Уральские бизнесмены боятся стрит-ритейловых «черных дыр»
Бизнесмены Екатеринбурга опасаются стрит-ритейловых «черных дыр» - объектов, генерирующих убытки или работающих на грани рентабельности. Даже если они находятся на оживленных улицах в самом центре.
По словам уральских бизнесменов, к выбору помещений стрит-ритейл они подходят скрупулезно – как минимум просчитывают людской и автомобильный трафик рядом и интересуются причинами, по которым прежний арендатор съехал. Если этого не сделать, велик шанс поселиться в «черной дыре» - объекте, генерирующем убытки или работающем на грани рентабельности, даже если он находится на оживленной улице в самом центре.
Так, у риэлторов дурной славой пользуется помещение на ул. Малышева, 21/2 - на первый взгляд, место удачное – в 50 м от перекрестка, прямо перед входом останавливается общественный транспорт, справа – театр «Волхонка», пиццерия и салон сотовой связи. Здесь была парикмахерская, затем – сменяли друг друга аптеки «Ригла» и «Первая помощь» - без особого успеха. В 2010 г. сюда зашла сеть «Классика», продержалась два года, и избавилась от «черной дыры», открыв аптеку через два квартала – на ул. Малышева, 7. Помещение с тех пор арендует сеть кулинарий «Космос» - в компании говорят, что результатами точки довольны, и съезжать не собираются.
Помещение на ул. Малышева, 21/2 пользуется у арендаторов дурной славой
Про другую «черную дыру» «ДК» рассказывал Андрей Блюм, директор управляющей компании «АСА» (сеть «Аптечный стандарт»):
«Несколько лет назад мне подвернулась возможность открыть аптеку на проспекте Ленина, 56. Место казалось идеальным - высокий пешеходный трафик на пересечении транспортных потоков. Рядом с аптекой - остановки автобуса и трамвая, неподалеку - конечный пункт пригородного автобуса, тут же - железнодорожная станция Первомайская: пассажиры с поезда попадают прямо в центр города. Мы потирали руки, думали, ничего и делать не придется, но столкнулись с парадоксом – в аптеку люди не заходили».
По словам владельца пекарни «На Вишневой» Анатолия Павлова, в таких необъяснимых вещах легко увидеть мистическое:
«В 1990-е гг. я арендовал киоск рядом с Дворцом спорта на ул. Большакова – торговля шла очень бойко. Сейчас на этом месте работает салон сотовой связи - говорят, по сравнению с соседними точками там продают в два раза больше товара. Может быть, я там что-то наколдовал? Но вот точку на ул. Московская-Щорса раскачать не смог, как ни бился – хотя место очень проходимое. Причем торговля там шла так себе и до меня, и после. Это место считается бедовым».
Среди неудачных для бизнеса мест также называют ул. Бажова и Первомайскую. Но, поясняет аналитик УПН Гурам Тухашвили, никакой мистики в этом нет:
«Ликвидность объекта напрямую зависит от пешеходного потока, чуть меньше – от транспортного. Нужно встать у здания с секундомером и посчитать количество людей в утренний и вечерние часы пик. И днем. Тогда станет очевидно, что ул. Бажова объективно проигрывает той же ул. Вайнера».
Бизнесмены говорят также о «намоленных» улицах – где сложились целые кластеры магазинов одной направленности, причем покупателей много всегда, и ходит именно целевая аудитория. Так, на ул. Свердлова сосредоточены магазины мехов и кожгалантереи, на ул. Пушкина – офисы туркомпаний, ул. Луначарского отдана свадебным салонам. Известен также радиоуголок на ул. Луначарского, где с начала 1990-х гг. работали киоски с радиодеталями – сейчас в этом месте также сгруппированы профильные магазины. Есть и точечные примеры: так, бывший магазин «Спорттовары», работавший на ул. Ленина со времен СССР, сохранил специализацию – там работают Reebok, Adidas и «Кант».
Ул. Радищева до начала 2000-х гг. была похоронной: там работали многочисленные салоны ритуальных услуг, продавали гробы, а вдоль фасадов расставляли образцы искусственных букетов, венков и надгробий. Однако с 2002 г. здесь начали строить клубный дом «Тихвинъ», и специализация улицы за несколько лет сменилась. Сейчас на Радищева находятся самые дорогие в городе бутики и магазины, предлагающие эксклюзивную одежду, косметику и парфюмерию, а также рестораны высокого класса. Любопытно, что в Москве магазины сегмента luxury также предпочитают держаться вместе, но самые топовые бутики и рестораны расположены на центральной улице - Тверской - и прилегающих к ней переулках (Старый и Новый Арбат, Третьяковский проезд и Кутузовский проспект). В Екатеринбурге центральная магистраль – проспект Ленина – весьма демократична.
По словам экспертов, группировка магазинов или офисов по сферам происходит стихийно, и объясняется желанием игроков получить часть покупателей конкурента.
«Понятно, что генпланом города развитие какой-нибудь «меховой» улицы не предусмотрено, это сделал рынок. Логика такая: если кто-то открыл магазин шуб, и тот стал успешным, рядом тут же появится еще одна точка с мехами – у конкурентов очень высок соблазн паразитировать на покупательском трафике магазина-пионера. Но это две точки отъедают поток друг у друга. А когда их становится уже семь-восемь, возникает синергетический эффект - магазины генерируют совокупный трафик, которого хватает на всех», - поясняет Алексей Караваев, председатель правления Совета управляющих компаний Екатеринбурга.