Уральские банки в 2015 г. скорректируют бизнес-модели
Санкции ограничили банки в выходе на зарубежные долговые рынки, волатильность рубля — заставила поднять ставки по кредитам и депозитам. В 2015 г. банковская розница существенно сузится.
Минусы: Банкам придется удерживать свои позиции в условиях остановки роста доходов и продаж.
Первичная адаптаця к новым экономическим условиям может занять до трех месяцев. Первым фактором, который оказал сильное влияние на банковскую отрасль России, стали экономические санкции, введенные в отношении России странами Евросоюза и США. В частности, речь идет об ограничении отечественных кредитных организаций в выходе на зарубежные долговые рынки.
«При этом фондовый рынок не развивается. Но мы ищем альтернативные источники фондирования», — рассказал DK.RU президент Уральского банка реконструкции и развития Антон Соловьев.
Резкое повышение Центробанком ключевой ставки с 10,5% до 17% вкупе со скачками валютных курсов обозначили основные тренды развития банковской отрасти в следующем году, уверен г н Соловьев.
«Конъюнктура рынка такова, что многим придется корректировать свою бизнес модель: потребительский сектор существенно изменится, сузится. Нам нужно будет эффективно работать в условиях гиперволатильности курса рубля и высоких ставок по кредитам и депозитам», — пояснил он.
Потрясение — валютная паника, которую в конце 2014 г. пережила экономика страны, — заставит банковскую отрасль сильно измениться. По словам Антона Соловьева, только на первичную адаптацию к новым реалиям понадобится около трех месяцев.
«К концу первого квартала 2015 г. можно будет начать делать среднесрочные прогнозы. Пока же можно говорить о том, что улучшение ситуации в отрасли нам видится не раньше, чем к концу следующего года. Банкам придется удерживать свои позиции в новых условиях, когда темпы роста доходов и продаж не будут увеличиваться», — подытожил г н Соловьев.
Плюсы: Консолидация рынка пошла на пользу оставшимся
Банковский рынок в России в течение 2014 г. быстрыми темпами укрупнялся. Мощным стимулом стали действия Центробанка, который начиная с января отозвал лицензии у 84 кредитных организаций. Пики активности регулятора в этом смысле пришлись на март (минус десять банков), сентябрь (девять) и октябрь (десять), а минимум — на декабрь (по состоянию на 18 декабря отозвано всего лишь три лицензии). Свердловская область за год лишилась Сберинвестбанка и Банка24.ру.
Прежде всего пали финансовые институты, чьи клиенты проводили нелегальные финансовые операции, а также те, где при высоких объемах кредитования не удалось доказать ЦБ качество кредитного портфеля. Аналитики предполагают, что еще до конца 2014 г. отечественная банковская система может не досчитаться еще нескольких участников — в том числе тех, кто явно не дотягивает до новых нормативов достаточности капитала (300 млн руб. с 1 января 2015 г. против сегодняшних 180 млн). Между тем для тех частных банков, кто прошел год и остался на рынке, 2014 г. оказался не самым плохим. Так, УБРиР вошел в официальный список 30 крупнейших банков России, составляемый ЦБ РФ — единственный свердловский банк в этом списке.
«Банк признан одним из крупнейших в стране благодаря стабильному росту активов и другим ключевым показателям, — комментирует Антон Соловьев. — Мы в три раза увеличили количество офисов и объем чистого операционного дохода, вдвое — число клиентов. И в отличие от многих банков, продолжаем показывать положительную прибыль».