказывают руководители компаний. В основном это мужчины 25–34 лет, любители гаджетов Apple. Станислав Руденко из Ростова-на-Дону, директор компании «Аромадон», стал одним из первых обладателей «умного» стола. Он увидел Tabula Sense в ленте новостей в Facebook, и ему стало интересно, «как это устроено, решил купить поиграться».
Следующая категория покупателей — дизайнеры, архитектурные бюро — выступают посредниками. Например, 40 столов заказали для гостиницы в Казахстане, 24 стола для офиса в ОАЭ. Предприниматель рассчитывает на экспорт. Он получил 45 обращений от продавцов мебели из Литвы, ОАЭ, Франции, Великобритании и других стран.