Улететь в исключительность
В городе нет туристических компаний, которые бы специализировались на организации поездок класса люкс. Топовый туристический сегмент очень узок, отмечают в профессиональном сообществе; основной биз
В городе нет туристических компаний, которые бы специализировались на организации поездок класса люкс. Топовый туристический сегмент очень узок, отмечают в профессиональном сообществе; основной бизнес — это все же массовые и стандартные туры. Люксовые поездки — продукт, создать который под силу только профи высокой квалификации. Они и обеспечивают запросы вроде сафари с охотничьими трофеями в Африке, или свадьбы в Монако, или круиза на самой дорогой яхте по рекам Франции, или VIP-ложи на футбольном матче в Лондоне.
В работе с клиентом, привыкшим к исключительному статусу, гораздо больше забот и нет прав на ошибку. Поэтому первые лица туристических компаний, как правило, занимаются организацией привилегированных путешествий лично. Если примерно один на тысячу екатеринбургских туристов может позволить себе отдать за ночь в отеле высшей категории на престижном курорте стоимость иномарки, этот человек заслуживает эксклюзивных условий и может диктовать организаторам любой райдер.
В оценке характеристик VIP-клиента российские организаторы туров расходятся с коллегами из-за рубежа. «Скажем, греческие отели класса люкс сочтут элитным туристом, VIPом, лишь президентов государств, членов правительства, президентов транснациональных корпораций и мировых знаменитостей. У нас ориентируются не на столь высокие статусы, а в значительной степени на бюджеты, измеряемые тысячами долларов на человека за поездку длиной в несколько дней», — рассказывает Олег Аксельрод, директор туристической компании «Ява-Экспресс».
В понимании местных организаторов элитного отдыха их клиент — это состоятельный горожанин с широким кругом знакомств, владелец бизнеса с большими доходами, который может себе позволить любое путешествие. Но сам по себе бюджет мало значит: деньги — не проблема для многих. Параметры престижной поездки работают лишь в совокупности. Они включают элитарность места посещения, необычность событий и сопутствующих сервисов, эксклюзивность во всем, перечисляет Сергей Бузько, директор турфирмы «Мир». Такие вещи, как бронирование личного самолета, услуги переводчика и круглосуточная охрана или, скажем, проживание в аристократическом замке со слугами, не могут себе позволить другие туристы, и именно это привлекает привилегированных путешественников. Поэтому, например, перелет в экономклассе автоматически опускает путешествие на уровень ниже — обычного, пусть и более дорогого индивидуального тура. «Абсолютно во всем должен быть «олл эксклюзив». Сопутствующим мотивом отдыха часто бывает желание удивить коллег, друзей, партнеров по бизнесу. Поскольку такие туристы много где уже бывали, обычной тратой космического количества денег на номер в отеле сегодня никого не сразишь», — рассуждает г-н Бузько.
Богатый турист не поедет туда, где отдыхает слишком много обыкновенных людей, как не станет покупать продукты в «народных» магазинах. Он проигнорирует даже самый дорогой «семизвездочник» в ОАЭ, потому что в нем бывали другие россияне. И не станет посещать места, официально признанные элитарными. В Куршевель, например, никто не рвется. Отталкивает, по выражению руководителей турфирм, мнение, сложившееся в последние годы: там «неоправданно задранные цены и персонал, которому подавай только Прохорова с Потаниным». Менее известные, но не уступающие по комфорту горнолыжные курорты Южной Америки интересней.
Отдых стал реже, но дороже
Наталья Обожина, директор Клуба путешествий «Крылья», убеждена, что подавляющее большинство VIPов никогда не станут продумывать отдых самостоятельно, разыскивая билеты и нужный отель через Интернет. Самоорганизация стала нужна массовому туристу, чтобы сэкономить, а у богатых такой цели нет, поясняет она. Для них поездки устраивают личные помощники, собственные турфирмы или, чаще, знакомый профессионал — опытный руководитель туристической компании. «VIPы приходят только после того, как компания несколько лет обрабатывала индивидуальные туры, начиная с уровня 3 звезды, — объясняет г-н Аксельрод. — Пока этого опыта нет, люксовые клиенты не появятся».
У своего специалиста привилегированные туристы обслуживаются годами. Они могут позвонить ему в любое время суток из любой точки света. «В день на такого клиента может уйти до половины рабочего времени», — комментирует Игорь Дулебинец, президент компании «Фонд мира». Г-жа Обожина добавляет: общение строится не от продаж, а с точки зрения советчика, партнера: «Мало кто способен работать в VIP-сегменте. Удачно, без навязчивости, подсказать, какой новый отель появился на курорте, где человек уже был, в каких местах сегодня отдыхать модно. Предъявить не счет, а разнообразную проработанную программу».
