«Угроза тюрьмы делает брак по-настоящему честным институтом и равняет супругов в правах»
«В нашей стране неминуемо легализуют однополые браки, но и тогда за насилие в семье надо давать срок. Иначе мужики друг друга просто покалечат». Почему тюрьма очень нужна институту брака в России?
Ровно год назад, в конце января 2017 г., в нашей стране прошла так называемая декриминализация семейного насилия: теперь причиненная одним членом семьи другому «физическая боль, не приведшая к расстройству здоровья и утрате трудоспособности» (синяки, ссадины, ушибы и т.п.), в первый раз считается административным правонарушением. Артем Дударенко, основатель и владелец InTouch Cocktail Bar, уверен, что такое решение было ошибкой, которая ставит под сомнение честность и справедливость всего института брака:
— Если в 2015 г. в России из 59 500 представших перед судом за побои были осуждены почти 16 200, то только за первое полугодие 2017 г., после введения новых норм, наказание за семейное насилие получили почти 51 700 человек. Рост в три с лишним раза! И дело не в том, что агрессия так резко выросла. Нет, просто наша полиция перестала игнорировать эту категорию преступлений, и статистика резко приблизилась к реальности. Стала очевидна картина катастрофы.
Год назад один популярный блогер снял ролик, в котором прокомментировал законопроект Государственной Думы о декриминализации семейного насилия фразой «Держитесь, мужики!». И тут же получил удар скалкой по голове от супруги за промедление в помывке посуды. Смех смехом, а тема декриминализации насилия в современном обществе, где сексуальная революция изменила или изменяет роли мужчин и женщин, вызывает больше вопросов, чем ответов.
Если говорить о России, то в процессе размывания связей между полом и исторически сложившимся набором социальных функций наше общество — в самом начале пути. И, ступив на эту дорожку, вовсе не факт, что в плане особенностей социального поведения мы не откатимся назад, как это уже произошло с некоторыми явлениями в нашей стране. Двадцатый век подарил нам Конвенцию о правах человека, равноправие женщин и многие другие регламенты, которые ставят человека во главу угла.
Гендерную революцию и гендерное равенство условный Запад давно признал следующей ступенькой в развитии общегражданских прав и свобод, тогда как в России идет жесткая дискуссия.
Фактическое скрещивание церкви и государства породило духовные скрепы, которые, являясь инструментами достижения общенационального мира и согласия, в неумелых руках в одночасье стали национальной идеей и отвергают другие мнения. Все, как в стишке: «добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно, чтобы летела шерсть клоками со всех, кто лезет на добро». Однако крепкие очаги гендерного равенства можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках.
Появление международных компаний с терпимой политикой в отношении половой, расовой и других дискриминаций породили толерантность в бизнес-среде крупных городов. Эта терпимость существует параллельно остальной стране, где декларируются те же ценности и те же пороки, которые были присущи глубинке в течение 300 лет.
В этой среде появляются хунвейбины с хоругвями или портретом Сталина, бегущие впереди паровоза и еще больше раскалывающие общество. Поэтому любое решение подобных вопросов в нашем крайне дифференцированном обществе вызывает конфронтацию на почве ценностей.
Пропасть существует даже в облике тех же мужчин. В крупных городах многие мужчины стали следить за собой в той или иной степени, но их тут же окрестили метросексуалами, ламберсексуалами и даже спорносексуалами. Все это говорит о том, что на бытовом уровне излишне ухоженный мужчина воспринимается окружающими подозрительно. Для большинства женщин подсознательно эталон мужской красоты — это все тот же лучезарный Николай Рыбников из «Весны на Заречной улице» или Вячеслав Тихонов. Вне городов-миллионников уровень жизни и условия труда большинства мужчин не оставляют времени, сил и средств на внешний вид. Но как бы ни меняла сексуальная революция роль мужчин и женщин, институт брака остается важным.
Институт семьи — это не анахронизм. Хоть его и можно рассматривать как форму хозяйственной деятельности, это более выгодная сделка для партнеров, чем совместное проживание. Его суть — защита интересов семьи, каждого его члена, в том числе и друг от друга по отдельным законам.
А теперь, если гражданин Петров напал на гражданку Иванову — это уголовка, а если гражданка Иванова вышла замуж за гражданина Петрова, и после Петров напал на нее уже как на Петрову, то это — административка. Чистой воды дискриминация! Брак так не защищает, а унижает супруга. Причем неважно, какого пола.
Также брак выполняет роль почтового ящика для получения льгот, социальных выплат и прочих благ, причитающихся ячейке общества за то, что союз двух людей рожает либо усыновляет детей. И самое главное — воспитывает их, будущих граждан страны, новых налогоплательщиков. Последнее мне представляется непреложной целью государства — создание условий для эффективного воспитания детей в семье, их образования, охраны здоровья. Все, чтобы получить предприимчивого гражданина, способного полно участвовать в экономической жизни.
Сегодня объективная реальность такова, что уже не так важно, между кем заключен брак — союз это мужчины и женщины, двух мужчин или двух женщин. Любить люди друг друга могут и без регистрации отношений, но брак должен быть инструментом, с помощью которого равные партнеры получают защиту, льготы и новое социальное положение.
В современном обществе уголовная ответственность за домашнее насилие необходима, чтобы союз равных партнеров оставался им, а не превратился в сожительство неравных.
Одними административными мерами здесь не управиться. Тем более, в далекой, но неотвратимой перспективе легализации однополых браков в нашей стране. Дамоклов меч правосудия должен служить предостережением всем, кто хочет решать сложные семейные вопросы по старинке.