Учиться, чтобы учиться?
Не хотел лезть на трибуну, да, видимо, придется: в очередной раз наткнулся на словосочетание «мини-МВА», которое, как сказал один из моих приятелей, для него звучит как «мини-высшее образование». Н
Не хотел лезть на трибуну, да, видимо, придется: в очередной раз наткнулся на словосочетание «мини-МВА», которое, как сказал один из моих приятелей, для него звучит как «мини-высшее образование».
На днях приходит человек на работу устраиваться. Читаю резюме. Составлено, что называется, «как учили», не придерешься. Хотя опыта работы маловато, но резюме пестрит курсами, учебами и стажировками. Думаю, ладно, опыта нет, зато учился много, наверное, человек целеустремленный, талантливый и перспективный. Начинаю собеседование. Во втором же предложении собеседник произносит «договора» и «бухгалтера», имея в виду множественное число, а в третьем говорит «ихние». Останавливаюсь. Читаю еще раз фамилию — вроде не иностранная, лицо тоже не предвещает такого обращения с русским языком. Даю листок и прошу описать на бумаге два своих самых больших достижения. Начинаю смотреть текст, и меня берет оторопь. Ошибка на ошибке. А текст не то чтобы «небезызвестная Капитолина Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Аполлона Кирилловича винегретом и иными яствами». Читаю еще раз название института, где учился мой потенциальный работник. Оно мне ничего не говорит. Дайте, прошу, выписку из диплома, посмотрю, чему вас учили. Так и не понял — чему (да еще целых пять лет!). Во вкладыше диплома несколько разных курсов маркетинга, но так и не смог мне человек сказать, что же такое рынок. Уже просто для хохмы попросил его сложить две дроби — не получилось.
И тут мне стало грустно. Как же так? Учился парень на управленца, деньги платил, оценки, между прочим, в выписке пристойные, а проку нет. И это не единичный случай. Таких людей много, и они, собственно, не виноваты, ибо это надо «в консерватории подправить». Уж больно девальвировалось высшее образование.
Читаю журнал, в нем объявление: «Требуются на работу продавцы. Требования: высшее образование и т.д.». Какого черта, спрашивается, у продавца галантерейного отдела должно быть высшее образование? Зачем оно ему? Вот и выходит, что люди получают некое высшее образование, которое только и годится, чтобы работать продавцом.
Смотрю дальше. МВА слева, МВА справа и еще две МВА посредине. Каких предложений только нет: тут тебе и российско-канадское, и российско-американское, и российско-французское и т.д. и т.п. И все это, заметьте, крайне недорого. Опять хорошее дело низводится до нуля. Людей со степенью МВА, полученной в школе, которая в рейтинг школ МВА совсем не попадает, а в него их входит больше трех сотен (см. в Интернете), уже пруд пруди. И теперь я на человека с высшим образованием и МВА начинаю смотреть как на нечто само собой разумеющееся. А человек, может, закончил Гарвард или Принстон, а я его под одну гребенку с российско-канадскими...
Дальше идем. Сколько сейчас академиков? Продвинутый читатель спросит: «А каких именно?» Вот, очень правильный вопрос. Кто знает, в чем разница между действительным членом Российской академии наук (РАН) и действительным членом Российской академии естествознания? Спросите людей на улице. Мало кто увидит разницу. А она, между тем, огромна! В РАН академиков единицы, и попасть туда можно, еще со времен Петра, только через тайное голосование ее членов, и это ой как непросто. В то же время любая группа людей может объединиться и организовать академию коммунальных наук (если не ошибаюсь, реально существующая академия) или, скажем, пивопитейных наук. Врезать по кружечке пива и избрать друг друга академиками. И все!!!
Резюмируя наболевшее, предлагаю повысить качество и ценность образования. Для этого ввести в программу любого вуза предметы, которые любой человек с высшим (т.е. дальше уже некуда) образованием обязан будет знать как таблицу умножения. И не важно, какой это вуз: технический или гуманитарный. Негоже физику говорить и писать коряво по-русски. Считаю, что он должен знать еще минимум один иностранный язык, историю и музыку, хотя допускаю, что уравнение Шредингера будет ему ближе. Равно как и лирик обязан знать, что такое давление, из чего состоит вода и можно ли ее сжать, пусть для него ближе Петрарка.
И еще. Памятуя, что рыба гниет с головы, предлагаю для всех выборных должностей ввести тест на IQ. В бюллетенях рядом с фамилией кандидата писать: IQ такой-то. Думаю, будет понятнее, за кого голосовать.
Сделать все вышесказанное необходимо как можно быстрее, ибо если не принять меры, то весь непрофессионализм в образовании обязательно обернется катастрофой для всей страны.
мнение ЗА
Елена Белоногова
директор кадрового агентства «Карьера Юнион»:
— К сожалению, настоящая конкуренция между вузами еще не началась. В сентябре министр образования РФ заявил, что специалистов в России готовят 150 вузов, остальные продают дипломы. Многие заведения высшей школы существуют благодаря деньгам, которые родители платят за своих чад в надежде, что диплом гарантирует место под солнцем. У государственных вузов другая проблема — они выпускают специалистов очень широкого профиля. Классический университет нередко готовит научных работников, но науку двигают единицы, а большинство так или иначе устраиваются в коммерческом секторе.
Главная проблема молодых специалистов — инертность, пассивность, отсутствие мотивации, желание зацепиться в известной компании, а там — как получится. Вина за высокую самооценку выпускников во многом лежит на вузах. При поступлении им обещают, что они смогут получить руководящие должности, большую заработную плату и социальный пакет только за то, что будут хорошо учиться. Хотя даже выпускник с красным дипломом — всего лишь полуфабрикат, который надо довести до готовности под руководством более опытного специалиста.
Решить проблему поможет создание различных информационных мероприятий для студентов вузов: летних стажировок, спецкурсов компаний, конкурсов. Такую работу необходимо вести уже со II-III курса. Это увеличит прозрачность рынка труда и информированность студентов, поможет им выбрать место работы осознанно.
мнение ПРОТИВ
Лионелла Мельникова
директор по развитию клиники «Эсти Лайн»:
— Разумеется, высшее образование — важное и необходимое условие для кандидатов, претендующих на позицию менеджера высшего и среднего звена. А в современной рыночной ситуации не помешает и степень МВА. Но, кроме хороших теоретических знаний, специалисту необходимо иметь профессиональный подход, быть трудоспособным, коммуникабельным, он должен разрешать, а лучше — предотвращать конфликтные ситуации, обладать креативностью мышления и уметь работать в команде на общий результат.
Однако для неруководящих должностей совсем не обязательно, чтобы соискатель закончил государственный университет или имел степень МВА. Часто для отличной работы гораздо важнее наличие соответствующих личностных качеств, практических навыков и потенциала к обучению. Эти качества и навыки можно приобрести как в коммерческих институтах, так и после среднего специального обучения. Такие специалисты сейчас достаточно востребованы на рынке труда.
Российское образование принципиально отличается от западного. У нас приоритет — большое количество теоретических знаний, причем весьма разносторонних, способных развивать мышление. А на Западе упор делается на развитие практических навыков через алгоритмы решений. Поэтому важно грамотно интегрировать положительный опыт западных университетов в учебные программы российских вузов, причем независимо от статуса образовательного учреждения.