За последний год в Екатеринбурге сократились продолжительность и количество поездок на одного VIP-путешественника. С бытовой точки зрения у человека, который условно стал получать в месяц не миллион, а полмиллиона рублей, мало что изменилось, так что дело не в деньгах. Но хозяин бизнеса стал гораздо менее склонен отлучаться от своей компании. Так, до конца 2008 г. обычным делом был отдых шесть раз в год по неделе-двум — без особой причины, просто снять напряжение. Теперь основная часть довольствуется тремя-четырьмя ежегодными турами, нередко приуроченными к ярким спортивным, культурным событиям или семейным праздникам. «Если это Олимпийские игры, люди раньше были там с первого до последнего дня. А теперь приезжают либо на закрытие, либо на финал, — комментирует Сергей Бузько. — Но уровень затрат не поменялся. Как покупали VIP-ложи на матчи «Челси», так и покупают. Но раньше их брали сразу на пять дней, а теперь прилетят, матч посмотрят — и вечером обратно. Деньги выходят почти те же, но период пребывания резко сократился».
Опрошенные эксперты обозначают еще один неотъемлемый критерий VIP-путешествий — конфиденциальность. Она особенно стала цениться, когда начался финансовый кризис. Профи объясняют потребность психологическими мотивами. Если средний годовой бюджет уральского привилегированного туриста запросто может составить $80-100 тыс., а сотрудники его компании сидят на урезанных зарплатах, неудивительно, что поездки засекречены. А турфирмы, работая с VIPами, стремятся следовать этическим нормам. «Мы с коллегами договорились никогда не упоминать имена клиентов. Еще и потому, что на этом рынке все пересекаются. Путешественник приходит, консультируется, а потом тендерирует еще десять организаций», — отмечает г-н Бузько.
Запросы формируют райдер
Элитарность проявляется в деталях, к которым привилегированные туристы чрезвычайно чувствительны. Потому каждый организатор эксклюзивных туров фиксирует пожелания заказчиков, к примеру записывая их на диктофон. В обязательном порядке составляется райдер — перечень непременных условий и обстоятельств, которых путешественник хочет избежать. Запросный лист и диктофонная запись нужны, чтобы, прогнав их повторно, не ошибиться с настроением туриста. Особенно это важно, когда работаешь с новым клиентом, констатируют руководители турфирм.
В райдер попадают детали, вплоть до самых мелких. Специалисты настаивают на его максимальной полноте и точности. «Кто-то просит: «Мне не нравится черный цвет обоев, подготовьте номер в светлых тонах». Другие требуют, чтобы в гостинице не было синтетических ковров. Бывает, что и звездность не так важна — не ниже пяти звезд, конечно, но главное, чтобы не было ворса, — говорит Сергей Бузько. — То же самое — по машине, встречам-проводам, повару в ресторане, площади номера или виллы, этажности, ароматам, которые должны витать в воздухе, — по всему, что угодно».
В дальнейшем специалисту по дорогим туристическим услугам приходится помнить массу черт, характеризующих того или иного клиента. Один любит жить только на виллах и не может переносить отели с лифтами. Другой требует, чтобы перелет был не просто в первом классе, а на первом ряду — пусть там сидит хоть губернатор. Третий озабочен экологичностью отдыха и хочет, чтобы ему в ресторане подавали только те овощи, что выращены в горных районах Швейцарии. Четвертый любит простой пляжный отдых — но согласен только на определенный бутик-отель на Бали. «Почему VIP-клиенты привязаны к своему агенту? Ему не нужно по сто раз повторять, чего тебе хочется», — поясняет Наталья Обожина.
Формирование люксового тура — это полное отсутствие давления и навязывания своей воли, подчеркивают руководители туристических компаний. Это в массовом сегменте турист полетит туда, куда надо турфирме, — здесь подобные вещи исключены. Почти. Чтобы объяснить, почему в этом году модно летать на охоту в Намибию, а не в Танзанию, специалисты пускают в ход намеки («Знаете, сюда и Владимир Владимирович заезжал, когда летал в Африку, просто об этом не говорилось»), апеллируют к безопасности («В Гвинею не поедем — там неспокойно, топов российской компании похитили») или приводят мнения уже съездивших людей того же круга.
