Уральские бизнесмены прикинулись журналистами
Предприниматели Екатеринбурга погрузились в атмосферу триллера, чтобы примерить опыт американцев, бросивших вызов государственной системе. Вернувшись, они обменялись впечатлениями.
СРО «Деловая Россия» и журнал «Деловой квартал» собрали в клубе «Синемалогия» екатеринбургских предпринимателей, чтобы обсудить отношения бизнеса с государством. Судя по откликам, они обостряются. Формальным поводом стал американский разговорный триллер «В центре внимания» (2015 г.), получивший «Оскара» за лучший фильм и лучший оригинальный сценарий, основанный на реальных событиях.
Крайний слева – Майкл Китон в роли руководителя отдела расследований, рядом с ним – Лив Шрайбер в роли нового главного редактора. Источник: официальные промо-материалы фильма
События – и в жизни, и в кино – относятся к 2001 г., когда новый редактор газеты Boston Globe поручил четырем журналистам из отдела расследований выяснить подробности истории о священнике-педофиле. Те вскоре убедились, что святых отцов, которые насиловали детей, намного больше. Специалист, изучавший проблему, предположил, что их может оказаться 90 (6% от 1500, которые в то время служили в Бостоне). Сам фильм – иезуитски подробный отчет о том, как журналисты вычислили каждого педофила. Статистика не соврала – их оказалось 87. Однако насильникам ничего не грозило – чтобы избежать скандалов, их переводили в другой приход или давали отпуск по болезни. Отдел расследований Boston Globe доказал, что покрывал своих людей кардинал Бернард Лоу.
Станислав Воробьев, предприниматель и бизнес-тренер, которого пригласили модерировать обсуждение фильма, предложил рассматривать сюжет как противостояние человека и системы. В последнее время эта тема стала одной из главных.
– У нас не настоящая синемалогия, – предупредил он собравшихся. – Потому что настоящая – это инструмент психического вмешательства, основанный на измерении отклонения человека от положения эмоционального равновесия через восприятие образов.
И уточнил:
– Любой фильм – это набор образов, картинок, событий и сюжетов. И все люди, исходя из своей психической обусловленности – комплексов, стереотипов, матриц – по-разному реагируют на эти образы и картинки. Если зафиксировать, как именно человек отклоняется от эмоционального равновесия, можно очень сильно покопаться в его внутреннем мире. Но мы не станем заморачиваться за глубокий психоанализ. Наша задача – смотреть кино, отмечая, какие моменты вызвали наибольший эмоциональный отклик.
Отклики не заставили себя ждать.
Антон, инженер:
Пока смотрел фильм, в голове вертелась поговорка: ворон ворону глаз не выклюет. По сути, церковь как транснациональная корпорация, живущая по своим законам, и государство – два ворона, которым проще замять неудобную информацию. Потому что стоимость реального решения проблемы может оказаться слишком высокой.
«Можно ли играть против cистемы и добиться результата?» – спросили себя участники клуба, когда фильм закончился. С одной стороны, журналисты Boston Globe это доказали, разоблачив кардинала, который выгораживал священников-педофилов. С другой стороны, у государство не было интереса разглашать эту информацию. По словам участников «Синемалогии», церковь и сегодня остается инструментом системы, помогающим удерживать людей в узде, тогда как растление малолетних, которым занимались слуги господа, требовало публичного осуждения и наказания виновных. Смириться с этим система не могла. Неудивительно, что после отставки кардинала в Бостоне папа римский Иоанн Павел II нашел ему должность в Римской курии. Значит ли это, что отдел расследования Boston Globe трудился напрасно? – снова спросили себя присутствующие.
Леонид Гункевич, председатель Свердловского регионального отделения «Деловая Россия»:
Читатели привыкают к журналистским разоблачениям. Чем больше информации, ужасов и страхов СМИ вываливают на их головы, тем бесчувственнее становится целевая аудитория. Какие бы катаклизмы не случались, общество найдет способ все сбалансировать, и система – без какого-либо ущерба для себя – будет развиваться дальше. Такая вот конкретная тупиковость.
Участники встречи решили, впрочем, что трудности, выпавшие американским журналистам, не ограничиваются конкретной историей о священниках-педофилах, а характерны для отношений любой социальной группы с любой системой. В частности, для предпринимателей и контролирующих/силовых органов. Если стороны не нарушают правил, установленных законом, есть шанс, что им удастся договориться. Фильм «В центре внимания» – о том, как журналисты Boston Globe сыграли против системы по ее же правилам, не выходя за рамки правовового поля. Победа осталась за ними, но принципиально ничего не изменила. Г-н Воробьев пояснил: согласно теории, любая внешняя атака усиливает и мобилизует систему, делая ее еще менее уязвимой.
Лариса Богданова, директор кадрового агентства:
«Да, с точки зрения системы, возникает ощущение тупика. Но ведь имеет значение общественный резонанс, вызванный расследованием газетчиков, и мнение конкретного обывателя, который, прочитав статью, спросит себя: а нужна ли мне такая церковь, будут ли мои дети ходить туда?»
История, рассказанная Boston Globe, спровоцировала кумулятивный эффект: аналогичные расследования против священников начались в других городах США. Педофилов спасал только срок давности за растление малолетних – к 2001 году, когда происходит действие, их жертвы уже стали взрослыми. Но искать правду журналистам помогали люди с принципами. В фильме есть сцена с судьей-католиком, выдавшим сотрудникам Boston Globe документы, компрометирующие святых отцов. Все это подвело участников «Синемалогии» к выводу, что внешние атаки заставляют систему не только адаптироваться, но и совершенствоваться.
Иван Соломин, блогер:
«Я увидел, что журналист – конъюнктурщик. У чувака не было посыла сделать доброе дело. Он торопился опубликовать скандальный материал раньше, чем о нем узнают конкуренты. И весь отдел расследований склонялся к тому, чтобы сначала завершить проект, а помогать людям уже потом. Это профдеформация».
Почему новый главный редактор поручил отделу расследований раскручивать историю о священниках-педофилах, вступив в конфликт, чреватый судебной тяжбой с влиятельной в Бостоне католической церковью? Зрители рассудили, что им двигали не только гуманистические идеалы, но и стремление увеличить прибыль Boston Globe. Доброе дело должно быть высокодоходным, иначе оно проиграет борьбу со злом. Отсюда участники просмотра перекинули мостик к исторической роли бизнеса.
«70% трудоспособного населения в России работает на государство, – заметил модератор. – Это заложники системы. Оставшиеся 30% связаны с частным сектором – они меньше зависят от государства и готовы изменять среду вокруг себя».
Спор может выйти долгим, но систему желательно менять изнутри, чтобы устранять причины, а не бороться со следствиями, уточнил он.
Опыт американских журналистов, не искоренивших причины педофилии, посчитали неконструктивным.