Умерим аппетиты арендодателей!
Арендную плату с малых предприятий надо взимать дифференцированно. Сергей Бакунин директор РКЦ «Карл Цейсс» Наблюдая сегодня за развитием Екатеринбурга, я замечаю, что многочисленные предприятия м
Сергей Бакунин
директор РКЦ «Карл Цейсс»
Наблюдая сегодня за развитием Екатеринбурга, я замечаю, что многочисленные предприятия малого бизнеса — закусочные, прачечные, парикмахерские и другие пункты розничного обслуживания — постепенно исчезают, уступая место крупным форматам. Помимо конкуренции, регулирующей рынок, это происходит из-за того, что малый бизнес не выдерживает повышения арендной платы. Один за другим закрылись ресторанчик «Элефант» на Малышева, магазин «Подарки» на Ленина, магазин аудиовидеотехники «Сентоза» на Белинского и многие-многие другие.
Как известно, арендная плата для предприятия общественного питания не может превышать 10% оборота. Теперь представьте ресторанчик с площадью торговой зоны 100 кв. м и такой же величины помещением для технологической зоны. С помощью несложных арифметических вычислений получим арендную плату 200 тыс. руб. в месяц. Значит, ежемесячный оборот должен быть не меньше 2 млн руб. Много ли вы знаете баров, кафе, ресторанов, которые обеспечат такой оборот? Скажу сразу, что нет.
бизнесмен, президент клуба «Динамо — Хоккей на траве»:
— Я согласен, что арендная плата высока для малого бизнеса. Чем это грозит?
Вымыванием из городской инфраструктуры именно малых предприятий. Причем сейчас, когда в Екатеринбург приходят федеральные игроки с большим капиталом. У них другие возможности. Но арендная плата, если говорить о муниципальной и государственной недвижимости, всегда была инструментом в руках чиновника, который, с одной стороны, радел за общее дело, а с другой — учитывал свои интересы. Безусловно, аренду можно повышать или понижать — все это в руках конкретных людей, надо только решить вопрос, кто будет контролировать этот процесс, кто будет наблюдать за наблюдателями.
И семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. Сначала необходимо решить системные вопросы. Чтобы понимать, насколько велики доходы от арендной платы, поступающей в общий бюджетный котел, и можно ли их сократить, сперва следует определить, о каких суммах идет речь. Тогда будет понятнее и обоснованнее размер повышающих или понижающих коэффициентов.
На мой взгляд, существует много неправильного в определении арендной платы на землю под спортивными стадионами. В этом случае требуется особый подход и отдельная строка в законе, потому что стадионы занимают большие пространства, но, по сути, остаются некоммерческими организациями. И такие социально значимые объекты наравне с предприятиями малого бизнеса, о судьбе которых печется г-н Бакунин, тоже нуждаются в поддержке общества.
генеральный директор РК «Проспектъ»:
— Когда закрылся магазин «Подарки» на Ленина, я вздохнул с облегчением: магазин был печальный, давно умершего совкового формата. А прачечных на центральной улице я бы открывать не стал. Большая часть инфраструктуры, о которой говорит г-н Бакунин, скорее уместна в спальных районах.
И кстати, где магазинчики шаговой доступности? Формат перспективный, а число заведений не увеличивается. Хотя для этого бизнеса центральные улицы не нужны, подойдут и внутриквартальные территории, и окраины, где арендная плата никак не 1,3 тыс. руб. за 1 кв. м, а существенно меньше.
Но все рвутся в центр, хотят «сесть» на проходное место. А наиболее привлекательные с коммерческой точки зрения места, конечно, стоят дорого. Это нормально — рынок определяет цену. Если я собственник и есть возможность сдать помещение в аренду по 1,3 тыс. руб. за 1 кв. м, зачем искать желающих за 500 руб.? Почему меня должна волновать судьба разорившегося арендатора, если его преемники уже стоят в очередь?
В одном я убежден: регулировать арендные ставки административными методами вредно для бизнеса, да и не получится в рыночных условиях.
Административный ресурс полезно было бы использовать для упрощения перевода жилых помещений в нежилые. Сегодня прохождение этой процедуры почище горячего стажа: год за десять. Ничего другого для малого бизнеса нет. И так-то купить недешево, а тут еще перевод — лебединая песня. Вот за это средний и малый бизнес был бы благодарен власти.