Вровень с репутацией
Что престижно для одного привилегированного туриста, может оказаться совершенно неприемлемым для другого — в силу внутренних установок. Однако, говорит г-жа Обожина, VIPы склонны доверять людям одного с ними уровня. Поэтому о местах и видах отдыха есть более или менее условное мнение большинства. Так, престижной будет поездка на охоту — просто одного VIPа устроит заброска на вертолетах в сибирскую тайгу, а других можно соблазнить только браконьерской охотой на слонов в саванне или выслеживанием аллигаторов на Амазонке. Охотники часто ездят группами, состав которых не меняется годами, и приносят компаниям высокие комиссионные. Впрочем, вместе с переживаниями за безопасность и другими хлопотами.
Другой пример — океанические круизы на огромных теплоходах, не уступающих по комфорту «семизвездочным» отелям. Морские путешествия в первую очередь подразумевают исключительность сервиса. В других сферах предпочтения дробятся. Кому-то понравится пройти по красной дорожке Каннского кинофестиваля и посмотреть его премьеры — другие выберут церемонию вручения премии «Оскар». Кто-то хочет посетить торги «Сотбис», кто-то — только бриллиантовый аукцион. Говоря о необычных торгах, Наталья Оборина, директор компании «ЭЛИТА Трэвэл», вспоминает клиента, который купил в Ирландии породистую лошадь и привез ее домой.
Эксперты описывают целую россыпь престижных поездок. Люди хотят путешествовать на элитных экспрессах Rovos Rail и Blue Train, курсирующих по ЮАР. Смотреть, что происходит на кухне роскошного ресторана у подножия Фудзиямы или на заводах компании «Макдоналдс». Пересечь США от одного океана до другого на мотоциклах-олдтаймерах или проехать всю Италию в рамках затяжного тест-драйва Ferrari. Пожениться в Лас-Вегасе. Родить ребенка в швейцарской клинике и так далее. Кстати, на посещение зарубежных медицинских учреждений приходится значительная часть VIP-поездок.
Отдельный сегмент — спортивные события мирового масштаба. На них едут группами — друзьями, семьей, — и тут элитарность еще отчетливее проявляется не в цели поездки (позволить себе посетить игру российской футбольной сборной в Европе может и небогатый турист), а в дополнительных опциях. «Если это мероприятия «Формулы-1», люди летят на тест-драйвы. Ясно — почему: порулить болидом стоит $3 тыс. за две минуты», — уточняет г-жа Оборина. Г-н Бузько дополняет: в одном из недавних тестовых заездов участвовали порядка 40 отдыхающих из Екатеринбурга. Но какой бы ни была цель VIP-поездки, к ней всегда прилагаются такие вещи, как визы, отели, деньги, гарантии, бронированные лимузины, персональные переводчики, охрана или фраки — все то, на чем туристические компании с удовольствием заработают.
В целом же организация элитного тура может принести тысячи долларов — а может почти ничего, и даже причинить репутационный ущерб — если допустишь промах или даже в силу форс-мажора. VIP-туристы тоже экономят, только проявляется это по-особенному. Они могут быть обладателями привилегированных карт, дающих такие скидки на проживание в любимых отелях и обслуживание в первом классе авиакомпаний, каких нет и у самой турфирмы. Тогда заработать на соответствующих этапах отдыха ей не удастся.
Но специалисты ценят такие заказы в любом случае. Во-первых, это не так скучно, как отправлять бесконечный поток на курорты Египта и Турции. Во-вторых, исключительные туры помогают оставаться в тонусе. «Ты обязан постоянно быть в теме. Понимать, почему у этого ресторана мишленовская звезда, почему в другом японец-повар лучше француза, почему поедание устриц в этом сезоне грозит белковым отравлением. Учишься все время», — заключает Сергей Бузько.
Куда отправиться за зрелищами
Календарь привилегированного туриста
Март 2010 г.
С 28 марта — Страстная неделя (Севилья, Испания)
Страстная седмица (Semana Santa) проходит перед католической Пасхой и сопровождается парадами, на которых люди несут образы святых по улицам городов.
Зачем ехать:
в Севилье это самое красочное в Испании, нетривиальное религиозное событие, где можно встретить губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера, католика по вере.
Апрель 2010 г.
3 апреля — гребная гонка «Оксфорд против Кембриджа» (Лондон, Великобритания)
Одно из самых популярных спортивных событий — гребная дуэль между командами старейших английских университетских центров.
Зачем ехать:
гребную гонку на Темзе, которую традиционно посещают знаменитые выпускники обоих университетов, в прошлом году выиграла команда Оксфорда. Кембридж, в чью пользу общий счет (78:72), готовится взять реванш.
Май 2010 г.
С 12 по 23 мая — международный кинофестиваль (Канны, Франция)
Зачем ехать:
пройтись по знаменитой красной дорожке вместе с кинозвездами на открытии и закрытии (5 тыс. евро на персону), посмотреть официальную программу (4,5 тыс. евро за 11 дней). Плюс официальное фото на ступенях, приватный обед в ресторане гостиницы EDEN ROC и вечеринка в закрытом клубе (16 тыс. евро).
Июнь 2010 г.
С 15 по 19 июня — Королевские скачки (Аскот, Великобритания)
Конные соревнования в Аскоте — визитная карточка традиционного английского образа жизни.
Зачем ехать:
Royal Ascot — самые знаменитые скачки в мире и главная аристократическая традиция Великобритании. В эпоху равенства и политкорректности событие остается единственным, где титулованные особы могут продемонстрировать свой статус.
Июль 2010 г.
Со 2 по 17 июля — джазовый фестиваль (Монтре, Швейцария)
На берегу Женевского озера в Монтре в 43-й раз пройдет одно из крупнейших джазовых мероприятий в Европе.
Зачем ехать:
мировые звезды джаза ежегодно собираются здесь, чтобы радовать своей музыкой посетителей старинных отелей высочайшего класса.
Август 2010 г.
С 27 по 29 августа — Гран-при Бельгии (Спа, Бельгия)
Гран-при Бельгии — этап чемпионата мира по автогонкам в классе «Формула-1».
Зачем ехать:
трасса Спа-Франкоршампс — самая длинная и одна из самых скоростных в календаре чемпионата, с перепадом высот 180 м. Посетителям VIP-лож зрелищность гарантирована, а в этом году в F1 впервые участвует российский гонщик.
Сентябрь 2010 г.
С 1 по 11 сентября — международный кинофестиваль (Венеция, Италия)
Венецианский кинофестиваль проводится с 1932 г. на острове Лидо.
Зачем ехать:
остров Лидо сам по себе синоним VIP-туризма, а когда здесь проходит Венецианский кинофестиваль, он превращается в эпицентр европейской светской жизни. В этом районе звездных вилл и роскошных отелей также находится знаменитое Казино Венеции.
Октябрь 2010 г.
31 октября — Хеллоуин в Гринвич-Виллидж (Нью-Йорк, США)
Карнавала, равного по размаху и красочности ежегодно проходящему 31 октября в Нью-Йорке, нет во всем мире. Ежегодно он привлекает порядка 2 млн зрителей.
Зачем ехать:
известный скульптор Ларри Мосс для Хеллоуина построит дворец из воздушных шаров в одном из пригородных парков Нью-Йорка. В постройке также примут участие более 50 художников из разных стран мира.
Ноябрь 2010 г.
С 27 ноября по 4 декабря — королевская регата (о. Пхукет, Таиланд)
Самая престижная регата Азии пройдет на Kata Beach (юго-западная часть о. Пхукет).
Зачем ехать:
самая престижная регата в Азии привлекает в основном участников из бывших британских колоний. Соревнования организуются при содействии тайского военно-морского флота.
Декабрь 2010 г.
8 декабря — Фестиваль света (Лион, Франция)
Fete des Lumieres — один из самых известных праздников Лиона.
Зачем ехать:
в течение четырех дней старинные здания, церкви, скверы, фонтаны, набережные преображаются при помощи подсветки, созданной самыми известными мировыми осветителями.
VIP-туры не нуждаются в тщательной детализации
Станислав Белоглазов директор фотоагентства и фотошколы MAGNET.su
Среди обеспеченных путешественников есть любители приключений и экстрима. Такие поездки строятся не на желании роскошно отдохнуть, а на общности интереса — к фотографии. Фотографичные страны и события чаще всего не предполагают высочайшего уровня комфорта. Потратить $10-12 тыс., например, на путешествие по Аргентине, Чили, острову Пасхи и Антарктиде. Жить в отелях, где горячая вода — редкость, или в лачугах папуасов, или на полярной станции. Фотографировать бомжей на ночных улицах Сантьяго вместо круглосуточных походов по ресторанам и SPA. Нормально. Помогает проникнуться другой реальностью.
Если на Кубе мы отловили местного жителя, с ним купили продуктов и у него дома что-то приготовили — цель не на еде сэкономить. Но этот опыт важнее недели в дорогом отеле в Варадеро. Потому что, какой бы ты ни был топ, можно не быть обязанным чему-то соответствовать. Переключившись, видишь гораздо больше. Такие туры можно устроить только лично, для людей, которые знают тебя, стиль поездки. В остальном организация фотопутешествий даже противоположна технологиям, которые используют для VIPов турфирмы. Профи в туризме не отправят VIPа никуда, не убедившись, что принимающая сторона отработает всю программу. Детализируют тур максимально.
Мы же очень примерно намечаем маршрут. Определяем лишь интересные точки, яркие события. Если человек знает о маршруте все, он не сумеет прочувствовать его в реальности. А нам важна непредсказуемость, отсутствие ожиданий и, следовательно, разочарований. Поэтому планы и маршруты всегда могут поменяться.
Предпочитаю самостоятельные поездки
Илдар Губаев председатель совета директоров Уралфинпромбанка
Батарейки хватает на пять недель — после этого силы заканчиваются, мне надо съездить куда-то. Пока дети были маленькими, достаточно было Турции — на пляже полежать. В последнее время я путешествую сам, открываю новые для себя места. Последний восторг — Петра в Иордании. Рекомендую всем. Это место с тысячелетней историей, такие там гробницы вырезаны прямо в скале! Я увидел Петру в каком-то журнале, поразился, залез в Интернет, купил билеты и тут же туда улетел.
В ближайших планах — снова проехаться по Европе. Столицы вроде Парижа или Рима — уже пройденный этап. Обычно я лечу в Испанию или Францию, беру там машину и объезжаю винодельни. Под Мадридом производят отличные вина. Некоторые — просто прелесть! Там они раза в три дешевле, чем у нас.
Мир велик — надо ехать в Катар, в Дубай. Столько всего там понастроили — настоящее чудо света. А если никуда не хочется, у меня же еще дом в Чехии есть, в Испании. Могу просто так в Карловы Вары съездить — водички попить.
Отельеры ставят рекорды
Семь исключительных отелей мира
Grand Resort Lagonissi, Афины Самый дорогой гостиничный номер Стоимость ночи в самом дорогом номере мира, Royal Villa, составляет $50 тыс. Гость получает личного дворецкого и экскурсию по греческим островам на самолете отеля
Hoshi Ryokan, Комацу Самый древний отель Японский отель Hoshi Ryokan открылся в 718 г. и с тех пор находился под управлением 46 поколений одной семьи
Grand Hills Hotel & Spa, Ливан Самый большой гостиничный номер Royal Suite этого отеля занимает шесть этажей общей площадью 8 тыс. кв. м. Здесь нашлось место для двух бассейнов, собственного сада, террасы и трех павильонов
Icehotel, Швеция Самый холодный отель Температура в Icehotel колеблется между —5 и —8°C. Номера построены из снега и льда и украшены ледяными скульптурами. В ледяной часовне проводятся венчания и крещения
Park Hyatt, Шанхай Номера на самой большой высоте Номера шанхайского Park Hyatt занимают верхнюю часть Всемирного финансового центра, с 79-го по 93-й этаж. Преимущество — великолепный вид на город и реку Хуанцу
Hotel Everest View, Эверест Самый высокогорный отель Everest View находится на высоте 3 880 м над уровнем моря. Добраться до отеля можно только на вертолете, а пеший путь от посадочной площадки до ресепшен занимает 45 минут
Daintree Eco Lodge & Spa, Австралия Самый экологичный отель Отель стоит в самом древнем в мире тропическом лесу Дейнтри. 15 вилл полностью соответствуют экологическим стандартам ООН. У отеля есть собственная органическая ферма
Источник: hotels.com
Самые удобные аэропорты мира
Хитроу, Лондон, Великобритания
Международный аэропорт Дубая, ОАЭ
Домодедово, Москва, Россия
Международный аэропорт Франкфурта-на-Майне, Германия
Схипхол, Амстердам, Голландия
Чанги, Сингапур
Аэропорт Цюриха, Швейцария
Аэропорт имени Франца Йозефа Штрауса, Мюнхен, Германия
Аэропорт имени Кеннеди, Нью-Йорк, США
Аэропорт имени Шарля де Голля, Париж, Франция
Источник: Forbes.
Самые красивые европейские дороги
Италия, Виа Джузеппе Гарибальди (SS 583)
Франция, Коль-дю-Тюрини (D70, D2556)
Швейцария, Иннерткирхен-Вассен (Route 11)
Северная Ирландия, Ларне-Портруш (А2)
Шотландия, Инвернесс-Порт-Уильямс (А82)
Португалия, Тавира-Сао-Висенте (253-1 и 261)
Испания, Пикос-де-Эуропа (№ 621)
Испания, Путь святого Иакова (А6, Е1)
Франция, Горде-Лякост (проселки)
Франция, «Винная дорога»